double arrow

Правовые основы. Началом нового этапа в развитии советского жилищного законодательства стало принятие Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской


Началом нового этапа в развитии советского жилищного законодательства стало принятие Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».[1] На основании данного закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде (включая ведомственный жилищный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на безвозмездной основе.

К моменту распада СССР жилищное законодательство представляло собой конгломерат недостаточно согласующихся между собой нормативных правовых актов. Существование многообразия форм собственности на жилье и вовлечение жилья в рыночный оборот сопровождалось попыткой использования цивилистических начал в регулировании жилищных отношений. Однако неспособность отказаться от применения устаревших административно-правовых институтов в регулировании жилищных отношениях не позволило четко установить порядок, условия и пределы использования гражданско-правовых институтов в жилищной сфере. Жилищная проблема оставалась достаточно острой. К началу перестройки, как показывает статистика, в СССР в очереди на получение жилья стояло 14 млн. семей (40 млн. человек). Наибольшее число нуждающихся находилось в РСФСР — более 8 млн. человек.




При этом 30 млн. кв. м. (1,2 % всего жилищного фонда РФ) оказалось размещенным в ветхих и аварийных строениях, более 14 % государственного и муниципального жилищного фонда России нуждалось в неотложном ремонте.

Система регулирования жилищно-правовых отношений изменена новым жилищным кодексом 2005 года.[2]

Нормы Конституции РФ 1993 г., являясь правовой основой жилищного законодательства, определяют основное содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные отношения.

К основным положениям, содержащимся в конституционных нормах, определяющих жилищные отношения, следует отнести:

- право на жилище (ст.40);

- неприкосновенность жилища (ст.25);

- свобода выбора места пребывания и жительства (ст.27).

Большое значение для обеспечения жилищных прав граждан имеют нормы Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни (ч.1 ст.23 Конституции РФ), право граждан на судебную защиту прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ). Значительную роль в правовом регулировании жилищных отношений играют соответствующие нормы международного права.

Так, в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».[3]



Право на жилище, основанное на общепризнанных принципах и нормах международного права, нашло свое закрепление в статье 40 Конституции РФ 1993 г.

Право граждан на жилище относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан, в результате чего понятие и содержание права претерпели существенные изменения в связи с переходом страны к рыночным отношениям.[4]

Конституционное право на жилище закрепляет сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным, фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и она должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.[5]

Конституция РФ 1993 г., закрепляя принципы реализации конституционного права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений в условиях становления различных форм собственности.

В ст.40 Конституции РФ 1993 г., закреплены принципиально новые подходы реализации права граждан на жилище:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.



3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция РФ, определяет право на жилище, как одно из основных прав граждан, предусматривает различные пути решения их жилищного вопроса. Так граждане, которые имеют необходимые средства для приобретения или строительства квартиры (жилого дома), должны решать этот вопрос, опираясь в основном на свои материальные возможности. Государство, в свою очередь, должно позаботиться, прежде всего, о малоимущих гражданах, которым согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, категория малоимущих определяется с учетом доходов и имущества граждан, которое подлежит налогообложению. Несмотря на это, государство обязано создать необходимые условия для реализации этого права всеми гражданами, независимо от их имущественного положения и других обстоятельств (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ).

Конституция РФ закрепляет роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая выражена в содействии, поощрении жилищного строительства и приобретения жилья, а также распределении государственного и муниципального жилищного фонда для социально незащищенных слоев населения и других категорий лиц, указанных в законе. Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления – от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности закреплено на конституционном уровне, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства – обеспечение граждан жилищем.

В завершение рассмотрения вопроса о конституционных основах жилищного законодательства следовало отметить, что в настоящее время право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается следующими основными способами:

1. Получение жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на основании договора социального найма;

2. Приобретения жилого помещения с помощью безвозмездных жилищных субсидий, а также с помощью возможностей подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты»;

3. Участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, долевое участие в жилищном строительстве;

4. Строительство либо приобретение жилого помещения за собственные средства, либо с использованием системы жилищных кредитов;

5. Пользование жилым помещением на условиях договора коммерческого найма.

Перечень вышеперечисленных способов не является исчерпывающим. В сложившихся условиях важная роль принадлежит законодательству, закрепляющему правовые средства самообеспечения граждан жильем за счет их собственных средств.

Подводя итог, необходимо отметить, что Конституция РФ, закрепляя роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, устанавливает правовые основы решения в России жилищной проблемы в условиях развития рыночных отношений, которые находят отражение в действующем жилищном законодательстве.

Гражданское законодательство, принятое в новых социально-экономических условиях отвечает в большей мере реалиям нынешнего времени. В свою очередь жилищное законодательство до принятия Жилищного кодекса РФ во многом сохранило принципы прежней административно-командной системы, что не позволяло обеспечивать должного регулирования отношений в жилищной сфере. С принятием нового Жилищного кодекса РФ (2004г.) жилищное законодательство подверглось кардинальным изменениям. Произошел коренной поворот в жилищной сфере от административно-плановых методов регулирования к развитию рыночных механизмов, в частности в ее финансировании при безусловном соблюдении принципа социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных установленных законодательством категорий граждан.

В последние годы, в юридической литературе жилищное законодательство определяется, как совокупность (система) законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или прекращаются соответствующие жилищно-правовые отношения.[6]. В широком смысле эти отношения складываются в связи с удовлетворением потребности граждан в жилье. «Жилищные отношения» - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища. Как убедительно утверждает Ю.К.Толстой, «…понятие «жилищные отношения» является собирательным и охватывает весьма широкий круг общественных отношений».[7]

В кругу общественных отношений, которые являются предметом жилищного законодательства, входят отношения, складывающееся по поводу управления жилищным фондом, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; владения, пользования и ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ограниченного распоряжения жилыми помещениями, предоставленными гражданам – нанимателям и членам их семей для проживания; отношения по поводу эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилых помещений и др.

Именно поэтому жилищное законодательство включает в себя не только «чисто» жилищные нормы (предоставление жилых помещений по договору социального найма, пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилищного фонда и др.), но и нормы гражданского, административного и конституционного права, то есть представляет собой комплексную отрасль законодательства.

Современное законодательство представляет собой систему законов и иных нормативно правых актов, которая основана на принципах субординации ее внутренних компонентов.

Рассматривая жилищное законодательство России, как систему нормативных правовых актов необходимо учитывать три типа в его развитии: 1-ый этап – до 1991 г., 2-ой этап – до 2005 г. (до принятия нового Жилищного кодекса и вступления его в действие), 3-ий этап - с 1 марта 2005 г.

Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Внутренняя структура жилищного законодательства выглядит следующим образом. На федеральном уровне систему жилищного законодательства представляют такие нормативные правовые акты, как:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Законодательные акты Российской Федерации – законы

и другие нормативные правовые акты, принятые федеральными законодательными (представительными) органами: Съездами народных депутатов РСФСР и РФ, Верховным Советом РСФСР и РФ, а также Федеральным собранием – парламентом РФ. Важнейшими актами жилищного законодательства на первом и втором этапе его развития являлись: Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года. Гражданский кодекс РФ часть первая, часть вторая, Федеральный закон «О товариществе собственников жилья» от 15 июня 1996 года, Федеральный закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 года. На третьем этапе развития жилищного законодательства особая роль отводится Жилищному кодексу РФ, а также иным законам, принятым в новых социально-экономических условиях;

3. Указы Президента Российской Федерации, утверждаемые Указами положения (например, Указ от 10 июня 1994 года № 1180 «О жилищных кредитах» и Положение о жилищных кредитах, утвержденное этим Указом), Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов», Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья».

4. Постановление Правительства РФ. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ от 22 июня 1994 года № 743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства», «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» от 3 августа 1996 года № 9372. Правительство утверждает различные нормативные правовые акты в виде правил или положений, содержание нормы, регулирующие жилищные отношения. В качестве примера можно назвать Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054[8].

5. Нормативные правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые издаются на основании законов и иных нормативных правовых актов в пределах их компетенции.

На региональном уровне нормы жилищного законодательства находят свое закрепление в конституциях республик и их законодательстве, в уставах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. В свою очередь акты субъектов Российской Федерации делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, применяемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти. Законодательная деятельность субъектов РФ осуществляется путем принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, касающиеся, содержания жилых домов и их ремонта, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан, оплаты жилья и коммунальных услуг и некоторые другие. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст.76 Конституции РФ). Нормотворческая деятельность субъекта РФ осуществляется с учетом социально-экономического развития данного субъекта, тех возможностей для предоставления жилого помещения и пользования им, которые имеются в определенном крае, республике, области и т.д.

По вопросам, касающимся отношений в жилищной сфере, принимаются нормативные правовые акты органами местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ)[9].

Необходимо отметить, что акты, принимаемые в отдельных организациях, тоже могут содержать нормы, регулирующие жилищные отношения, но они носят локальный характер и относятся только к работникам этих организаций и членам их семей. Они отражаются, например, в коллективных договорах, заключаемых в организациях или других нормативных актах.

К числу особых нормативных актов в области жилищного законодательства могут быть отнесены постановления Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющего проверку конституционности нормативных правовых актов, по спорам об их применении при регулировании жилищных отношений [10].

Отдельное место в регулировании жилищных отношений занимают международно-правовые акты. Это связано с тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). В Конституцию РФ включены нормы о жилищных правах, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г [11]., и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принято Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступившего в силу 3 января 1976 г.[12]. В свою очередь, конституционные нормы о жилищных правах служат основой для разработки и утверждения других нормативных правовых актов регулирующих общественные отношения в жилищной сфере.







Сейчас читают про: