Мониторинг окружающей среды

Окружающая среда - это совокупность средств обитания и общественно-производительной деятельности человека, включающая природную среду и элементы культурной или социально-экономической среды, совместно и непосредственно оказывающие влияние на людей и их хозяйство.

Окружающая природная среда - это совокупность чисто природных и изменённых деятельностью человека элементов естественной среды, оказы­вающих непосредственное или непосредственное воздействие на человека.

Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно по определённой программе, для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций её изменения.

Наблюдение за окружающей средой - это система мероприятий, обеспе­чивающих определение параметров, характеризующих состояние окружа­ющей среды, отдельных её элементов, видов технического воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, хими­ческими и биологическими процессами.

Контроль за окружающей средой - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами технического воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.

Объект мониторинга - это природный, техногенный или природно-технический объект или его часть, в пределах которого по определённой программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за её состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для современного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.

Мониторинг опасных природных процессов - это система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их форми­рование и развитие, проводимых по определённой программе, выполняемых с целью современной разработки и проведения мероприятий по преду­преждению ЧС, связанных с опасными природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием ущерба.

Система мониторинга включает следующие элементы:

- организационную структуру;

- общую модель системы с объектами мониторинга;

- комплекс технических средств;

- модели развития ситуаций;

- методы наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

- информационную систему.
Организационная структура включает в себя:

- орган управления системы мониторинга соответствующего уровня;

- службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

- службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждения возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;

- службу технического обеспечения деятельности системы.

Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития ЧС природного, техногенного характера, а также ЧС в результате применения современных средств поражения.

К объектам мониторинга относятся:

-техногенные ЧС - АЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭП, ГРЭС, водозаборы, химически опасные объекты, пожаровзрывоопасные объекты, транспортные магистрали, автодороги, мосты, тоннели и др.;

-природные ЧС - сейсмически опасные районы, зоны вулканической деятельности, горные районы, зоны воздействия тайфунов, вихрей, леса, степи, торфяники, реки и др.

Комплекс технических средств должен обеспечивать:

- измерение требуемых параметров;

- точность, достоверность, автоматизацию и оперативность измерений для оценки состояния окружающей среды в соответствии с моделью ЧС.

Модели ЧС (модели развития ситуаций) содержат:

- общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;

- комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы её развития;

- критерии принятия решений.

Методы наблюдения и контроля включают:

- описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

- значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

- режим наблюдений - непрерывный или периодический;

- точность измерений наблюдаемых параметров;

- правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.

Информационная система мониторинга представляет собой распре­делённую автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

Система строится в соответствии с базовой эталонной моделью взаимо­действия открытых систем по ГОСТ 28906 и должна иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.

Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность ин­формации, а также свободный доступ абонентам.

Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правое обеспечение.

В зависимости от масштаба ЧС различают следующие уровни (ступени) мониторинга: трансграничный (глобальный), федеральный (национальный), региональный, территориальный, местный и объектный (локальный).

Номенклатура контролируемых параметров природных и техногенных ЧС может включать (для примера, аварии на радиационно-опасных объектах и землетрясения):

- радиационно-опасные объекты: координаты и площадь зоны ЧС; наличие и характер разрушений, пожаров и радиоактивного заражения; количество облаков и интенсивность осадков; мощность радиоактивного излучения; направление и скорость ветра и др.;

- землетрясения - координаты и размеры зоны ЧС; величина вертикального смешения; скорость тектонических движений рельефа; наличие и характер разрушений и др..

Мониторинг окружающей среды ведут силы наблюдения и контроля РСЧС в составе:

- служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение, контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирований государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;

- ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

- служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

- геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

- учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

- территориальный уровень РСЧС. территориальные подсисте мы РСЧС:

- службы (учреждения) и организации органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования санитарно-эпидемиологического надзора субъекта РФ;

- ветеринарная служба Главного управления сельского хозяйства субъекта РФ;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитетов РФ по торговле и Главного управления сельского хозяйства субъекта РФ;

- территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: