double arrow

Связь между помещениями

Осуществляя перепланировку дома, не следует забывать о том, что разные жилые помещения взаимно связаны между собой, и должно существовать нечто объединяющее их в одно целое. Правильное распределение пространства внутри дома сделает его функционально более экономичным и расширит ваши возможности. Переделывая жилые помещения, мы как бы ставим под сомнение предыдущую функцию каждого из них. Значит, вы должны найти новый баланс между размерами, назначением и эксплуатационной нагрузкой помещения.

Есть ряд основных предпосылок, которые желательно иметь в виду. Решая эти вопросы: столовая должна быть расположена недалеко от кухни, спальня — рядом с туалетом и как можно дальше от наиболее оживленных и шумных мест дома. Если возникают трудности при перераспределении жилых помещений, стоит подумать об использовании дополнительных средств.

Одним из самых распространенных является установка перегородок. Можно также задействовать раздвижные двери, которые условно отделяют одну часть помещения от другой. Диван и пара кресел уже создают функциональную зону отдыха, не требуя отделения от основного пространства гостиной или столовой. Ковер поможет завершить разграничение помещения. Перегородки не всегда являются универсальным средством при организации жилища. Конечно, и сегодня существуют люди, которые предпочитают традиционную планировку дома. Планировку с длинным коридорами. Но чаще симпатии отдаются большим открытым, сообщающимся между собой пространствам.

Группировка помещений — главный принцип организации пространства внутри здания. Группировка внутренних пространств влияет на композиционное решение здания в целом, формируя симметричные или асимметричные композиции.

Симметричная схема плана формируется в случае, когда главное помещение — ядро композиции — располагается по оси симметрии, а второстепенные помещения группируются вокруг него. Симметричная схема характерна для архитектуры жилища Древнего Египта и античной Греции, Древнего Рима, Ренессанса, классицизма и историзма. Асимметричная схема плана жилого здания создается в случае, когда главное помещение располагают внецентренно, а соподчиненные элементы свободно группируются по отношению к нему. Асимметричная схема, появившись в конце XIX в., становится преобладающей в архитектуре XX в. — модерне, органичной архитектуре, функционализме, хай-теке.

Группировка помещений должна отражать функциональные взаимосвязи помещений. Взаимосвязи помещений обеспечивают непосредственное сопряжение помещений (холл и гостиная, кухня и столовая, вестибюль и гардероб и т. п.); а также горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоров, лестниц, переходов). Планировку жилых зданий, композиционное построение интерьера разрабатывают, группируя помещения тем или иным способом

Ячейковая схема — относительно самостоятельные функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках (личные жилые комнаты). Ячейки функционируют самостоятельно, могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

Коридорная схема — сравнительно небольшие ячейки, вмещающие части единого функционального процесса, связывают общей линейной коммуникацией — коридором. Все элементы процесса требуют изоляции. Ячейки могут располагаться с одной или с двух сторон коридора (спальни в составе функциональной зоны дома).

Анфиладная схема — ряд помещений, расположенных друг за другом непосредственно и объединенных между собой проходами (проемами). Единый функциональный процесс требует лишь незначительного разделения его частей (прихожая, холл, гостиная, столовая в общесемейной части жилого дома).

Зальная схема основана на создании единого пространства. Функция требует больших нерасчлененных площадей, вмещающих много людей (гостиные, общесемейные жилые комнаты в особняке или вилле). Все функции сосредоточены в одном помещении, не требуют изоляции.
На практике все эти композиции встречаются в сочетаниях и образуют так называемые комбинированные системы

Низкий потолок способствует интимной, а высокий — формальной атмосфере общения. В спальне с большой площадью устраивают полог, а в деловых кабинетах — высокие (3-4 м) потолки. Для создания уютных помещений важно иметь комнаты с различной высотой. Устремленное вверх пространство создает ощущение легкости, вытянутое — движение в заданном направлении, а равновеликое — ощущение статики, покоя.

Выделяют смысловую и функциональную нагрузку помещения изменением, или дифференциацией высоты потолков. В холле принимают высоту этажа достаточно большую (благодаря размещению главной лестницы высота холла в 1,5-2 раза выше помещений), в коридоре ее можно уменьшить до 2,1 м, в общей комнате, где собираются 10-12 человек, высота будет 3-4 м, в больших по площади залах устраивают «второй свет», т. е. берут двойную высоту этажа.

Форма потолка бывает плоской, уступчатой, выгнутой в зависимости от конструкции перекрытия и исходя из решения интерьера. Купольный потолок лучше всего подходит для помещений, где люди выполняют творческую интеллектуальную работу (кабинет, мастерская, библиотека).

Естественное освещение должны иметь жилые комнаты, кухни, неканализированные уборные, входные тамбуры (кроме ведущих непосредственно в дом). При этом отношение площади световых проемов всех жилых комнат и кухонь квартир к площади пола этих помещений, как правило, не должно быть менее 1:8. Например, жилая комната площадью 15 кв.м должна иметь оконный проем площадью около не менее 1,85 кв.м. Превышение минимальной границы приводит к темным комнатам. В случае применения мансардных окон в мансардных этажах допускается принимать отношение 1:10.

Недостаточное освещение утомляет зрение и подавляет психику человека. Но также утомительна чрезмерная освещенность помещения. Долгое пребывание на ярком свете вызывает потребность в тени, и наоборот. Поэтому необходимо чередовать широко раскрытые и ярко освещенные помещения затененными и более замкнутыми. Этим дом как бы откликается на цикличность природы.

Немалое значение уделяют учету восприятия пространства Дома во времени при передвижении по его помещениям. Визуальные связи организуют с помощью пространственных осей. Пространственные оси фиксируют направление движения и восприятия квартиры, облегчают ориентацию, определяют порядок и организацию архитектурного пространства, а именно: размещение входов, окон, коридоров.

Средствами архитектурной выразительности в интерьере Жилого дома являются меблировка, оборудование и бытовая: техника, отделка, освещение и цвет. Перспективный прием — создание гибкого, трансформируемого пространства. Изменяющееся пространство — источник формирования различных пространственных структур, композиционно обогащающих интерьер.

Очень xасто главным элементом композиции жилого дома становятся общая комната, система зальных помещений или холл, которые размещаются на главной пространственной оси, берущей начало от входа. Центральность положения помещения подчеркивают формой плана — квадратной, круглой, овальной, граненой (восьмигранной).

Практически в любой архитектурной композиции, в том числе и свободной, можно найти своеобразный структурный каркас, свою решетку. Модульная сетка или решетка в архитектурной композиции интерьера служит основой структурной упорядоченности. Она может быть результатом применения определенных конструктивно-технологических систем и частью идеи архитектурной формы. Модульные решетки оказываются одним из средств пропорционирования и гармонизации архитектурной формы, в первую очередь планов жилых зданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: