double arrow

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Аннотация

Г.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Профиль подготовки______________________________________________

______________________________________________________________________

Направление подготовки081100___________________________________

К.и.н., доцент Неделько С.И.

Протокол № от

Программа одобрена на заседании кафедры ГУ и СР

Факультета: к.с.н., доцент Еремина Е.В.

Председатель методической комиссии

Рецензент: _______________________________________________.

Автор: к.ф.н., доцент Копытов В.В.

Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Демография», «Демографическая политика»

Направление подготовки 081100

«Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки___________________________________________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр -специалист

Форма обучения очная 4 5 лет

Зав. кафедрой:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

___________________________Демография___________________________
(наименование дисциплины (модуля)

Квалификация (степень) выпускникабакалавр____________________




(бакалавр, магистр, специалист)

Форма обученияочная_____________________________________________

(очная, очно-заочная)


на учебную дисциплину «Демография»(«Демографическая политика»), изучаемую в рамках ООП.

Целью изучения дисциплины «ДЕМОГРАФИЯ» («Демографическая политика») является формирование общекультурной компетенции:

«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».

В ходе изучения дисциплины «Демография» студенты усваиваютобщетеоретический курс, получают представления о направлениях демографических исследований, знакомятся с концепциями демографической политики, формируют знания об основных закономерностях естественного движения населения, основных факторах, влияющих на этот процесс, условиях разработки и реализации демографической политики. Усваиваются знания о демографических структурах и процессах, методах их исследования, об основных источниках информации в демографии и возможностях их применения в теоретической и практической деятельности. Формируются знания и представления о специфике протекания демографических процессов на региональном и местном уровнях, об экономических, этнических, территориальных и других факторах, влияющих на демографическую ситуацию и демографические тенденции в мире, стране, регионе, административно-территориальном образовании.

Студенты усваивают и учатся применять основные понятия, разрабатываемые в демографии. Особое место и значение при изучении курса отводится характеристикам и показателям естественного воспроизводства населения, которыми студенты должны свободно оперировать к моменту завершения изучения дисциплины. Среди них: рождаемость, плодовитость, репродуктивное поведение, брачность, разводимость, смертность и самосохранительное поведение, естественный прирост и естественная убыль населения, рост и воспроизводство населения, типы и концепции естественного воспроизводства населения, демографический взрыв и депопуляция, миграция как социально-демографический процесс и ее влияние на характеристики и показатели естественного движения населения, демографический прогноз и методы перспективного исчисления населения, демографическая политика и демографические вызовы современности, антропотоки, депрессивные территории, типы воспроизводства населения.



На основе приобретенных знаний формируются умения анализировать и прогнозировать демографические процессы, непосредственно влияющие на экономические, политические, национальные, культурные и другие отношения и процессы в обществе, в том или ином регионе. Проводить сравнительный анализ демографических ситуаций и процессов, опираясь на различные источники информации о населении, в том числе на статистику населения и итоги переписей населения. Студенты должны адекватно оценивать складывающуюся демографическую ситуацию в стране и ее регионах, разрабатывать программы и краткосрочные прогнозы, опираясь на имеющиеся показатели и учитывая складывающиеся демографические тенденции, анализировать различные теоретические концепции, реальные программы и проекты.



Приобретаются навыки владения методами анализа демографических процессов, оценки деятельности органов государственного управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области социальной и в том числе демографической политики реальному положению дел; методами сравнительного анализа состояния демографических ситуаций и демографических процессов в разные периоды времени, в различных странах и регионах. Формируются навыки планирования и прогнозирования социально-экономических, социально-политических и социокультурных процессов с учетом такой важнейшей составляющей как демографические характеристики населения.

Эти результаты освоения дисциплины «ДЕМОГРАФИЯ» («Демографическая политика») достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данной компетенции у студентов,лекций с применением мультимедийных технологий;

Проведение семинаров в форме групповых дискуссий;

Использование деловых игр на практических занятиях;

Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность (проведение

демографических исследований).

Привлечение студентов к участию в переписях и других обследованиях населения, подготовка на основе полученных материалов и данных эссе, рефератов, научных публикаций и дипломных проектов.

Учебная дисциплина «Демография» («Демографическая политика») относится к общепрофессиональному циклу, при ее изучении студенты должны опираться на знания, полученные в процессе усвоения курсов «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология». Компетенции, приобретенные в ходе изучения демографии, готовят студента к профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

Продолжительность изучения дисциплины – один семестр

Целью освоения учебной дисциплины (модуля) Демография является

формирование общекультурной компетенции выпускника:

«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Демография» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.Изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов математических знаний (теория вероятностей, математическая статистика), основ экономической теории (основных экономических показателей, отражающих состояние национальной и региональной экономики), основ теории управления, социологических методов исследования. Эти знания должны быть получены в ходе изучения таких дисциплин, предшествующих данной, как: «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология».

Студенты должны уметь применять общенаучные методы и методы специальных наук к исследованию общественных процессов и отношений, например: макроэкономический анализ ситуации в национальной экономике, анализ социально – экономических и социально–политических процессов, протекающих как на национальном, так и на международном уровне, делать общие выводы, давать прогнозы развития ситуации на основе проведенного анализа. Студенты должны владеть математическими методами (математическое моделирование, вероятностные методы) и применять их при исследовании общественных явлений и фактов. Они должны знать и уметь применять социологические методы и приемы: опрос, исследование документов, наблюдение, выборочный метод, социальный эксперимент. Они должны уметь анализировать рыночные процессы и отношения, учитывать при этом многообразные факторы, на них влияющие

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знатьосновные положения и концепции демографии, представлять ее структуру, этапы ее становления и развития; сформировать знания об основных закономерностях естественного воспроизводства населения, факторах, влияющих на этот процесс, условиях и типах естественного воспроизводства населения, возможностях управления демографическими процессами на разных уровнях (общегосударственном, субъектном, местном), прежде всего, посредством их прогнозирования, разработки и реализации государственной демографической политики. Усвоить знания об основных направлениях современной демографической политики России, критериях оценки эффективности данной политики, особенностях ее реализации в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Овладеть понятийным аппаратом демографии и основными показателями естественного движения населения, научиться пользоваться всем этим в теоретической и практической деятельности, доходчиво разъяснять положения демографических концепций и теорий, демографической политики. Хорошо представлять состояние и сущность демографических проблем современного общества, связь демографических процессов и проблем с другими социальными процессами, явлениями и проблемами, например такими, как: пенсионное обеспечение, преступность, безработица, «утечка умов», межнациональные (межэтнические) отношения и другие.

Научиться пользоваться источниками информации о демографических явлениях и процессах, приемами и принципами сбора, обработки и анализа демографической информации. Знать требования к информации в демографии и учитывать их при прогнозировании демографических процессов и разработке мероприятий демографической политики.

Усвоить сущность миграции как механического движения населения, знать возможное влияние миграции на течение и направленность развития демографических процессов в стране, регионе, муниципальном образовании.

Знать сущность, методы и возможности демографического прогнозирования, виды, функции, специфику демографических прогнозов, определять их место в разработке и реализации демографической политики.

2)Уметь анализировать демографические процессы, самостоятельно формулировать цели и задачи демографических исследований, пользоваться методами демографии для решения конкретных задач в экспертной, консалтинговой, аналитической деятельности.

Разрабатывать основанные на демографических знаниях рекомендации для принятия обоснованных управленческих решений на местном, региональном, общегосударственном уровнях.

Использовать полученные в ходе изучения демографии знания в преподавательской деятельности, в устных выступлениях перед любой аудиторией, при подготовке научных тезисов и статей по социальной проблематике.

Применять полученные знания для пропаганды репродуктивного здоровья и самосохранительного поведения, уметь поддерживать на достаточно высоком уровне собственное репродуктивное здоровье и защищать свою жизнь.

Разрабатывать социальные программы и проекты с учетом демографической составляющей, уметь оценивать реальность и обоснованность демографических прогнозов, мероприятий демографической политики.

3)Владеть методами демографического прогнозирования и проектирования, планирования демографических процессов и их регулирования, информацией о демографических структурах и процессах, критериями оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики, приоритетных социальных проектов и долгосрочных целевых программ, деятельности органов государственного и муниципального управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области разработки и реализации ими мероприятий демографической политики и ее последствий в различных сферах общественной жизни.