Рекомендации по работе с литературой
Пожелания к изучению отдельных тем курса
При изучении раздела темы № 2 «Источники данных о населении» особое внимание следует обратить на то, что в демографии используются самые разные источники информации, при этом переписи являются самым полным и достоверным источником данных. В межпереписной период сбор демографической статистики осуществляется с помощью системы текущего учета естественного движения населения, а также с помощью выборочных социально-демографических обследований. Необходимо обратить внимание на проблемы сопоставимости данных различных источников информации и комплексного использования информации.
При изучении темы 5 «Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения» особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь и взаимовлияние демографических процессов, на то, что их интенсивность и формы проявления меняются под влиянием изменения образа жизни и уровня развития производительных сил общества в исторической перспективе. Нужно подобрать конкретные примеры влияния правовых норм, уровня образования, традиций и религиозных верований на демографические процессы и демографическое поведение людей.
|
|
При подготовке вопросов, выделенных для самостоятельного изучения, обратите внимание на вопросы темы, которые раскрывают ее теоретическую часть. Особенно важно проверить то, как вы усвоили материал, отвечая на вопросы для самопроверки и самоконтроля, которые приведены в каждой теме. Важно также использовать при самостоятельной работе не только учебники, но и журналы, список которых также приведен по каждой теме.
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на учебники, литературные источники и первоисточники, приведенные в списке литературы.
К основным (базовым) источникам учебной дисциплины относятся:
- Демография: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.– 384 с.
- Демография: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Г.Глушковой, Ю.А.Симагина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с.
- Демография и статистика населения: Учебник / И.И.Елисеева, Э.К.Васильева, М.А.Клупт и др.; Под ред. И.И.Елисеевой.– М.: Финансы и статистика, 2006.–688 с.
- Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. Пособие / Н.В.Зверева, И.Н.Веселкова, В.В.Елизаров. – М.: Высш.школа, 2004. – 374 с.
- Медков В.М. Демография: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.
- Основы демографии: Учеб. пособие / П.И.Косов, А.Б.Берендеева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА_М, 2010. – 288 с.
Семинарские занятия - важная форма самостоятельной работы студента над научной и учебной литературой непосредственно в учебной аудитории под руководством преподавателя. Цель семинара состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные вопросы демографии и приобрести необходимые навыки самостоятельной работы. Предусматриваются различные формы проведения семинарских занятий: обсуждение теоретических вопросов, подготовка рефератов, выполнение домашних заданий, связанных с изучением специфики статистического и демографического анализа.
|
|
Готовясь к семинарскому занятию, студент учится конспектировать литературу, обдумывать ее, суммировать знания, полученные из различных источников и на лекциях. Активное участие в работе семинаров, выступления на них, коллективное обсуждение сложных вопросов и проблем приучают студентов формулировать и обосновывать решение теоретических или практических вопросов и защищать его в дискуссии здесь же в ходе занятий. Смысл семинара не только в том, чтобы выявить знания студентов, но и в том, чтобы активизировать, углубить изучение ими той или иной проблемы, хотя, конечно, к семинару студенту надо заранее подготовиться и эту подготовленность в ходе семинара проявить. Задача семинара заключается также в формировании у студентов навыков публичного выступления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли. Путем коллективного обсуждения в аудитории под руководством преподавателя лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. В итоге семинарского занятия преподаватель анализирует выступления студентов, отмечает лучшие выступления, а также тех, кто слабо подготовился к занятию. Семинар, таким образом, позволяет преподавателю контролировать изучение студентами учебных дисциплин.
Для подготовки к семинарским занятиям студент получает на кафедре или в библиотеке методические рекомендации по подготовке к занятиям по учебной дисциплине. В учебно-методическом комплексе содержится план занятия, методические указания, дается список основной и дополнительной литературы по теме занятия. Обучение в академии предполагает творческий подход к познанию предусмотренных планом тем.