Эпические жанры

Эпос как род литературы.

Унаследованный от античности термин «эпос», восходящий к древнегреческому слову «epos» (букв, слово, повествование, рассказ), обозначает литературный род, воссоздающий объективную картину мира, существующего вполне независимо от повествователя.

Событийность, свойственная эпическим произведениям, делает их предрасположенными к сюжетности. Эпос имеет определенные преимущества перед лирикой и драмой, обладая полной свободой в организации художественного времени и пространства и располагая универсальным арсеналом средств не только объективного изображения реальной действительности, но и субъективного выражения сознания автора и действующих лиц. Иными словами, эпос обладает уникальной способностью поглощать в себя элементы и лирики, и драмы, адаптируя их в общей повествовательной структуре.

Специфика эпического подражания, по Аристотелю, состоит в том, что поэт рассказывает о событии отстраненно, как о чем-то внешнем, отдельном от себя.

Эпическое произведение, не ограниченное ни объемом, ни регламентированной речевой структурой, включает в себя и лирические отступления, и драматические формы монолога, диалога и полилога. Повествование в эпосе исходит обычно или от автора-повествователя, или от героя-рассказчика, или без персонализации, как бы от лица самой истины, автора всевидящего и всезнающего, или, наконец, от обобщенного представителя некоего социума, за речевой маской которого писатель скрывает свое истинное лицо, в результате чего способ повествования служит не только средством, но и предметом изображения.

Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания, мыслей и переживаний персонажей, гибкое разнообразие способов повествования, универсальный ассортимент изобразительно-выразительных средств, отсутствие жесткой регламентации в их использовании совокупно обеспечивают ему неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции.

Как и любой род литературы или устной народной поэзии, эпос делится на виды, которые, в свою очередь, членятся на жанры. Ведущий вид устного народного творчества — сказка. В его основе лежит повествование с установкой на вымысел. Этот вид фольклорного эпоса представлен сказками о животных, волшебными, авантюрными, бытовыми, докучными, сказками-небылицами и т.д.

Если в сказке фантастический элемент воспринимается как условный вымысел, то в преданиях и легендах (от лат. legenda — то, что должно быть прочитано) он составляет самую суть их создания и функционирования и совершенно искренне переживается как реальность, сверхъестественная, удивительная, но все-таки реальность. Предание — легендарное сказание, основанное на воспоминании о подлинных исторических событиях, преображенных народной фантазией. Предания большей частью служили материалом для поэм героического эпоса.

Понятие «героический эпос» фигурирует как в фольклористике, так и в литературоведении. С одной стороны, это произведение или совокупность произведений устного творчества народа, отражающие целостную картину его исторического бытия, преимущественно на ранних этапах развития.

Жанровые формы эпической поэмы чрезвычайно разнообразны. Наиболее монументальная ее форма — эпопея (от греч. epos+poieo — повествование, рассказ+творю) — изображает национально значимые события мифологического, исторического и (или) легендарного характера, глубоко врезавшиеся в народную память и преображенные народной фантазией. Позднее на смену народной эпопее пришла эпопея авторская, литературная: «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова. В двух последних случаях, впрочем, логичнее говорить о романе-эпопее.

Среди литературных форм эпоса выделяется роман — это большая эпическая форма, обычно с разветвленным сюжетом, повествование о судьбе одного или нескольких героев. Термин «роман» зародился еще в средние века и первоначально обозначал всякое произведение, написанное на том или ином национальном романском языке (а не на ученой латыни).

Конечно, эволюционируя, термин «роман» существенно сузил свой первоначальный объем, сохранив лишь отчасти за обозначаемым им понятием его исконные свойства.

Известную конкуренцию роману в эпическом роде литературы могут составить лишь повесть, рассказ и новелла, связанные совокупно в целостное системное единство.

Понятие «повесть» фигурирует, по крайней мере, в двух основных своих значениях. В древнерусской литературе повестью называлось произведение, объективно, без очевидных риторических ухищрений описывающее нечто реально происходившее (например, «Повесть временных лет»). В настоящее время повесть — средняя эпическая форма, где действие проходит через несколько однотипных сюжетных ситуаций, излагаемых неким прямо или косвенно персонифицированным повествователем. Повесть уступает роману в целостном изображении действительности; организующим центром в ней становится обыкновенно само повествование или восприятие авторского посредника.

Но повесть соседствует и с эпическими видами малой формы — рассказом и новеллой, в которых действие ограничено одной конфликтной ситуацией. Малый объем, естественно, сказывается на структурных особенностях обоих видов: скупая концентрированность пейзажа, экстерьера и интерьера, портретных характеристик, минимизированное число персонажей, аскетическая неразвернутость событийного плана, повышенная острота конфликта, подчеркнутый динамизм в развертывании сюжета, выделенность кульминационного момента и форсированная роль художественной детали.

Чем отличается рассказ от новеллы? В виду исключительного разнообразия их реальных национальных и исторических форм ответить на этот вопрос нелегко. Некоторый свет на проблему проливает этимология самих терминов. Итальянское по своему происхождению слово «новелла» (novella — букв, новость) появилось в эпоху Возрождения для обозначения популярных прозаических произведений, отличающихся сугубой краткостью, стремительным парадоксальным развертыванием сюжетных перипетий и неожиданной концовкой. Первоначально это была имитация устного живого рассказа, напоминавшего по своей структуре анекдот.

Другое дело — рассказ. Это малая эпическая форма, возникшая на рубеже XVIII—XIX вв., главным структурообразующим элементом которой стала ситуация рассказывания. Как правило, это история, рассказанная кем-то в подходящей ситуации, а впоследствии просто свободное повествование, напоминающее первые эталонные образцы. Долгое время рассказ не имел ограничений в объеме и по сути дела ничем не отличался от повести или даже романа (главное, чтобы была ситуация рассказывания).

Свое определенное место занимает очерк — разновидность малой эпической формы, основанная на реальном жизненном материале и тяготеющая к публицистике. Различаются очерки документальные, публицистические, а также художественные.

К малой эпической форме дидактической литературы относится басня — небольшой рассказ аллегорического характера, генетически восходящий к сказкам о животных, родственный также анекдотам, пословицам, поговоркам. Характерные особенности басенной конструкции — двусоставность: повествование обычно завершается или открывается «моралью» (нравственным выводом, поучением) и структурная амбивалентность (с древнейших времен существуют как прозаические, так и стихотворные басни).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: