Основы проектирования портовых ремонтных мастерских

Проектирование мастерских, как и других объектов порта, должно выполняться в соответствии с требованиями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения, проект­но-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202—81). Согласно этой Инструкции проектиро­вание осуществляется в две стадии: проект и рабочая документа­ция, а проектирование технически несложных объектов или объек­тов, возводимых по типовым проектам,— в одну стадию — рабочий проект. К таким объектам обычно относятся ремонтные мастерские, рабочий проект которых включает следующие разделы:

а) общая пояснительная записка, содержащая исходные данные для проектирования; обоснование выбранной площадки строитель­ства; сведения о проектной мощности, организации, технологии, специализации и кооперировании производства; данные о потреб­ности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии; необходи­мые трудовые ресурсы и возможности их обеспечения; основные технико-экономические показатели мастерских; сведения по гене­ральному плану, решения по электро-, тепло-, водоснабжению и ка­нализации; охрана окружающей среды; мероприятия по граждан­ской обороне; информация о проведенных согласованиях проект­ных решений и их соответствие действующим нормам и правилам по проектированию и строительству;

б) организация строительства;

в) сметная документация;

г) паспорт рабочего проекта.

Кроме того, к пояснительной записке прикладываются: ситуаци­онный план размещения мастерских с указанием на нем внешних инженерных сетей, сооружений и устройств по очистке сточных вод и выбросов в атмосферу; генеральный план, на котором нанесены существующие, проектируемые и подлежащие сносу здания и соору­жения, объекты благоустройства и озеленения, внутриплощадочные инженерные сети и транспортные коммуникации; схема управления мастерскими; планы и профили трасс внешних и внутриплощадоч- ных инженерных сетей и транспортных коммуникаций 'и др.

В рабочий проект, кроме указанного выше, входит и рабочая документация: рабочие чертежи, предназначенные для производ­ства строительно-монтажных работ; чертежи установки технологи­ческого, энергетического и другого оборудования; чертежи (планы, разрезы, схемы) сетей и устройств тепло-, водо-, электроснабжения, связи и сигнализации, радиофикации и др.; чертежи устройств и сооружений по охране окружающей среды; сметы; спецификации на оборудование и опросные листы для его заказа и др.

Проектирование мастерских начинается с определения их про­изводственной мощности, или, иными словами, расчетной производ­ственной программы в стоимостном (денежном) выражении и в фактической трудоемкости. Для расчета в качестве исходных дан­ных принимаются сведения о составе перегрузочного оборудования, его краткая характеристика, нормативы стоимости и трудоемкости ремонта, периодичность ремонтов.

Объем работ по изготовлению и ремонту грузозахватных при­способлений и органов, такелажа, другого оборудования общепор­тового назначения оценивается в размере 15—20% загрузки по основному направлению, например ремонту перегрузочных машин для ЦРММ и 5—8% для РРММ. Долю прочих работ (заказы сто­ронних организаций и т. п.) принимают в размере 5—10% суммар­ной загрузки мастерских по названным выше статьям производст­венной программы.

При проектировании мастерских учитывается, что при выполне­нии ремонтных работ широко используется кооперация с другими предприятиями Минморфлота, в первую очередь с судоремонтными заводами, с заводами других ведомств, особенно для выполнения капитального ремонта ДВС, крупных электрических машин, поста­вок литья и поковок, распиловки леса и т. п. Часть этих работ, при­ходящаяся на долю внутриминистерской кооперации и отражаемая в ежегодно утверждаемых Минморфлотом планах, учтена в норма­тивах трудоемкости ремонтных работ. Есть кооперация и между мастерскими, например между ЦРММ и РРММ, по крупностаноч­ной обработке деталей, термообработке, капитальному ремонту от­дельных агрегатов.

Стоимость, трудоемкость ремонта и технического обслуживания перегрузочных машин на предпроектных стадиях определяются по укрупненным показателям годовых ремонтных затрат на одну пе­регрузочную машину, приведенным в Нормах технологического проектирования морских портов. В этом документе имеются сведе­ния о расчетной продолжительности технического обслуживания различных видов перегрузочной техники. Ежедневное количество перегрузочных машин п, одновременно находящихся в ремонте определенной категории (или техническом обслуживании),

п — N7/365, (109)

где N — годовое количество ремонтов данной категории, принимается по нормати-

вам;

Т — продолжительность ремонта' или технического обслуживания, дни;

365 — календарное число дней в году.

Общая трудоемкость годовой производственной программы ма­стерских распределяется по видам работ: станочные, слесарные, корпусные, сварочные, термические и т. д. Исходя из этих данных определяются количество технологического оборудования и числен­ность работающих.

Количество станков /гст

(110)

где Т ст—трудоемкость станочных работ, станко-ч;

Г» — эффективный (расчетный) годовой фонд времени; к — коэффициент загрузки данного вида станка.

При проектировании различают три вида годовых фондов вре­мени: календарный, номинальный (режимный) и эффективный (расчетный). Полный календарный годовой фонд времени (в часах) единицы оборудования равен произведению числа часов в сутки на число календарных дней в году, т.. е. 24-365=8760 ч. Номиналь­ный годовой фонд времени работы оборудования определяется иск­лючением из полного календарного фонда времени количества ча­сов, приходящихся на выходные и праздничные дни, на нерабочие смены, обеденные и межеменные перерывы, а также на сокращен­ные смены в предпраздничные дни.

Для определения эффективного годового фонда времени работы оборудования надо из номинального фонда времени исключить за­траты времени на пребывание оборудования в плановых ремонтах, установленных утвержденными нормами.

Значение коэффициента загрузки (использования) оборудова­ния по различным его видам принимается по Нормам технологиче­ского проектирования морских портов. Общее количество станков, например металлорежущих, затем распределяется по типам: то­карные, фрезерные и т. д.

Расчет численности работающих в мастерских начинается с определения количества производственных рабочих, причем следует учитывать рост производительности труда за период от базисного года, на который разработаны нормативы, до расчетного года, на который проектируются мастерские.

Производственные рабочие — это рабочие основных производст­венных цехов, непосредственно выполняющие операции по ремонту перегрузочного оборудования. Численность производственных рабо­чих Рп по каждой специальности

рТ IР

где Гс —годовая трудоемкость работ по да'нной специальности, чел.;

Р Р —эффективный годовой фонд времени рабочего данной специальности.

Численность вспомогательных рабочих принимается в процент­ном отношении от численности производственных рабочих и для портовых мастерских составляет 16%. К вспомогательным рабочим основных производственных цехов относятся рабочие, не прини­мающие непосредственного участия в выпуске продукции цеха, а занятые обслуживанием производственного процесса (слесари-на­ладчики, ремонтники станочного парка, электромонтеры и др.).

Численность обслуживающего персонала — инженерно-техниче­ских работников (ИТР), служащих и младшего обслуживающего персонала (МОП) — определяется в процентном отношении от сум­марной численности производственных и вспомогательных рабочих. Для портовых мастерских принимается ИТР 10%, служащих — 2%, МОП — 1,5%.

Важно определить не только общую численность работающих, но и число работающих в наибольшую смену, поскольку на базе этой цифры рассчитываются количество рабочих мест, производст­венные площади, расход электроэнергии, необходимое число поса­дочных мест в столовой, требуемые мероприятия по гражданской обороне. Для этого общее количество работающих в мастерских де­лится на нормативный коэффициент сменности, который определя­ет отношение общего количества работающих к работающим в наи­большей (наиболее уплотненной) смене. Для портовых ремонтных мастерских режим работы, как правило, устанавливается двухсмен­ным с коэффициентом сменности 1,7, а на доковых работах в СРМ — трехсменный с коэффициентом сменности 2,2.

Количество необходимого оборудования по видам и типам, дан­ные о численности работающих позволяют с использованием нор­мативных документов определить площадь мастерских. На один металлорежущий станок и на единицу другого основного оборудо­вания трубопроводного цеха требуется площадь 2,5 м2, на один де­ревообрабатывающий станок— 30—40 м2, на одного слесаря в наибольшей смене— 12 м2. Определенная расчетом площадь уточ­няется детальной планировкой (расстановкой) оборудования, вы­полняемой по Нормам технологического проектирования судоре­монтных заводов.

Суммарная площадь крытых складов для запасных частей, комплектующих изделий, заготовок, материалов и др. принимается в размере 15% общей производственной площади. Площади цехо­вых кладовых, включая РКК и ИРК, составляют 7—12% площади соответствующих цехов.

Площадь открытых производственных площадок рассчитывает­ся исходя из количества одновременно находящихся в ремонте пе­регрузочных машин, стоящих на этих площадках с учетом проходов между машинами не менее 1,5—2 м, технологических и пожар­ных проездов. Размеры пролетов цехов и грузоподъемность цеховых подъемно-транспортных машин определяется в зависимости от га­баритных размеров и масс ремонтируемых узлов и деталей.

Названные выше исходные данные, определяемые в основной технологической части проекта, позволяют затем принять архитек­турно-строительные, электротехнические и другие решения, соста­вить сметы, спецификации на оборудование, выполнить рабочие чертежи. Результаты проекта отражают в таблице технико-эконо­мических показателей ремонтных мастерских. В табл. 10 указаны характеристики четырех типовых проектов портовых мастерских различной производственной мощности.

Т а б л и ц а 10

  Категория мастерских
  I! II III | IV
Показатель № типового проекта
  416-7-74 416-7-75 416-7-76 416-7-77
Годовая производственная программа всего, тыс. р. 950,0 610,0 315,0 170,0
Трудоемкость годовой производствен­ной программы, тыс. чел.-ч 318,6 210,5 106,8 61,4
Численность работающих всего, чел.        
В том числе рабочих, чел.        
Выпуск валовой продукции на одного работающего, р.        
Стоимость строительства всего, тыс. р. 608,6 403,5 285,0 214,4
В том числе строительно-монтажных работ, тыс. р. 398,9 303,8 201,3 148,0
      Таблица 11
  Техническая Коли­ Выполняемая работа
Станки характеристика чество, шт.
Токарные: 1М65, 1М63Б, 16К20Г, 16Б05П РМЦ от 710 до 5000 мм; диаметр обработки от 250 до 1000 мм 3—6 1 Обработка деталей типа тел вращения: валов, втулок, корпусов подшип­ников, нарезание резьб   Обработка методом |фрезерования разнооб­разных изделий: червя- ’ков, зубчатых колес, кор­пусов насосов, шатунов, и деталей топливной ап­паратуры
  Фрезерные: 6Т13-1, 6Т82Ш-1, 6Р82Г   Размеры рабочей по­верхности стола до 400X1600 мм   2—3
  Сверлильные: 2И150, 2И135, 2И125, 2КИ2, 2532Л   Диаметр сверления от 12 до 50 мм   3—8   Сверление, рассверли­вание, зенкерование, раз­вертывание отверстий, нарезание резьбы
  Шлифовальные: 3X631, ЗК634, ЗД722, 39133   Диаметр шлифоваль­ных кругов 150 и 400 мм, размеры ра­бочей поверхности до 320X1400 мм   5—8   Шлифование плоско­стей различных деталей периферией круга. Заточ­ка резцов, сверл, слесар­ного инструмента
  Расточные: 2А614-1, 262В   Дцаметр шпинделя 80—90 мм   11—2 Растачивание, сверле­ние, зенкерование и раз­вертывание отверстий в!корпусных редукторах, (цилиндрах, двигателях и 1т. д.   Обработка деталей
Строгальные: 7Е35, 7307Д Ход ползуна 500— 710 мм  
Долбежные: 7403, 7А420М Ход долбя ка 20— 320 мм   Обработка долблением плоских и фасонных по­верхностей различных па­зов и канавок

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: