Технологический процесс сборки двигателей после капитального ремонта
Сборка двигателей на авторемонтных заводах производится аналогично сборке двигателей на Камском объединении по производству большегрузных автомобилей.
Детали на сборку поступают следующим образом: базовые детали (блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, коленчатые валы, распределительные валы) — с постов их восстановления и испытания; остальные детали — с комплектовочного отделения. Поступающие на сборку детали должны быть очищены от грязи, лаковых отложений, нагара и накипи, обезжирены, промыты и высушены. Масляные каналы и отверстия в деталях после очистки промываются под давлением и продуваются сжатым воздухом. Они должны соответствовать чертежам и требованиям ТУ завода-изготовителя. Не допускаются к сборке крепежные детали (болты, шпильки, гайки) с изношенными или помятыми гранями. Повреждения резьбы более 2 ниток исправляются резьбонарезным инструментом.
Сборка двигателей производится на конвейере поточным методом в следующей последовательности: после установки блока цилиндров на стенд конвейера на его станки устанавливаются заглушки и уплотнения; в постели коренных подшипников укладывается коленчатый вал; подшипники закрываются крышками; во втулки распределительного вала вставляется распределительный вал; в гнезда помещаются гильзы цилиндров, а в гильзы — поршни в сборе с кольцами, пальцами и шатунами; нижние головки шатунов надеваются на шатунные шейки коленчатого вала и закрываются крышками; монтируются штанги и направляющие с толкателями; на верхнюю часть блока помещаются головки, а его нижняя часть после установки масляного насоса закрывается поддоном. Детали в сопряжениях двигателя собираются в соответствии со сборочными чертежами. Допуски и посадки деталей в сопряжениях должны соответствовать данным, приведенным в табл. 4. После всех сопряжений на двигатель устанавливается навесное оборудование.
|
|
Установка блока цилиндров на стенд конвейера производится с помощью мостового крана. На стенде на блок цилиндров вставляются заглушки, пробки, нижние уплотнительные кольца гильз цилиндров и верхние уплотнительные кольца гильз цилиндров без скручивания и излишнего растягивания.
4. Допуски и посадки (зазоры и натяги) в сопряжениях деталей двигателей КамАЗ-740, мм
Номер и наименование сопряженной детали | Размер | Зазор (натяг) в сопряжении | ||
по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | по рабочему чертежу | после капитального ремонта | |
740.1002011. Блок цилиндров — диаметр отверстия под бурт гильзы цилиндров | — | —0,74...—0,39 | —0,74...—0,39 | |
740.1002021. Гильза цилиндров — наружный диаметр | — | — | — | |
740.1002011. Блок цилиндров — диаметр верхнего посадочного отверстия под гильзу | 137,5 | — | — | |
740.1002021. Гильза цилиндров — диаметр верхнего посадочного пояска | 137,5 | — | —0,01...—0,05 | —0,05...—0,07 |
740.1002011. Блок цилиндров — диаметр нижнего посадочного отверстия под гильзу | — | — | ||
740.1002021. Гильза цилиндров — диаметр нижнего посадочного пояска | — | —0,01...—0,05 | —0,03...—0,07 | |
740.1002011. Блок цилиндров — диаметр гнезда под вкладыши коренных подшипников | 100,03 | — | — | |
740.1005170. Вкладыши коренных подшипников — толщина вкладыша | 2,5 | — | +0,156...+0,096 | +0,165...+0,096 |
740.1005020. Вал коленчатый: | ||||
диаметр коренных шеек | 96-0,015 | 94,98 | +0,096...+0,156 | +0,096...+0,156 |
диаметр шатунных шеек | 80-0,013 | — | +0,07...+0,117 | +0,07...+0,117 |
740.1002011. Блок цилиндров — ширина гнезда под крышку подшипника коленчатого вала | 170,03 | — | — | |
740.1005140. Крышка подшипника коленчатого вала — ширина крышки | — | +0,001...+0,024 | +0,001...+0,024 |
Генератор устанавливается на двигатель так, чтобы обеспечивалось плотное прилегание передней лапы генератора к опоре блока цилиндров. После установки генератора на двигатель производится регулировка натяжения приводных ремней. Нормально натянутый ремень при нажиме усилием 40 Н на середину ветви должен прогибаться на 10—15 мм, как показано на рис. 11. Для привода агрегатов применяются только комплекты ремней. Затяжка пальца генератора стяжным болтом производится в последнюю очередь.
|
|
Рис. 11. Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора:
1 — винт регулировочной планки натяжения ремня вентилятора; 2 — ось натяжной планки; 3 — шкив генератора; 4 — ремень вентилятора; 5 — шкив; 6 — шкив крыльчатки вентилятора