К подсобно-производственным хозяйствам морского порта наряду с ремонтной базой относятся и базы внутрипортовой механизации (гаражи). Они предназначаются для хранения, технического обслуживания и ремонта авто- и электропогрузчиков, тягачей, портальных контейнеровозов. Во всех случаях, когда это возможно, гаражи размещают в одном здании (блоке) с районными ремонтно- механическими мастерскими. Наиболее распространены гаражи авто- и электропогрузчиков. В зависимости от численности парка обслуживаемых погрузчиков гаражи предусматриваются на одну из стандартных вместимостей: 10, 25, 50, 100, 150, 200, 250 и 300 единиц. При этом необходимо учитывать, что электропогрузчики с кислотными и щелочными аккумуляторными батареями должны храниться и обслуживаться в разных помещениях.
В состав гаражей погрузчиков обычно входят: стоянки для авто- и электропогрузчиков; зоны ремонта и технического обслуживания; производственные участки: ремонта агрегатов, двигателей, электрооборудования, топливной аппаратуры, слесарно-механический, кузнечный, сварочный, жестяницкий, шиноремонтный, столярный, обойный и окрасочный; заправочная и зарядные станции; складские помещения для хранения запасных частей, шин, смазочных материалов и др.
Количество мест для хранения авто- и электропогрузчиков определяется из условия одновременной стоянки всех погрузчиков, не занятых па работе в наименьшую по численности смену. Хранение всех электропогрузчиков в отапливаемых помещениях предусматривается для тех портов, где средняя температура самого холодного месяца ниже нуля.
Автопогрузчики хранят на открытых площадках, под навесами и в отапливаемых помещениях. Количество автопогрузчиков, подлежащих хранению в отапливаемых помещениях, принимается в следующем процентном отношении от их общего числа в зависимости от климатических условий бассейна, в котором находится порт: Каспийский — 30, Черноморский — 50, Балтийский — 50—60, Дальневосточный — 60—70, Северный — 70—80. В портах Северного бассейна, где средняя температура самого холодного месяца ниже —15°С, весь парк автопогрузчиков следует хранить в отапливаемых помещениях.
Для портальных контейнеровозов места хранения на открытых площадках, но ремонт их производится в закрытых ремонтных боксах, высота которых рассчитана на эти машины.
Проектирование гаражей производится в той же последовательности, что и для ремонтных мастерских. При этом для зарядных станций и повседневного технического обслуживания погрузчиков принимается трехсменный режим работы, для всех видов ремонтных работ — двухсменный. Число ремонтных постов соответствует количеству машин, находящихся одновременно в ремонте.
Ремонт машин внутрипортового транспорта должен выполняться в закрытых помещениях. В местностях со среднемесячной температурой самого холодного месяца выше нуля разрешается располагать на открытых площадках или под навесами ремонтные посты по ежедневному обслуживанию машин (мойка, осмотр, крепежнорегулировочные работы).
Особого внимания требуют зарядные станции. При обслуживании гаражом обоих типов электропогрузчиков (с кислотными и щелочными батареями) в состав зарядной станции входят отдельные помещения для зарядки кислотных и щелочных батарей, помещения зарядных устройств (электроаппаратная), кислотная и отдельно щелочная электролитные, дистилляторная, отдельные помещения для ремонта кислотных и щелочных аккумуляторных батарей, кладовые химикатов (отдельно для кислот и щелочей), помещения для хранения, приемки и выдачи кислотных и щелочных батарей.
Зарядка тяговых аккумуляторных батарей может производиться непосредственно на электропогрузчиках или помостах (стеллажах) со снятием их с погрузчиков (обезличенная система зарядки). Количество мест для обезличенной зарядки батарей
A = — klkrk з, (112)
пс
где Пб — суммарное количество батарей, установленных на погрузчиках, находящихся в работе во всех сменах;
k} — коэффициент, запаса (&i = l,2);
kT — коэффициент, учитывающий число зарядных мест для тренировки батарей (обычно kT= 1,04);
k3 —коэффициент, характеризующий продолжительность зарядки батарей (для щелочных батарей k3 = 0,9, для кислотных £3=1,8);
п с— число смен работы зарядной станции (лс = 3),
При зарядке аккумуляторных батарей без съема их с электропогрузчиков необходимое количество зарядных мест определяется:
а) для щелочных батарей — по количеству погрузчиков, работающих в наибольшую по численности смену;
б) для кислотных батарей — по суммарному количеству погрузчиков, работающих в двух наибольших сменах.
Предпочтение следует отдать обезличенной системе зарядки батарей, она позволяет более интенсивно эксплуатировать закрепленные за гаражом машины.
Этому же способствует создание передвижных станций технической помощи. Обычно это специально оборудованный автомобиль с кузовом типа фургон, где установлены слесарные приспособления, сварочный аппарат, необходимый набор запасных частей, при необходимости — места для двух-трех тяговых батарей для замены их на месте производства грузовых работ. Такая станция позволяет в течение рабочей смены быстро устранить небольшие отказы машин в любом грузовом районе порта, там, где машины заняты погрузочно-разгрузочными работами.