Портрет. Скульптура(лат. sculptura, от sculpo — вырезать, высекать, ваяние, пластика) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный

Рельеф

1.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезать, высекать, ваяние, пластика) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой.

2. Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф (низкий рельеф) – на 1\3 объема, горельеф (высокий рельеф) - на ¾ объема), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм.

По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

3. Скульптура — одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.

Период античности характеризуется как один из самых важных в истории развития скульптуры Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Например, статуя «Дискобол» (скульптор Мирон, V в. до н. э.).

Достижением средневековой скульптуры явилась передача духовного, внутреннего, эмоционального состояния человека. В это время скульптура имела в основном религиозный характер.

В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к реальному человеку как прекраснейшему созданию природы, а гений Микеланджело воплотил эту идею в необычайных по глубине и эмоциональной содержательности образах. Античность вдохновляла и скульпторов эпохи классицизма в XVIII—XIX вв.

Значительным явлением в развитии скульптуры было творчество О. Родена, который стремился выразить в своих произведениях идеи импрессионистов.

4.

Русская скульптура ведет свою историю со времен язычества (и деревянной скульптуры), но после христианизации Руси оказывается слабо развитой в связи с запретом на идолопоклонство, влиявшим на развитие скульптуры в православном искусстве (в отличие от католических стран). Однако провинциальные скульптурные школы демонстрируют чрезвычайно любопытное развитие народной религиозной скульптуры до самой революции.

После реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя из нее жанры и иконографии. В Золотой век Екатерины II, с началом классицизма, скульптура достигает чрезвычайно высокого уровня, который продолжается в образцах стиля ампир, знаменующих победу над Наполеоном. Ко 2-й пол. XIX века относится возникновение огромного числа памятников официальной идеологии, зачастую в стиле историзм или эклектика — то есть потерявшие лаконичность и простоту стиля, помпезные, усложненные и избыточные. После революции был введен ленинский план монументальной пропаганды, поставивший пропагандистскую скульптуру на службу государства и продиктовавший масштабные образцы социалистического реализма. По мере кризиса Советского государства качество скульптуры идет на спад, и в XXI веке мастера, сформировавшиеся при коммунизме, иногда создают произведения, подчас активно осуждаемые общественным мнением.

а) Древняя Русь. До 17 века.

Большинство сохранившихся произведений — рельефы с аллегорическими композициями, растительным или геометрическим орнаментом. Они украшали фасады и интерьеры зданий, часто в качестве вставок.

Примеры: Успенский собор (Владимир), Дмитриевский собор (Владимир), церковь Покрова на Нерли.

Древнерусская скульптура практически всегда анонимна.

б) Русское царство. До 18 века.

Дерево было излюбленным материалом древнерусской пластики. Сохранившаяся круглая скульптура и рельеф иконостасов поражают нарядностью и красочностью.

Отдельного упоминания стоят произведения северных мастеров, в чьих краях этот жанр был исконным и весьма распространенным. Таковы распространенные образы Параскевы Пятницы, Николы Можайского и др.

в) Российская Империя (первая пол. 18 века).

В Петровское время интерес к скульптуре становится невероятно острым. Строительство новой столицы, новый образ жизни, формирование ландшафтов, жилых интерьеров пробуждают потребность в пластике (с оглядкой на западные образцы). В образах скульптуры нашли отражение многие важные события современности.

При создании Петергофа программно широко использовали пластику, водрузив в центре знаменитого «Самсона, раздирающего пасть льву» — свейскому льву, что обозначало торжество русских над шведами в Северной войне. Скульптура же стала и основным украшением Летнего сада.

Скульпторы были отечественными и иностранными. Из русских отметим Ивана Зарудного, выполнившего иконостас Петропавловского собора. Иностранные мастера приезжали разного уровня, из них примечательны — Николя Пино, Андреас Шлютер, Конрад Оснер (начало века). Однако все они, за исключением Карло Растрелли, оставили незначительный след в русской пластике.

Растрелли нашел в России вторую родину и возможность проявить все свои дарования.

Его работы: бюст Петра I, портрет Меншикова, статуя Анны Иоанновны, автопортрет, декоративная пластика, конный памятник Петру I (перед Михайловским замком).

г) Российская Империя (вторая половина 18 века).

В этот период (в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений), определяющим стилем являлось барокко, который характеризуется динамичностью, каскадом объемов и живописным светотеневым трепетом, беспокойностью.

Важную роль в формировании русской скульптуры, совершенствовании мастеров сыграла основанная тогда же Императорская Академия художеств. Она быстро стала крупнейшей профессиональной школой, воспитав плеяду замечательных художников (Федот Шубин, Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Щедрин и проч.)

Рельеф стал так популярен из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений, монументальной и надгробной пластике.

Скульптурный портрет 2-й пол. XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи: Фёдор Гордеев (Прометей, 1769), Михаил Козловский (Бдение Александра Македонского, 1780; Поликрат, 1790; фонтан «Самсон» 1802 г. и памятник Суворову в Петербурге, 1801г.), Иван Прокофьев (Морфей, 1782 г.), Иван Мартос (скульптуры для Казанского Собора, надгробияе Куракиной, 1792 г. Памятник Минину и Пожарскому,1818), Феодосий Щедрин (Марсий, 1776 г.). Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина (портрет Ломоносова, 1790; ЕкатеринаII-Законодательница,1790). Шубин отличался глубиной характеристики, подчеркнутым психологическим строем образа, композиционным своеобразием, высоким техническим совершенством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: