Е. Содержание (эксплуатация)
Д1. Продажа объекта недвижимости
Д. Реализация проекта (продажа)
После завершения строительства или реконструкции начинается фаза обращения объекта. Собственник решает для себя, что делать дальше: продать объект прямо сейчас, зафиксировав, таким образом, девелоперскую доходность, либо же оставить объект на удержании, обеспечив поток текущих доходов от управления, а только потом произвести его продажу. Рассмотрим особенности продажи, различая два ее вида - продажа самого объекта недвижимости и продажа бизнеса, построенного на объекте недвижимости.
Предметом купли-продажи являются права на объект. На фазе подготовки к продаже, или, выражаясь профессиональным языком, «упаковки объекта», существенную роль играют технический эксперт и оцешцик. Технический эксперт должен дать объективную оценку о состояния всех элементов строительных конструкций и инженерных сетей для того, чтобы покупатель мог оценить необходимые инвестиции в объект. Оценщик должен дать ориентировочный уровень рыночной цены с учетом особенностей и состояния рынка недвижимости, т. е. платежеспособного спроса. Далее к участию в продаже привлекаются риэлтерские агентства, которые обладают значительными информационными возможностями и анием потенциальных покупателей. На этом этапе собственник совместно с риэлтером готовит коммерческое предложение на продажу, которое включает:
- описание самого объекта и его технических характеристик;
- описание имеющихся прав и обременении на объект, земельный участок или же весь имущественный комплекс;
- цену предложения и описание предлагающихся схем приобретения (продажа объекта, продажа юридического лица, владеющего объектом, переуступка права аренды и т.д.).
Одновременно с подготовкой коммерческого предложения составляются все необходимые для продажи документы. Это, в первую очередь, правоустанавливающие документы, в том числе решения Совета директоров или общего собрания, документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор купли-продажи, документы об отсутствии аффилированности между продавцом и покупателем, согласования антимонопольных органов и т. д. К комплекту документов должна прилагаться вся техническая документация: проектно-сметная, исполнительная, договоры на поставку коммунальных ресурсов, паспорта учета и протоколы проверки распределительных устройств, акты предыдущих технических экспертиз и т. п.
После того как подготовительный этап завершен, начинается поиск покупателя. Стратегии продажи могут строиться по-разному в зависимости от предпочтений продавца, особенностей локального рынка и многих других факторов. Можно провести мощную рекламную кампанию в СМИ, которая ведется в основных профильных и бизнес-изданиях, а также на специализированных интернет-порталах. В ряде случаев риэлтеры по заданию продавца создают специальный веб-сайт, являющийся, по сути, интернет-версией коммерческого предложения. Достаточно часто издаются специальные буклеты, посвященные продаже конкретного проекта. Другая стратегия основывается на том, что информация о продаже должна поступать только к четко обозначенной целевой группе и всякая широкая огласка при этом нежелательна. Эта ситуация возникает, например, в тех случаях, когда продавец не желает информировать работающий на объекте персонал о готовящейся продаже. В таких случаях риэлторы применяют адресную рассылку коммерческого предложения и используют прямые «контакты с потенциальными покупателями.
Если продажа объекта не предусмотрена стратегическим планом собственника, то объект находится на эксплуатации (удержании). Удержание означает, что текущая доходность проекта обеспечивается арендным доходом. Это достигается через процедуру управления объекта (property management), в рамках которой происходят поиск и подбор арендаторов в соответствии с заданной концепцией, заключение и государственная регистрация арендных договоров, сбор арендных платежей и поддержание платежной дисциплины, удовлетворение текущих запросов арендаторов, а также комплекс мероприятий, называемых фасилити-менеджментом (техническая эксплуатация и обслуживание здания и его инженерных систем, клининг, организация контрольно-пропускного режима и общественной безопасности на объекте). Очевидно, что для получения наивысшей возможной доходности объекта за счет управления им лучше привлечь профессиональную управляющую компанию. Такая компания, получая вознаграждение в процентах от собранного арендного сбора, стремится к его увеличению, повышая тем самым капитализацию объекта. Рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия управляющей компании с собственником объекта.
1. «Чистое» вознаграждение за управление — подразумевает, что управляющая компания получает за свою работу по организации управления некий процент от аккумулированного арендного сбора. При этом в состав «вознаграждаемых» работ, как правило, входят: поиск и привлечение арендаторов посредством рекламы и/или через риэлтерские агентства, заключение и регистрация арендных договоров, сопровождение арендных договоров, удовлетворение текущих запросов арендаторов. Уборка, техническое обслуживание, охрана и коммунальные платежи в эту сумму не входят, как не входят сюда бухгалтерское и аудиторское сопровождение, а также налоговое планирование. Обычно размер «чистого» вознаграждения лежит в пределах 10 - 15% от арендного сбора, в зависимости от сложности объекта. Такая схема взаимодействия принимается на началь-ной фазе удержания объекта (первичное заполнение арендаторами) или для «внешней» управляющей компании, отобранной по конкурсу на условиях.
Любое здание подвержено износу не столько физическому, сколько моральному: здание перестает соответствовать новым представлениям о своем функциональном назначении. Косметические, восстановительные и даже капитальные ремонты уже не могут поддерживать объект на том уровне, который изначально задавался бизнес-планом. Наступает необходимость перепозиционировать объект, или, как говорят консультанты, провести реконцепцию.
Следует отметить, что потребность в перепозиционировании может возникать не только по прошествии нескольких лет управления, но и сразу после окончания этапа строительства или же продажи.
1. Перепозиционирование в процессе строительства или сразу после его окончания производится при выявлении серьезных ошибок в самой концепции, в которой не были учтены изменения бизнес-среды, либо была дана неверная оценка предпочтений конечных пользователей или изменения градостроительной ситуации. Еще одной причиной перепо-зиционирования объекта до его вывода на рынок может стать изменение бизнес-предпочтений собственника. Известны случаи, когда собственник начинал строить бизнес-центр и уже после того, как строительные конструкции были возведены и инженерные сети проложены, решал, что лучше переделать его в торговый пассаж. Очевидно, что такие процедуры реконцепции весьма затратны.
2. Перепозиционирование в результате изменения рыночной ситуации производится в том случае, когда объект морально или физически устарел, результатом чего является снижение его доходности. Арендаторы и конечные пользователи устремляются в новые и более престижные комплексы.