Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 2 страница

свои учения, поэты читали стихи, а ученые-филологи декламировали

и комментировали Гомера и других классиков. В спорах участвовали

все ученые, часто в присутствии царя.

Посещали Мусейон и ученые из других стран. Правда, не всегда

эти посещения носили академический характер. Сохранилось, например, свидетельство о лекции одного «литературного критика», имя

которого с тех пор стало нарицательным. «Несколько лет назад из

Македонии в Александрию явился некий Зоил, который называл себя

«Гомеромастик», что значит «Бич на Гомера», и прочитал царю свое

произведение, критикующее «Илиаду» и «Одиссею». Но Птолемей,

видя, что Зоил позорно нападает на отца поэзии и всей литературы,

чьим творчеством восхищаются все народы, был очень раздосадован

и ничего не ответил Зоилу. Впоследствии Зоил впал в нужду и обратился к царю, смиренно прося о помощи. Но царь отказал в ней,

сказав, что Гомер, умерший тысячу лет назад, веками кормит много

тысяч людей. А значит, тот, кто твердит о себе, что он величественнее

Гомера, может прокормить не только себя, но и еще больше людей,

чем Гомер».

После Деметрия Фалерского Мусейон возглавил поэт Каллимах,

широко известный в эллинистическом мире. Его перу принадлежат и

острые эпиграммы, и гимны богам, и басни, и простодушная сказка

про добрую старушку Гекату, и большое сочинение «Причины». Каллимах был не только великим поэтом, но еще и большим ученым. За

время работы в Мусейоне он создал 120-томный «Каталог Александрийской библиотеки» - своеобразную историко-литературную энциклопедию. В особо оформленных таблицах он собрал имена всех

известных ему знаменитых писателей, названия их произведений и

изложил краткое содержание последних.

Особое место в истории александрийской науки занимают грамматики Зенодот (старший современник Каллимаха), Аристофан Византийский и Аристарх из Самофракии. Зенодот занимался исключительно Гомером и подготовил так называемую «диортозу» - критическое издание поэм, в которой он, сопоставив различные рукописи,

исправил испорченные места, исключил многие стихи, которые (по

сообщениям Геродота) попали в тексты Гомера в более позднее время.

Кроме того, Зенодот и продолжатели его работы, Аристофан и

Аристарх, занимались «эксергезой» - комментированием Гомера -

и успешно изучали особенности языка античных авторов.

Судьба Александрийской библиотеки печальна. В 47 году до н. э.

часть ее сожгли солдаты Юлия Цезаря, подавляя восстание местного

населения против Рима, другую часть уничтожили в 391 году н. э

Остальное было уничтожено правоверными мусульманами, завоевавшими Александрию. «Если в книгах сказано не то, что в Коране,

их следует уничтожить. А если сказано то же самое, что написано в

Коране, то они не нужны», - глубокомысленно изрек халиф Омар.

И по его приказу собрание редчайших древних рукописей было

сожжено...

Казалось, что после таких трагедий ничто не могло уцелеть. Но вот

палестинские раввины утверждают, что не все сокровища Мусейона

погибли. В те времена, когда шла борьба за трон между Клеопатрой и

ее братом Дионисом Птолемеем, якобы хранилище, в котором располагались книги, решили отремонтировать. Поэтому наиболее ценные

свитки и рукописи передали на хранение одному из библиотекарей.

Писец Феодас из Александрийской библиотеки подтвердил, что

бесценные сокровища были спасены, и описал подробную историю

книгохранилища на греческом, латинском языках и на халдейском

диалекте. По некоторым сведениям рукопись Феодаса до сих пор

хранится в одном из греческих монастырей. Некий монах из этого

монастыря сообщил, что в рукописи содержится подсказка, где искать

пропавшие документы. Но люди разгадают шифр подсказки только

тогда, когда исполнится определенное пророчество.

Надо полагать, что пророчество это пока не исполнилось, так как

дальнейшая судьба манускриптов неизвестна. Некоторые ученые предполагают, что великое наследие спрятано где-то в Египте или даже в

Индии. Другие исследователи считают, что похитителями были сами

арабы: существует предание о подземном лабиринте поблизости от

города Ишмония, где и сложены драгоценные рукописи. Жители этих

мест верили (а может быть, верят и до сих пор), что в таинственных

подземных галереях обитают джинны, которые по хранящимся там

книгам изучают магическую премудрость...

Но уже в наши дни в Египте был составлен план возрождения

Александрийской библиотеки. Архитекторы многих стран представили 1400 своих проектов, из которых комиссия выбрала норвежский. В

1988 году был заложен первый камень новой Александрийской библиотеки. На месте его закладки были видны следы прежних археологических раскопок: найдены следы трех статуй, обнаружены водопровод и выложенная мозаикой площадка.

Новая библиотека будет представлять собой здание диаметром в

60 метров со срезом, обращенным в сторону моря. Оно будет олицетворять солнечный диск - божество, которому всегда поклонялись в

Египте.

КОМПЛЕКС ПИРАМИД В ГИЗЕ

Седые пирамиды Древнего Египта вызывают удивление и восхищение у всех, кто их видел (и даже не видел) своими внушительными

размерами, способами добычи и транспортировки плит, а главное -

методами подъема их на высоту Казалось бы, о пирамидах написано

буквально все Им посвящены десятки книг, ответивших на множество вопросов и в не меньшем количестве их поставивших И все

равно до сих пор одно из «семи чудес света» продолжает удивлять нас

своей неисчерпаемостью и загадочностью

Самыми знаменитыми из всех египетских пирамид считаются три

большие пирамиды близ Гизе Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и

Микерина (Менкаура) Крупнейшая из них, пирамида Хеопса сооружена в XXVIII веке до н э

На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывал о строительстве этой пирамиды Фараон Хеопс заставил работать

на себя весь египетский народ, разделив его на две части Первым он

приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в

аравийских горах Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор Постоянно работали 100 000 человек,

которые сменяли друг друга каждые три месяца За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к

реке По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее

трудной задачей, чем возведение самой пирамиды

Дорога вся была выложена из громадных камней и на всем протяжении украшена скульптурными изображениями. Она была так высока, что самая высокая вода во время разливов Нила не могла прервать

доставку материала из Турахских каменоломен к пирамидам Выдержав перевозку стольких тяжестей, эта дорога стала поистине царственной, потому что позже стала служить для погребальных процессий,

направлявшихся к некрополю

Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось

строительство подземных сооружений, которые предназначались для

гробницы и погребальной камеры фараона Строительство же самой

пирамиды продолжалось еще 20 лет

Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но

из-за наступления песков высота ее уменьшилась до 137 метров

Понижению пирамиды способствовало и снятие облицовки Кроме

того, весьма часто в прошлые времена арабы на потеху туристам

отламывали камни от верхней площадки и скатывали их вниз Да и

сами туристы любили подниматься на пирамиды Дело это вполне

реальное, так как камни выступают один над другим и по такой

«лесенке» можно, приложив усилия, подняться на самый верх Сейчас

подъем на пирамиды запрещен, и это способствует их сохранности,

хотя многим хочется взобраться на верхнюю площадку пирамиды

Хеопса, на которой во время Второй мировой войны располагался

английский пост противовоздушной обороны

Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет

233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров Она состоит

из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными

сторонами Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый - 15 тонн, общий вес пирамиды - 5,7 миллионов тонн По

подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров

Исследователи, пытающиеся выяснить, каким образом древние

строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение (да не

просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму), просто становятся в тупик Иногда даже высказывалось мнение,

что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и

в создании этих колоссальных сооружении принимали участие инопланетяне

На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи

людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка В

скале обозначали сначала границы будущего блока, затем по ним

выдалбливали глубокую канаву, а в нее забивали клинья из сухого

дерева, которые поливали водой. Дерево разбухало, увеличивалось в

объеме, трещина расширялась, и в конце концов монолит отделялся от

скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами

из камня, меди и дерева. Она приобретала форму стандартного куба, а

потом обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила

Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь под углом подъема 15°. По мере сооружения пирамиды насыпь удлиняли. По этим насыпям каменные блоки тащили на

деревянных санях, а чтобы уменьшить силу трения, трассу постоянно

поливали водой. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивалось,

наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали

облицованными плитами.

Качество работы строителей, живших 47 столетий назад, было

таково, что несовпадение горизонтальных и вертикальных линий пирамиды не превышает ширины большого пальца. Камни настолько

плотно пригонялись один к другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку. Но шедевром египетских памятников считается

внутренняя облицовка большой галереи в пирамиде Хеопса. «Камни

здесь так отшлифованы и так плотно лежат, что между ними не

просунешь не только иголку, но даже волоса».

Для наружного украшения пирамид египтяне употребляли «самые

разнообразные и блестящие камни, тщательно подобранные» Филон

Византийский в своей книге «О семи чудесах мира» называет белый

мрамор, базальт, порфир и еще один камень, который привозили из

Аравии. Но сейчас от облицовки пирамид не осталось ничего. Нет

мелкозернистого песчаника на пирамиде Хеопса, ее ободрали еще в

XIV веке. Французские путешественники того времени писали, что их

поразила картина пирамид, на гранях которой копошились, как муравьи, рабочие, спуская вниз отполированные плиты. Они представляли

совершенно готовый, прекрасный материал для постройки жилых

домов в Каире и городов, которые с древних времен начали появляться по соседству с некрополем. Только у пирамиды Хефрена сохранилась до сих пор облицовка, и то только наверху. Из уважения к отцу

послушный сын сделал свою пирамиду немного ниже, чем пирамида

Хеопса. Но и на его пирамиде надпись - «Хефрен великий», так же

как и на третьей (еще меньшей, выстроенной для внука Хеопса) -

«Божественный Микерин».

Во многих пирамидах устраивали запутанные лабиринты, слепые

камеры и ловушки, которые должны были помешать грабителям добраться до мумий и могильных драгоценностей. Но это не помогло.

К тому времени, когда ученые всерьез занялись изучением пирамид,

они были уже почти пусты. А богатства и сокровища собраны там

были несметные. Вот, например, строки Ивана Бунина о том, что

увидели завоеватели, ворвавшись в погребальную камеру Великой

пирамиды: «Озарив факелами заблестевшие, как черный лед, шлифованно-гранитные стены этого покоя, в ужасе отступили: посреди

него стоял прямоугольный и тоже весь черный саркофаг. В нем

лежала мумия в золотой броне, осыпанной драгоценными камнями

и с золотым мечом у бедра. На лбу же мумии красным огнем горел

громадный карбункул, весь в письменах, непонятных ни единому

смертному...»

Некоторые ученые-египтологи считали, что пирамиды оканчивались наверху платформой, на которой стояла статуя фараона, строившего ее. При этом исследователи ссылались на те места в «Истории»

Геродота, где тот писал об озере Мерис: «Среди озера стоят две пирамиды... на каждой из них находится по каменному колоссу, сидящему

на троне».

Однако в тех главах, в которых Геродот описывает большие пирамиды в Гизе, он не делает и малейшего намека на то, что эти пирамиды тоже были увенчаны скульптурами. Даже если бы Геродот сам не

видел их, а только бы слышал о существовании колоссов в глубокой

древности от своих проводников, рассказы которых он добросовестно

записывал, то он обязательно бы упомянул об этом в своей «Истории». Тот факт, что он видел скульптуры на озере Мерис, доказывает,

как был поражен Геродот этой разновидностью в украшении пирамид

и что ничего подобного он не видел на плато Гизе.

Пирамиды всегда считались гробницами фараонов, поэтому все

другие версии долгое время выходили за пределы понимания ученых,

а вслед за ними и за пределы нашего понимания. Сегодня же представители разных областей науки выдвигают и другие гипотезы о целях,

с которыми были воздвигнуты эти загадочные сооружения. Например, эзотерики считают, что пирамиды были гигантскими культовыми и энергетическими центрами, в которых проходили посвящения в

религиозные таинства, занятия и экзамены. Там же хранились и

священные книги египетских жрецов.

Энергия, которая накапливалась внутри пирамид, была столь сильна, что могла влиять на климат соседних областей. Есть даже такое предположение: с помощью этой энергии мудрецы уходящей цивилизации, чтобы уберечь свои творения от потомков, уничтожили все вокруг пирамиды Хеопса, превратив окрестности в пустыню.

Некоторые исследователи видели в пирамидах обсерватории, другие - наблюдательные пункты: мол, не готовится ли набег на Египет

со стороны Ливийской пустыни? Одни ученые считают их храмами,

в которых посвящали в служители культа бога Солнца Амон-Ра,

другие - гигантской научной лабораторией древних. А вот сенсационная гипотеза немецких ученых, которые тоже считают пирамиды не

усыпальницами, а огромными естественными генераторами земной

энергии, в которых «наследные принцы» фараонов в течение продолжительного времени заряжались этой самой энергией и даже омолаживались.

Неистовый интерес к пирамидам не только не иссякает, но порождает совершенно новые подходы к их исследованию. Например, кандидат юридических наук Л. Б. Шейнин выдвигает предположение,

что, может быть, нужно изучать не только пирамиды, а и сам процесс

строительства. «Египтяне располагали пирамиды на бесплодных землях, где не было постоянного жилья. Строили их мужчины, оставлявшие дома своих близких, или юноши, только готовившиеся основать

свои семьи. Не подлежит сомнению по крайней мере одно социальное

последствие строительства пирамид: сокращение рождаемости...

В Библии сообщается о драконовских законах, которые принимались в Египте против роста населения. По одному из таких законов

подлежали смерти все дети-первенцы, в какой бы семье они ни родились. Евреи покинули Египет не только потому, что они были «в

работах» у фараона, но еще и потому, что не хотели мириться с

ограничением рождаемости.

Если все это так, то постройка пирамид была не самым большим

злом для Древнего Египта. Она позволяла сдерживать рост населения,

не прибегая к убийству младенцев».

У подножия пирамиды Хеопса расположился небольшой музей, в

котором выставлен всего один экспонат. Но зато какой! Огромный

весельный корабль, который построен 4800 лет назад! Как свидетельствуют ученые историки и археологи, на нем совершал свои плавания

по Нилу сам фараон Хеопс. На этом же корабле его бренные останки

были перевезены к месту захоронения. Однако это был еще не последний рейс судна. Древние египтяне верили, что корабль доставит

фараона прямо в вечность - к богу солнца Ра, и закопали корабль тут

же, в Гизе.

В 1954 году группа египетских археологов очищала основание

пирамиды Хеопса от напластований, вот тогда и найден был корабль.

Понадобилось целых три года, чтобы извлечь из земли 1224 фрагмента пострадавшего от времени судна. И еще одиннадцать лет, чтобы эти

детали смонтировать...

Пирамида Хеопса, может быть, самое грандиозное сооружение на

земле. Даже во времена наибольшей славы и величия любого из

европейских монархов у него не было такого дворца, который можно

было бы сравнить по размерам с этой гробницей фараона. Меньше ее

и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний

дворец в Санкт-Петербурге, и даже Эскориал в Испании.

Большую пирамиду Хеопса нередко называли Библией в камне. На

рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется

розовато-персиковой; в те редкие минуты, когда горизонт затянут

облаками, - серовато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину. Арабский писатель Абд-эльЛатифа, глядя на пирамиды еще в VIII веке, в восхищении воскликнул: «Все на земле боится времени, но само время боится пирамид».

ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС

В конце дороги, которая вела от Нила, перед высокой пирамидой

Хефрена обращенный задумчивым лицом к востоку возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой

Здесь в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная

скульптура из всех когда-либо сотворенных человеком Высота ее -

около двадцати метров, а длина - 57 метров, так что если бы Сфинкс

был расчищен до самого основания, то превосходил бы по величине

5-этажные дома многих европейских городов

Неподвижный, вечный страж этого обширного кладбища, Сфинкс

олицетворял собой среди этих мертвых мест идею воскрешения -

идею жизни, которая, подобно утренней заре, всегда возвращается и

побеждает мрак ночи В настоящее время только одна голова да часть

спины Сфинкса возвышаются над песком Но в былые времена его

фигура, высеченная из цельной скалы (только лапы Сфинкса частью

составлены из каменной кладки), поражала и как бы подготовляла

путешественника к еще более величественному виду пирамид

Черты лица Сфинкса были нарочно обезображены мусульманами,

потому что они считали благочестивым делом разбивать и портить все

изображения человеческого лица, называя их произведениями дьявола Но в общих своих чертах выражение лица Сфинкса сохранилось

До сих пор глаза его устремлены вдаль, а линии рта изогнуты спокойной и слегка надменной улыбкой Эта фигура - наполовину статуя, наполовину скала, - несмотря на все свои повреждения, живет необыкновенной жизненной силой и вместе с тем как будто дышит выражением безмятежного величия

Слои скалы, из которой Сфинкс сделан, горизонтальными полосами разделяют его грудь и лицо, одной из таких полос воспользовались

неизвестные древние скульпторы, чтобы вырезать рот этому колоссу

Долгое время ученые были убеждены, что этот величественный

колосс представляет собой портрет фараона Тутмоса IV (из XVIII династии), но в настоящее время неопровержимо установлено, что Сфинкс -

это образ бога Хоруса, символ восходящего солнца Сфинкс существовал еще задолго до того, как Хеопс (из III династии) сделался царем,

ибо этот последний его уже реставрировал

Время и история сооружения самого Сфинкса теряются в глубине

тысячелетий, ведь в древних папирусах, относящихся ко времени

постройки египетских пирамид, о нем нет ни единого слова Иероглифы древних египтян донесли до нас не только имена гениальных

архитекторов и строителей пирамид, создавших заупокойные храмы

фараонов, но и степень их инженерного таланта А вот создатели

Сфинкса до сих пор неизвестны

«Отец истории» Геродот Галикарнасский в 445 году до н э скрупулезно перечислил, сколько рабов трудилось над постройкой пирамиды, сколько им доставляли чеснока, редьки и сухих лепешек Но в

своей «Истории», где он записал «все, что видел и слышал в Египте»,

знаменитый грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом Но

ведь не мог же Геродот не заметить перед пирамидами гигантского

льва9

До Геродота в Египте набирались мудрости Гекатей Милетский, а

после него - Гекатей Абдерский и знаменитый географ и путешественник Страбон Их записки тоже очень обстоятельны, но о Сфинксе и они не упоминают А ведь египетские чиновники дотошно

записывали все расходы, связанные с постройкой пирамид и других

культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог

к долине Гизе Но ни одного хозяйственного документа, в котором

хотя бы несколько слов относилось к Сфинксу, археологи не обнаружили

И только римский натуралист Плиний Старший в своем труде

«Естественная история» сообщает, что в его времена Сфинкса в очередной раз очистили от песка, нанесенного из пустыни Значит, Геродот, Страбон и другие греки не видели Сфинкса своими глазами

просто потому, что он был засыпан огромным слоем песка.

В старых легендах, распространенных среди египтян и арабов,

Сфинкс предстает живым существом, полубогом, стражем порядка

Когда ему что-либо не нравится в поведении людей (например, их

раздоры и войны, грабительские набеги в соседние племена или еретическое увлечение чужими богами), он спрыгивает со своего пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и зарывается в песок

В начале XIX века итальянец Кавингли раскопал песок вокруг

Сфинкса и обнаружил ведущую к нему лестницу Между гигантских

лап Сфинкса оказалась мощеная площадка, на которой перед грудью

исполина красовался небольшой открытый храм времен Траяна Внутри храма лицом к Сфинксу стояла фигура льва. Здесь же было три

могильных столба, покрытых рисунками На этих стелах некоторые

фараоны (и между ними Тутмос IV и Рамсес Великий) поклоняются

Сфинксу, которого они называют солнцем.

На пальце одной из лап Сфинкса Кавингли нашел греческую

надпись в стихах Автор надписи Арриен называет Сфинкса безупречным слугой Латоны, очевидно, считая его изображение женским лицом. А между тем у ног этого великана был найден обломок бороды

огромных размеров

Сзади Сфинкса находится еще один храм, который долгое время

приводил ученых в недоумение Храм был найден и расчищен археологом Мариеттом в 50-х годах прошлого века Ленорман считал этот

храм произведением той эпохи, когда египтяне поселились на берегах

Нила и их зарождающаяся цивилизация начала испытывать свои

молодые силы

Храм был выстроен из громадных монолитов сиенского гранита,

кажущихся колоссальными даже у подножия величественных пирамид В одной надписи времен фараона Хеопса об этом храме говорится, что сооружение его теряется во мраке времен, предшествовавших

еще первым династиям Хеопс случайно нашел этот храм, засыпанным песками, под которыми он был забыт на долгие века.

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы,

на ней же возводилась цитадель, чтобы жителям было где укрыться,

если враг проникнет в город Такая цитадель называлась акрополем

Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над

Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (Акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями

Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что

они великолепны, неповторимы Но не спрашивайте почему Никто

вам не сможет ответить» Его можно измерить, можно пересчитать

даже все его камни Не такой уж большой труд пройти его из конца

в конец - на это уйдет всего несколько минут

Древние предания говорят, что Акрополь был крепостью еще в

далекие догомеровские времена (около XVI века до н э) Недалеко от

ее северо-западной стены располагался царский дворец, а после его

разрушения (по не известным ученым причинам) почти на этом же

самом месте был воздвигнут храм Гекатомпедон. посвященный покровительнице города Афине Греки так высоко почитали эту богиню,

что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого

храма

Во время греко-персидских войн (480-479 годы до н э) Гекатомпедон был разграблен и сожжен по приказу персидского царя Ксеркса

Но еще й сегодня многочисленные туристы, приезжающие на Акрополь со всего света, могут увидеть остатки его стен и колонн. Рядом

с этим храмом - там, где некогда был царский дворец, экскурсоводы

показывают могилу Кекропа І - первого царя Аттики, ведь и сам

Акрополь долгое время назывался скалой Кекропа.

Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых

располагались храмы, святилища и жертвенники, посвященные различным богам У алтаря Афины, на священном участке рядом с могилой Кекропа, когда-то возвышалась статуя Афины Эрганы (Созидательницы). Она была сделана из дерева и, по утверждению Павсания,

упала на Акрополь с неба. Покровительница города Афина была одной

из самых главных святых, поэтому прикосновение к статуе давало

силу и делало неуязвимым. Почти все эти святыни были разрушены

во время греко-персидских войн, но четыре великих творения стоят и

поныне на этом холме со скалистыми склонами.

Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их

соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н. э. Но прежде чем

войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно

оборачивается вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда

охранявшего вход в Акрополь, высится маленький изящный храм

богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими (около

50 сантиметров) барельефами на темы греко-персидских войн.

Храм легкий, воздушный, необычайно прекрасный, он выделялся

своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание, возведенное архитектором Калликратом во второй половине V века до н. э., как будто улыбается само и

заставляет ласково улыбнуться посетителей.

Внутри храма была установлена деревянная позолоченная статуя

богини, и она так понравилась грекам, что они простодушно упросили

скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Кроме того, богиня победы Ника изображалась обычно

прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и

перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее

бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно

великую победу над персами.

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая бронзовая статуя Афины Промахос

(Воительницы). Она была отлита из трофейного персидского оружия,

захваченного во время битвы при Марафоне. Об этом же гласит и

надпись на каменном пьедестале. «Афиняне посвятили от победы над

персами». Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкая на солнце, был виден далеко с моря и служил

своеобразным маяком для мореплавателей. Знаменитый Фидий воздвиг эту статую на том самом месте, где некогда стояла оливковая

статуя Афины Эрганы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: