Тема 7. Статистика населения и затрат труда

Управление занятостью на федеральном уровне

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Феде­рации» определяет как правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, так и гарантии государства по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

В законе содержится также указание на полномочия федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са­моуправления в сфере содействия занятости населения.

Основные полномочия федеральных органов государственной власти:

1 реализация основных направлений государственной полити­ки в области содействия занятости населения;

2 принятие федеральных законов и иных нормативных право­вых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

3 разработка и финансовое обеспечение программ, предусмат­ривающих мероприятия по содействию занятости населения;

4 установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5 разработка мер активной политики занятости населения;

6 формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

7 координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпри­нимательства и самозанятости.

На федеральном уровне вопросы обе­спечения занятости населения непосредственно входят в компетенцию Федераль­ной службы по труду и занятости, которая вместе с другими упол­номоченными в данной сфере органами образует федеральную госу­дарственную систему занятости населения в Российской Федерации.Эта федеральная государственная система включает в себя сле­дующие органы и учреждения:

· на федеральном уровне - Минздравсоцразвития России и Федеральная Служба по труду и занятости (Роструд);

· на уровне субъектов Российской Федерации – территориальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах;

· на уровне районов (городов) - учреждения службы занято­сти, которые обычно носят название районного (городского) цен­тра (управления, отдела) занятости населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, свя­занные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществле­нием государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций. Помимо этого, они занимаются обеспечением реализации прав граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите, в порядке, предусмотренном за­конодательством.

В связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях Российской Фе­дерации, органы государственной власти субъектов РФтакже разрабатывают и реализуют мероприя­тия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по изменению порядка и условий назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий и др.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения

Различия в деятельности указанных органов зависят от круга решаемых ими вопросов в сфере занятости населения, от объема правомочий, которыми они наделены.

Государственную политику и нормативно-правовое регулиро­вание и управление в области занятости населения на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). В его ведении находится Федераль­ная служба по труду и занятости (Роструд).

Основные функции Роструда:

1) контроль и надзор за соблюдением трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об аль­тернативной гражданской службе;

2) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в за­крепленных сферах деятельности;

3) организация альтернативной гражданской службы;

4) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Деятельность Роструда осуществляется непосредственно че­рез его территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 но­ября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения админи­стративных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден Административный регламент Федеральной служ­бы по труду и занятости по предоставлению государственной ус­луги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в подборе необходимых работников (Утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 июля 2006 г. №513).

Основной целью этого регламента является:

1 повышение качества предо­ставления и доступности государственной услуги,

2 создание ком­фортных условий для получателей услуги,

3 определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

Органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, обладающими полномочиями в осуществлении государ­ственной политики в сфере содействия занятости населения, яв­ляются:

1 законодательные (представительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации;

2 органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, включая высших должностных лиц - глав субъектов Российской Федерации (президенты, губернаторы и др.);

3 отраслевые органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации - органы по труду, органы социальной защиты, органы образования, территориальные органы внебюджетных фондов социального страхования (ПФР, ФСС России, фонды ОМС) и др.

Согласно Федеральному закону «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» в случаях массового увольнения работни­ков и в связи с трудностями в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции по предложению органов службы занятости населения, проф­союзных органов могут на срок до шести месяцев принимать иные решения по их социальной защите (например, на этот период вводить для увольняемых работников неполный рабочий день (сме­ну) и (или) неполную рабочую неделю). При этом финансирование этих мероприятий осу­ществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Непосредственную работу по реализации государственной политики в области занятости населения в субъектах Российской Федерации осуществляют тер­риториальные органы Федеральной службы по труду и занятости - управления федеральной государственной служ­бы занятости населения по субъектам Российской Федерации (далее - УФСЗН, управление ФСЗН).

Управление ФСЗН в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

1 Кон­ституцией Российской Федерации,

2 федеральными конституцион­ными законами,

3 федеральными законами,

4 указами и распоряже­ниями Президента РФ,

5 постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,

6 норма­тивными правовыми актами Минздравсоцразвития России,

7 Поло­жением о Федеральной службе по труду и занятости,

8 индивидуаль­ными правовыми актами Службы, а также своим Положением.

Управление ФСЗН осуществляет свою деятельность непосред­ственно через государственные учреждения службы занятости (цен­тры занятости населения) во взаимодействии с территориальными органами федеральных ор­ганов исполни-тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия УФСЗН на территории субъекта

Российской Федерации:

1) Осуществление контрольных функций за обеспечением го­сударственных гарантий в области занятости населения и про­хождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.

2) Обеспечение регистрации граждан в целях поиска подходя­щей работы и безработных граждан.

3) Обеспечение и оказание государственных услуг:

1 по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

2 по информированию о положении на рынке труда;

3 по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

4 по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;

5 по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безра­ботными;

6 по организации проведения оплачиваемых общественных работ;

7 по организации временного трудоустройства безработных граж­дан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граж­дан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

8 по социальной адаптации безра­ботных граждан на рынке труда;

9 по содействию самозанятости насе­ления;

10 по выдаче работодателям заключений о привлечении и исполь­зовании иностранных работников;

11 по содействию гражданам в пере­селении для работы в сельской местности.

4) Осуществление реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском уволь­нения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

5) Осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.

6) Организация работы и контроля деятельности центров заня­тости.

7) Формирование и представление в Роструд предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию УСФЗН и центров занятости.

8) Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные за­конодательством срок и др.

Структура УФСЗН определяется возложенными на него зада­чами и основными направлениями деятельности. Например, в его составе могут быть образованы следующие подразделения - отде­лы:

1 бухгалтерского учета и отчетности;

2 финансовый;

3 проф­ориентации и профобучения;

4 трудоустройства и специальных про­грамм;

5 программ занятости и рынка труда;

6 пособий и стипендий;

7 по информационным технологиям и автоматизации;

8 администра­тивно-хозяйственный;

9 по кадровым вопросам.

В ходе своей работы УФСЗН также связан с работой иных орга­нов федеральных министерств и ведомств, расположенных в том или ином субъекте Российской Федерации.

1. Статистика численности населения

2. Статистика естественного движения и миграции населения

3. Статистика трудовых ресурсов

4. Показатели занятости населения и безработицы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: