Образовательные технологии. На подготовку к экзамену студенту заочной формы обучения отводится 36 часов самостоятельной работы/

На подготовку к экзамену студенту заочной формы обучения отводится 36 часов самостоятельной работы/.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 8 _____ зачетных единиц, _____ 136 ______ часов, в т. ч. 68 аудиторных.

Для студентов заочного факультета общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 9 _____ зачетных единиц, _____ 150 ______ часов, в т. ч. 14 аудиторных.


№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ции Семинары Самост.работа Курсов. работа
    Объект, предмет, категории функции, методы, задачи демографии История возникновения и развития демографии Теоретические аспекты изучения народонаселения. Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).                                                           В   Т Е ч Н И Е   С Е М Е С Т Р А     Тестовое задание     Тестовое задание     Контрольная работа     Контрольная работа Коллоквиум
  Источники информации о населении (общая характеристика).   Перепись населения как источник информации о населении. Численность, структура и состав населения                                                 В   Т Е ч Н И Е     Тестовое задание Контрольная работа     Тестовое задание Контрольная работа     Тестовое задание Контрольная работа  
  Рождаемость и ее изучение в демографии. Репродуктивное поведение. Смертность, ее связь с условиями жизни. Воспроизводство населения. Миграция населения и ее изучение в демографии                                                         С Е М Е С Т Р А   Коллоквиум   Тестовое задание     Тестовое задание   Тестовое задание Контрольная работа   Тестовое задание Коллоквиум  
  Демографическое прогнозирование. Демографическая политика и ее реализация в регионе                   Тестовое задание Контрольная работа     Коллоквиум Тестовое задание  

Для студентов заочного факультета

№ п/п Раздел учебной дис циплины Семестр Устан. сессия Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ции Семинары Самст.работа Контр. работа
    Объект, предмет, методы, задачи демографии История возникновения и развития демографии Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).               В   Т Е ч Н И Е   С Е М Е С Т Р А     Контрольная работа Тестовое задание  
  Источники информации о населении (общая характеристика).   Численность, структура и состав населения                 В   Т Е ч Н И Е     Тестовое задание Контрольная работа  
  Рождаемость, репродуктивное поведение, Смертность, воспроизводство населения. Миграция как Социально-демографический процесс.                     С Е М Е С Т Р А     Контрольная работа   Тестовое задание  
  Демографическое прогнозирование. Демографическая политика и ее реализация в регионе                 Контрольная работа   Тестовое задание  

В первом разделе дисциплины дается материал о месте и роли демографии как науки и учебной дисциплины в общей системе гуманитарных, экономических и профессиональных дисциплин. Описываются предмет, объект исследования этой науки, методы, которые в ней применяются для достижения поставленных целей; функции данной дисциплины. Дается исторический обзор развития демографии как науки в зарубежных странах и в России. Выделяются, рассматриваются и анализируются основные этапы в становлении и развитии демографии, характеризуется современное ее состояние, ее внутренняя дифференциация. Особое внимание уделяется основным понятиям, которыми оперирует демография, вкладу основоположников науки в определение ее объекта и предмета, в процесс институциолизации демографии. Дается общая характеристика тенденций и закономерностей развития народонаселения в мире (России). Также рассматриваются демографические вызовы современности: снижение темпов рождаемости, высокая смертность, старение населения, депопуляция, эмиграция и иммиграция. Дается характеристика демографической ситуации в регионе в сравнении с демографической ситуацией в России в целом и в других регионах.

Во втором разделе дисциплины подробно анализируются основные источники информации о демографических структурах и процессах: текущий статистический учет событий естественного движения населения, текущие регистры (списки, картотеки) населения, выборочные и специальные обследования населения, переписи населения как основной источник информации о населении. Обращается внимание на особенности организации учета населения в различные исторические периоды, на различных территориях, в городе и в сельской местности, характеризуются современные тенденции в организации учета населения и событий естественного движения населения в различных странах. Акцент ставится на требованиях к информации в демографии, на достоинствах и недостатках перечисленных источников информации, на знании и необходимости соблюдения соответствующих принципов в ходе сбора и обработки информации, знании нормативных актов и требований по вопросам работы с этой информацией (особенно степени и меры ответственности государственных органов власти, государственных гражданских служащих, граждан за хранение, использование и распространение данной информации).

При сравнительном анализе источников информации о демографических явлениях, событиях и процессах приоритет отдается переписям населения как одному из основных и официально признаваемых и на международном уровне, и в России. Рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день подходы к определению указанного понятия, делается сравнительный анализ данных подходов и определений, освещается история проведения переписей населения в мире и в России.

Дается характеристика основных этапов переписи населения и принципов ее проведения, достоинствам и недостаткам сбора данных о населении посредством проведения переписи, раскрывается содержание программы переписи населения и программы обработки данных переписи населения, анализируются итоги последних переписей и микропереписей населения в Российской Федерации.

Обращается внимание на значение показателей численности населения в демографии и в регулировании социальных процессов, указывается на возможность возникновения некоторых проблем, возникающих в связи с организацией учета численности населения по таким категориям, как: наличное, постоянное, юридическое (приписное), временно проживающее, временно отсутствующее. Понятие «население» в демографии подразумевает указание таких его признаков, как: категория, по которой определяется его численность; четко определенный момент времени, на который подсчитывается его численность; административно-территориальные границы, в которых оно находится; способность к самовоспроизводству.

У студентов формируются знания о значении различных подходов к рассмотрению и анализу структуры населения для характеристики и оценки процесса воспроизводства населения (процесса смены поколений). Так, половая структура населения определяется в качестве важнейшего фактора брачности и формирования семейной структуры населения. Студенты учатся применять различные показатели, характеризующие соотношение полов: абсолютные и относительные (процентная доля представителей каждого пола в составе населения, число представителей одного пола, приходящееся на одну тысячу представителей другого пола). При анализе демографических процессов характеристика половой структуры населения позволяет часто определить их состояние и направленность.

Знание характеристик возрастной структуры населения имеет значение не только для демографии, но и для оценки многих общественных процессов и проблем, среди которых могут быть революционная настроенность «молодого» населения и необходимость проведения соответствующей молодежной политики. Старение же населения порождает проблемы пенсионного обеспечения, необходимость формирования системы социальной поддержки пожилых людей, развития соответствующей инфраструктуры и т.п.

В ходе изучения возрастной структуры населения студенты учатся учитывать возрастную аккумуляцию при исследовании демографических процессов, получают обоснованные представления о необходимости и возможностях применения различных возрастных группировок, анализируют демографические события и тенденции путем «прочтения» и сравнения демографических пирамид.

Итогом изучения возрастной структуры населения становится определения ее взаимодействия с режимами воспроизводства населения: примитивным, стационарным, регрессивным и формирование представлений о сущности и условиях реализации этих режимов.

Результатом изучения студентами брачной структуры населения является формирование у них знаний о категориях брачного состояния населения, учитываемых в демографии: никогда не состоявшие в браке, состоящие в браке, вдовые, разведенные, разошедшиеся, моногамный и полигамный браки; использование этих знаний при анализе демографических и социальных процессов; применение в аналитической и исследовательской деятельности группировок и показателей брачного состояния населения, понимании демографических и социальных последствий распадения браков и роста количества неполных семей. Студенты знакомятся и учатся применять методы реального и условного поколения при описании демографических процессов, в том числе расчете лет, прожитых в браке одним поколением.

При изучении семейной структуры населения и структуры домохозяйств студенты получают знания о типологии семей и домохозяйств в демографии, об имеющихся здесь тенденциях, о проблемах современной семьи, о состоянии этого института в целом.

В третьем разделе даются знания об основных демографических процессах и их влиянии на процесс воспроизводства населения в целом. Студенты определяют понятия «рождаемость», «смертность», «репродуктивное поведение», «самосохранительное поведение», «брачность», «разводимость», «плодовитость», знакомятся с системой демографических показателей, с помощью которых характеризуются и анализируются (описываются) эти процессы. Студенты учатся графически изображать и «прочитывать» графическое изображение демографических процессов, применять абсолютные и относительные (вероятностные и коэффициенты) показатели. Они усваивают условия расчета критического значения итогового числа рожденных детей, соответствующего границе простого воспроизводства населения на брачную пару в среднем, способы исследования динамики демографических процессов, определения максимума и минимума естественной рождаемости, факторы рождаемости и смертности, брачности и разводимости. Студенты усваивают опыт изучения указанных демографических процессов, достоинства и недостатки применявшихся и применяемых здесь методов (формулы и подходы к изучению младенческой и детской смертности, индексный метод, методы прямой и косвенной стандартизации коэффициентов, сущность и возможности использования вероятностных таблиц смертности при анализе демографических ситуаций и процессов); такие понятия, как: средняя и ожидаемая продолжительность жизни, факторы и классы причин смертности, виды самосохранительного поведения.

Итогом изучения вопросов третьего раздела становится понимание различий между ростом и воспроизводством населения, причин его естественного прироста и естественной убыли, сущности теорий, концепций и коэффициентов естественного воспроизводства населения, сущности и роли миграции в этом процессе. Студенты получают так же знания о видах, функциях, стадиях миграции, об управлении миграционными процессами, о современной государственной миграционной политике, о миграционной ситуации в регионе, о влиянии миграции на характеристики и показатели естественного движения населения.

В четвертом разделе изучения дисциплины студенты знакомятся с понятиями «демографическое прогнозирование» и «демографическая политика», основными их составляющими. Они получают знания о видах, вариантах, методах перспективного исчисления населения, о специфике прогнозирования рождаемости, смертности численности, миграции населения, о роли прогнозирования в разработке мероприятий государственной демографической политики, о связи прогнозирования с потребностями экономического планирования и социального проектирования, учатся оценивать реальность и точность демографического прогноза, учитывать специфику и вариативность конкретных демографических прогнозов, применять специальные методы (экстраполяции, компонент, передвижки возрастов, аналитического, по аналогии, референтного) в прогнозировании, об особенностях аналитического, функционального и предостережения прогнозов.

Студенты изучают сущность, цели, задачи и направления демографической политики, нормативные и официальные документы, в которых находят отражение вопросы демографической политики, демографическую ситуацию в регионе и механизмы реализации в нем демографической политики.

Первый раздел данной дисциплины будет являться необходимым для усвоения профессиональных компетенций таких дисциплин как Социология, Политическая социология.

Второй раздел будет необходим для усвоения материала таких дисциплин как Экономика государственного и муниципального сектора, Политическая социология, Стратегический менеджмент.

Третий раздел является необходимой основой для Политической социологии, Исследования социальных процессов, Менеджмента.

Четвертый раздел связан с такими дисциплинами как Политическая социология, Исследование социальных процессов, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление.

В процессе обучения будут использованы такие методы работы со студентами, как проведение коллоквиумов, где студенты будут выступать с заранее подготовленными докладами, в которых будут приводиться результаты проведенных ими исследований демографических процессов (ситуаций) в различных странах, в России, в ее регионах и других территориях (населенных пунктах), с использованием компьютерных технологий, интерактивных презентаций с построение графиков, диаграмм и таблиц наглядно описывающих положение дел в анализируемой студентом сфере. Также компьютерные технологии будут использованы при проведении тестовых опросов для контроля знаний студентов. При проведении отдельных семинарских занятий возможны встречи студентов с представителями органов государственной власти Пензенской области, представителями органов местной власти в целях получения студентами специальной информации и конкретных практических навыков по изучаемым разделам дисциплины.

В процессе преподавания дисциплины предусмотрено проведение семинарских занятий по следующим темам:

1.Демография как наука: объект, предмет, методы, задачи.

2.История и этапы становления и развития демографии.

3.Теоретические аспекты изучения народонаселения.

4.Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).

5.Требования к информации и источники информации о населении в демографии (общая характеристика).

6.Организация учета событий естественного движения населения в мире и в России. Списки, картотеки населения, выборочные и специальные обследования как источники информации о населении.

7.Переписинаселения как основной источник информации о населении.

8.Итоги Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.

9.Численность, структура и состав населения.

10.Рождаемость и репродуктивное поведение.

11.Изучение смертности в демографии.

12.Самосохранительное поведение, подходы к его изучению.

13.Воспроизводство населения: типы, условия, особенности.

14.Сущность, функции, стадии миграции населения.

15.Влияние миграции на характеристики и показатели естественного движения населения

16.Демографические прогнозы: сущность, виды, классификация, методы.

17.Реализация государственной демографической политики в регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: