Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ходе изучения дисциплины предусмотрены следующие контрольные вопросы для осуществления текущего контроля знаний студентов:

1. Объект и предмет демографии.

2. Основные категории, методы, задачи, функции демографии.

3. Структура демографии как науки.

4. Этапы становления и развития демографии.

5. Вклад в развитие демографии (Дж. Граунта, Х. Бернулли, А. Гийяра, Ж. Бертийона и др.).

6. Особенности развития демографии в России.

7. Понятие народонаселение в демографии.

8. Закономерности естественного движения населения.

9. Демографический взрыв.

10. Депопуляция.

11. Антропоток.

12. Депрессивная территория.

13. Демографическое старение населения.

14. Демографическая ситуация.

15. Требования к информации в демографии.

16. Особенности текущего статистического учета событий естественного движения населения.

17. Текущие регистры (списки, картотеки) населения.

18. Выборочные и специальные обследования в демографии.

19. Организация учета населения.

20. Итоги переписи населения (любой – на выбор преподавателя).

21. Перепись населения.

22. Этапы переписи населения.

23 Программа переписи населения

23. Принципы проведения переписи населения.

24. Микроперепись населения.

25. Программа обработки данных переписи населения.

26. Численность населения.

27. Категории населения, по которым может учитываться его численность.

28. Структура населения по полу (возрасту).

28 Категории брачного состояния, учитываемые в переписях населения РФ.

29. Домохозяйство.

30. Метод реального (условного) поколения.

31. Показатели естественного движения населения.

32. Рождаемость.

33. Показатели уровня рождаемости.

34. Коэффициенты рождаемости.

35. Плодовитость.

36. Факторы рождаемости.

37. Гипотетический минимум естественной рождаемости.

38. Репродуктивное поведение.

39. Структура репродуктивного поведения.

40. Подходы к изучению репродуктивного поведения в демографии.

41. Смертность.

42. Показатели смертности.

43. Младенческая смертность.

44. Вероятностные таблицы смертности.

45. Самосохранительное поведение.

46. Рост населения.

47. Воспроизводство населения.

48. Показатели воспроизводства населения.

49. Динамика воспроизводства населения.

50. Типы воспроизводства населения.

51. Концепции воспроизводства населения.

52. Миграция как социально-демографический процесс.

53. Виды миграции.

54. Функции миграции.

55. Стадии миграции.

56. Генетическая структура населения, ее влияние на миграцию.

57. Влияние миграции на характеристики и показатели естественного движения населения.

58. Миграционная политика: сущность, направления.

59. Демографический прогноз: понятие, варианты, классификация.

60. Перспективное исчисление населения: методы.

61. Демографическая политика: сущность, цели, задачи, этапы, направления, результаты, критерии эффективности.

62. Концепция демографической политики.

.

Представленные выше вопросы предназначаются, по мере их изучения, и для проведения промежуточной аттестации студентов:

Перечень вопросов для контроля самостоятельной работы студентов:

1.Предметом демографии являются:

А. Законы естественного воспроизводства населения

Б. Методы изучения населения

В. Факторы, влияющие на воспроизводство населения

Г. Население

2. Объектом демографии является:


1. Нация

2. Социум

3.Народ

4. Население


З. Датой возникновения демографии считается:


1. 1662 г.

2. 1872 г.

3. 1855 г.

4. 1897 г.


3.Задачи демографии – это:

1. Изучение тенденций и факторов в демографических процессах

2. Разработка демографических прогнозов

3. Разработка мероприятий демографической политики

4. Все перечисленное

5. Термин «Демография» ввел в научный оборот:


1. Дж. Граунт

2. А. Гийяр

3. Х. Бернулли

4.А.Кетле


6. Источники информации, используемые в демографии в качестве основных – это:

А. Переписи населения

Б. Периодические издания

В. Текущий статистический учет событий ЕДН

Г. Картотеки населения

7. Что из перечисленного подчеркивает существенные особенности переписи населения?

А. Обобщение информации

Б. Публикация данных о населении

В. Анализ информации

Г. Научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения

8. Принципы проведения переписи населения, не относящиеся к основным:

1. Всеобщности

2. Регулярности

3. Поименности

4. Самоопределения

9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи состоялась:


1. 1897 г.

2. 1874 г.

3. 1870 г.

4. 1833 г.


10. Определите численность временно отсутствующего населения условного города на момент проведения переписи населения, если численность постоянного населения в нем -350000 человек; наличного -375000 человек; временно проживающего населения – 28000человек.

11. Текущий учет событий ЕДН в РФ осуществляется:


1. Учреждениями здравоохранения

2. Органами внутренних дел

3. Сельскими администрациями

4. Органами ЗАГС


12. На 1000 женщин в составе населения страны приходится 885 мужчин. Определите количество женщин, приходящихся на 1000 мужчин.

13. Отметьте характеристики, соответствующие регрессивному типу воспроизводства населения:


1. Рост смертности

2. Увеличение рождаемости

3.Снижение смертности

4. Снижение рождаемости


14. Депопуляция – это:


1. Снижение рождаемости

4. Вымирание населения

2. Рост смертности

3.Последствия миграции


Перечень экзаменационных вопросов:

1.Объект и предмет демографии, ее задачи, методы и функции.

2.Структура демографии, ее взаимосвязь с другими науками.

3.Этапы становления и развития демографии.

4.источники информации о населении (общая характеристика), требования к информации о населении.

5. Переписи населения как источник информации о населении.

6.История проведения переписей населения.

7. Программа переписи населения.

8. Программа обработки данных переписи населения.

9. Принципы проведения переписи населения.

10.Текущий статистический учет событий естественного движения населения (ЕДН), особенности его организации в городской и сельской местности.

11.Выборочные и специальные обследования в демографии.

12. Численность населения, ее виды.

13.Половая структура населения. Показатели соотношения полов.

14.Возрастная структура населения и ее связь с режимом воспроизводства населения.

15.Половозрастные пирамиды, их применение в анализе демографических процессов.

16.Брачная структура населения.

17.Семья и домохозяйство, современные тенденции в их структуре.

18.Показатели ЕДН, их общая характеристика.

19.Методы реального и условного поколения в расчете показателей ЕДН.

20.Рождаемость и плодовитость.

21. Коэффициенты рождаемости, их графическое изображение и характеристика.

22.Динамика рождаемости в РФ.

23.Репродуктивное поведение и подходы к его изучению (факторный, структурный).

24. Структура репродуктивного поведения.

25.Смертность. Показатели смертности (общая характеристика).

26.Вероятностные таблицы смертности: возможности и направления их использования в анализе демографических процессов.

27.Особенности изучения младенческой и детской смертности в демографии.

28.Классификация причин смертности. Тенденции в смертности по причинам смерти.

29.Средняя и ожидаемая продолжительность жизни.

30.Самосохранительное поведение: структура и виды.

31.Депопуляция, ее причины.

32.Условия простого и расширенного воспроизводство населения.

33. Показатели воспроизводства населения: брутто-, нетто-, общий коэффициент естественного прироста населения.

34.Демографическое прогнозирование: сущность, цели и задачи.

35.Классификация демографических прогнозов.

36.Аналитический прогноз.

37.Прогноз-предостережение.

38.Нормативный прогноз.

39.Методы демографического прогнозирования.

40.Прогнозирование смертности.

41.Прогнозирование рождаемости.

42.Прогнозы численности населения.

43.Миграция как социально-демографический процесс.

44. Стадии миграции. Концепция трех стадий миграционного процесса.

45. Генетическая структура населения, ее влияние на миграцию. Методы ее изучения.

46.Объективные и субъективные факторы миграции.

47.Миграционные потоки.

48. Проблемы миграции и миграционная политика России в современных условиях.

49.Демографическая ситуация в РФ и ее регионах.

50.Цели, принципы, задачи, этапы, направления, результаты, критерии эффективности современной демографической политики РФ.

51.Этапы и механизмы реализации демографической политики РФ на период до 2025 года.

52.Региональные аспекты демографической политики РФ.

53.Демографическая ситуация в Пензенской области.

54.Вопросы демографической политики в деятельности органов власти РФ.

Для того, что бы студент был допущен до сдачи экзамена, он должен набрать на протяжении семестра 36 баллов. За выполнение реферата он может получить от 5 до 8 баллов, на семинарских занятиях он может получить за ответы от 5 до 10 баллов. За доклады на коллоквиумах может получить от 7 до 12 баллов. За конспекты лекций – от 2 до 5 баллов. За самостоятельную работу (конспект главы книги или статьи – 1-3 баллов; терминологический словарь к теме – 1-3 баллов; составление тестов по теме – до 7 баллов. За контрольные мероприятия (терминологический диктант, тестирование, контрольная работа) студент может набрать до 6 баллов.

За выполнение заданий усложненного уровня (эссе по заданной теме, выполнение дополнительных заданий преподавателя, реферативный обзор научного журнала или сборника научных статей), подготовку презентации по заданной теме – до 5 баллов. За задания углубленного уровня (публикация научных тезисов, статей, участие в научном исследовании, переписи населения, призовое место на олимпиаде, конкурсе студенческих работ и т.п.) начисляется до 10 баллов. При этом максимальное количество баллов за выполнение заданий повышенной сложности не должно превышать число 40.

Максимум баллов, которые он может набрать в течение семестра, – 60. На экзамене он должен набрать от 24 до 40 баллов, чтобы получить положительную оценку.

Основная литература:

1.Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Утв. Указ Президента РФ №1351 от 09.10.2007 г

2. Борисов В.А. Демография – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2008.- 272 с.

3.Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-352 с.

4.Демография (основные понятия); Учебное пособие для студентов вузов. Маркин В.В., Кошевой О.С. – Пенза, Изд-во Пенз. гос. универс., 2001.- 96 с.

5.Демография: учеб. пособие /кол. авт.; под ред. проф. В.Г. Глушковой.- М.: КНОРУС, 20076.-304 с.

6.Медков В.М. Демография: Учебник.- М.: ИНФРА, 2009.- 683 с.

7. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.,1994.

8.Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М.,2003.

9.Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. М.,2011.

10.Рунова Т.Г. Демография: учеб. пособие.- М.: МГИУ, 2009.- 136 с.

11.Тамбулатов Д.Л. Демография: курс лекций. – М.: Высшая школа, 2008.-482 с.

12.Фадеева В.И. Демография: курс лекций. – М.: Вузовский учебник, 2007.-564 с.

13.Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» и др. эконом. специальностям.- М.: Омега-Л, 2007.-350 с.

14.Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения.- М.: РАГС, 1997.

15. Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г.: Культура: Академический проект, 2005.- 208 с.

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» №143-ФЗ от15.11.1997 (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный закон «О беженцах» №95-ФЗ от 28.06.1997 (с изменениями и дополнениями).

3..Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» №202-ФЗ от 28.08.1997 (с изменениями и дополнениями).

4.Государство. Антропоток. Доклад центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа. Н.Новгород. – М: 2002.

5.Демографический ежегодник России. – М.: Госкомстат России.

6. Демографический ежегодник пензенской области: статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.- Пенза (Официальное издание).

Журналы: Литература дополнительная:

1. Журналы: «Вестник Московского университета, серия 21 «Управление (государство и общество)»», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 «Философия. Политология. Социология. Психология. Международные отношения», 8 «Менеджмент», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы статистики», «Государственная служба», «Проблемы теории и практики управления», «Социальная политика и социальное партнерство», «Стандарты и качество», «Управление проектами»,“Public Administration Review”, “International journal of public administration”.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

В процессе изучения курса «Демография» проводятся практические (семинарские) занятия. Цели проведения этих занятий состоят в следующем:

– закрепить учебный материал, данный на лекционных занятиях;

– рассмотреть наиболее сложные теоретические и практические проблемы современной демографии и демографической политики;

– оформить свое отношение к проблемам, изучаемым в рамках курса;

– сформировать умения и навыки использования изученного материала в практической деятельности.

Кроме того, практические занятия предназначены для проведения текущего контроля успеваемости студента.

Время на подготовку к семинарскому занятию предоставляется студенту в соответствии с ГРАФИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Работа студента на семинаре оценивается в соответствии с принятой на кафедре «Государственное управление и социология региона» шкалой отметок. Она является важнейшим критерием при сдаче студентом семестрового зачета

Подготовка к практическим занятиям: Необходимо внимательно изучить ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Для подготовки устного ответа на основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, следует внимательно просмотреть соответствующую лекцию, а также РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

Особенностью курса «Демография» является то, что большинство проблем, обсуждаемых на семинарских занятиях, являются дискуссионными; на них, как правило, существует несколько точек зрения. По этой причине студент должен подходить к подготовке к семинарскому занятию максимально творчески. Это касается и основных пунктов плана, и дополнительных вопросов.

Рекомендуется приступить к написанию плана (или конспекта) ответа на вопросы только после нахождения литературы по этим вопросам. Как правило, выступление по каждому из пунктов плана семинарского занятия должно быть подготовлено на основе нескольких источников.

После составления плана (конспекта), следует обратить внимание на ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ, имеющиеся в плане практического занятия. Вопросы для самоконтроля позволяют студенту понять, усвоил ли он основное содержание учебного материала по данной теме. Ответы на эти:задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике. Вместе с тем, ответы на эти вопросы также должны базироваться на знаниях, полученных при чтении лекций, изучении научной и учебной литературы, статистической информации, нормативных, программных и других документов государственной и муниципальной власти.

В ходе практического занятия обсуждаются последовательно все вопросы, имеющиеся в плане.

Сначала преподаватель напоминает цели, задачи, порядок проведения занятия.

Затем один из студентов делает развернутое выступление по пункту основного плана.

Далее по основному выступлению начинается дискуссия, проходящая по следующей схеме:

– преподаватель и студенты задают вопросы выступающему;

– выступающий отвечает на эти вопросы;

– студенты и преподаватель высказывают свои точки зрения по поводу заданных вопросов, если ответы основного выступающего показались им неполными или неточными;

– студенты выступают с развернутыми дополнениями к выступлению;

– обсуждаются проблемные вопросы, предложенные в плане занятия или в ходе дискуссии.

Преподаватель подводит итоги занятия.

Активность студентов в ходе дискуссии учитывается при выставлении отметки по итогам занятия. Особо оцениваются удачные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.

Если практическое занятие должно проходить по особой схеме, это специально оговаривается в плане занятия.

Темы курсовых (контрольных) работ:

1. Становление демографии как науки.

2.Место демографии в системе других наук.

3.Закономерности естественного движения населения.

4.Структура и функции демографии.

5.Система демографических наук.

6.Демографические структуры и процессы.

7.Вклад в развитие демографии (может быть предложен любой из известных в демографии авторов)

8.Развитие демографии в России.

9.Депрессивные территории.

10.Антропотоки.

11.Демографические вызовы современности.

12.Организация учета населения в сельской местности.

13.Современные тенденции в организации учета населения и событий естественного движения населения.

14.Организация и проведение Всероссийской переписи населения 2010 г.

15.Анализ итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.

16.Тенденции в изменении численности населения Земного шара.

17.Брачная и семейная структура населения РФ по итогам переписей населения.

18. Подходы к исследованию рождаемости в демографии.

19.Динамика рождаемости в мире.

20.Структура репродуктивного поведения.

21.Применение вероятностных таблиц смертности в исследовании демографических процессов.

22.Концепции воспроизводства населения.

23.Управление миграционными процессами.

24.Государственная миграционная политика.

25.Прогнозирование рождаемости (смертности, изменения численности населения).

26.Сущность и направления современной государственной демографической политики (на примере нескольких стран).

26.Цели современной демографической политики в РФ.

27.Задачи современной государственной демографической политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: