Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 5 страница

этом ученые не спорили

Но когда возникал вопрос «Какое это сражение и между какими

народами?» - тогда и начинались бесконечные толкования, предположения и споры Одни исследователи предполагали, что это Платейская битва, другие усматривали в мозаике галлов, разбитых под Дельфами Третьи историки видели в ней Александра Македонского при

Гранике, четвертые - Цезаря, поражающего галлов, пятые - сражение персидского царя Дария с Александром Македонским

Сейчас уже точно установлено, что на четырехугольной поверхности изображено поражение персидского царя Дария при Иссе На

разных планах представлены пешие и конные всадники, сам Александр Македонский верхом на прекрасном скакуне пронзает пикой

спешившегося сатрапа, возле которого лежит на земле суковатая палка Среди боя, равно ожесточенного с обеих сторон, прекрасно видны

лица 26 воинов, исполненные выразительности, различной по характеру каждого

Прекрасный в своем неистовстве Александр Великий, без шлема, с

рассыпавшимися по плечам волосами, сжимая меч, мчится на горячем

коне к врагу Дарий, с трагически расширенными глазами от сознания

своего поражения, протягивает руку к павшему всаднику - своему

защитнику. Возничий гонит коней колесницы в последней попытке

спасти своего повелителя...

В Неаполитанском музее выставлены и фрески виллы Мистерий,

частично сохранившиеся до наших дней. Это одна из самых древних

вилл в Кампании, она была сооружена еще в III веке до н. э Название

вилле дал Зал дионисийских мистерий с росписями на египетские

мотивы и дионисийские темы

Тот, кто посещал такие мистерии, под страхом смерти должен был

сохранять в тайне все, что слышал и видел. Когда современникам

великого Эсхила показалось, что драматург в одной из своих пьес

приподнял немного завесу над тайной, то он чуть было не лишился

жизни.

Дионисийский культ, распространенный в Этрурии и Кампании, в

Риме был запрещен специальным указом сената. Римляне резко выступали против некоторых греческих традиций, в частности, неприемлемым оказался обычай приносить человеческие жертвы и устраивать

жестокие ритуалы. Но все запреты были напрасны - ведь посвящения в таинства, приобщение к богу бессмертия обещали блаженство в мире ином.

Роспись виллы, может быть, была заказана хозяйкой дома, поклонницей (или даже жрицей) Диониса. Она, видимо, пренебрегла

жестоким указом сената и приказала в настенной росписи воплотить

тщательно скрываемую тайну

Около двери в спальню изображен ее портрет, а по другую сторону

двери, на продольной стене, и начинается знаменитая роспись, в

которой насчитывается 25 персонажей. Первый эпизод посвящен чтению свитка с правилами ритуала. Священный свиток держит перед

собой обнаженный мальчик, за чтением следят сидящая матрона, положившая руку ему на плечо, и вошедшая женщина в покрывале.

Следующая сцена - приготовление к жертвоприношению. Девушка в венке из миртовых листьев с полным блюдом плодов направляется к жрице, которая с помощью служанок совершает обряд очищения. В другой группе земной мир сменяется миром мистическим,

атмосферой самого таинства. Внутри комнаты как будто полыхает

огонь, бросая тревожные отсветы на всех участников действа, стены

расписаны густой красной краской Дионис безмятежно возлежит со

своей супругой Ариадной, словно не замечая обнаженной женщины,

которую сечет огромным кнутом крылатая богиня.

Старый, отяжелевший Силен, воспитатель Диониса, в окружении

сатиров поет под аккомпанемент лиры эпиталаму богу и его супруге.

Рядом юный Пан сидит на скале со своей подругой - грациозной

паниской, кормящей грудью козленка.

И вдруг в эту идиллическую картину врывается образ девушки,

объятой смятением и страхом. Услышав предсказание своей судьбы,

она в ужасе отстраняется от Силена левой рукой. В то же время

зрителю, находящемуся в зале, кажется, что девушка напугана зрелищем бичевания.

Заканчивается роспись торцовой стены изображением крылатой

богини с бичом в руке. Состояние девушки, упавшей на колени перед

жрицей, передано в ее лице с закрытыми в смертельной муке глазами.

Боль и страдание в сцене бичевания сменяются радостью обнаженной вакханки, кружащейся в вихре танца с кроталами (кастаньетами),

поднятыми над головой. Эти два контрастных образа выражают мысль

о возрождении жизни и представляют собой кульминацию дионисийских мистерий. Завершается роспись всего зала сценой одевания невесты.

Для передачи иллюзии движения древние мастера великолепно

использовали мотивы развевающихся тканей. Пурпурный плащ девушки похож на надутый ветром парус, а желтое покрывало вакханки,

отлетающее дугой от ее тела, усиливает впечатление вращения. Пурпурно-лиловые драпировки эффектно оттеняют золотистые тона обнаженного тела. Очищенные от каменного покрова через два тысячелетия росписи засияли в своей первозданной красе, как будто бы их выполнили только вчера.

Вилла Папирусов в Геркулануме (соседнем с Помпеями городе)

была обнаружена совершенно случайно в середине XIX века. Но открытие ее послужило не научным поискам и исследованиям, а стало

добычей художественных ценностей для короля Карла III Бурбона.

Искатели сокровищ проникли в парадные покои виллы, библиотеку,

перистили, сад с нимфами и фонтанами. Повсюду они сдирали со стен

росписи, из полов выламывали мозаики, из сада и перистилей уносили статуи. После варварского опустошения вилла была заброшена, в

прорытые шахты и галереи просочился ядовитый газ, а потом они

вообще были завалены камнем.

После такого нашествия вилла на целое столетие погрузилась в сон,

и напоминанием о ней служат только сокровища, которые выставлены

в Неаполитанском музее. Кроме того, в архивах сохранились планы и

отчеты, составленные в XVIII веке шведским инженером Карлом Вебером, под руководством которого впоследствии возобновились раскопки. По стилю росписей ученые установили, что вилла была заложена во II реке до н. э., потом она много раз перестраивалась и меняла свой декор. В одном из перистилей археологи нашли шесть бронзовых

скульптур, которые теперь являются гордостью Музея Среди них -

«Геркуланумские танцовщицы», «Отдыхающий Гермес», «Пьяный

фавн», «Спящий сатир», «Борцы» и многие другие. Среди развалин

виллы найдены и статуи животных, исполненные с превосходным

знанием натуры

В XVII веке здесь были найдены редчайшая библиотека и коллекция папирусов, которая и дала название вилле. Свитки папирусов

были аккуратно уложены на деревянных полках в маленькой комнате,

они представляют собой философские и литературные творения прославленных античных авторов. Большинство из них - труды знаменитого греческого философа Филодема

От раскаленного пепла свитки почернели и обуглились, но полностью не сгорели У искателей сокровищ они не вызвали никакого

интереса, так как они приняли их за брикеты угля. Когда эти бесценные папирусы попали в руки ученым, то им было весьма затруднительно читать поблекшие тексты. И все-таки исследователям удалось

восстановить фрагмент из трактата Филодема о музыке.

К величайшим сокровищам Неаполитанского музея относится и

роспись из Геркуланума «Медея перед убийством своих детей». На

ряде помпеянских картин волшебница Медея изображается с двумя

своими детьми, которых она собирается убить из мести к изменившему ей мужу Ясону. На геркуланумской росписи она изображена одна

Дети ее (по предположениям ученых) должны были находиться слева,

куда и направлен полный трагизма взгляд широко раскрытых глаз

Медеи. Рот ее полуоткрыт, словно она приглашает своих детей подойти к ней...

Чтобы нанести им смертельный удар, Медея держит спрятанным в

складках своей одежды огромный меч. Нервно сжала пальцы рук

пылающая яростью к мужу Медея, как бы отбрасывая от себя последние колебания перед свершением страшной мести.

По силе экспрессии, по прекрасной и реалистически переданной

светотени эта картина является одной из лучших, среди всех найденных Оригинал картины приписывают Тимомаху - греческому мастеру I века до н э По-видимому, сначала на его картине были

изображены и два ребенка, но сейчас их можно увидеть только на

одной из гемм, где Медея изображена в аналогичной позе.

ВАТИКАНСКИЕ ДВОРЦЫ

Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского - расположен на одном из живописнейших холмов древнего Рима

Он обнесен каменными стенами и в настоящее время располагает

небольшой территорией. Ватикан включает в себя собор святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы Ватикан чеканит собственную монету, издаст газету, имеет почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму

Начало строительству Ватикана было положено в IV веке, когда

первый христианский император Константин на Ватиканском холме

(древнеримские жрецы занимались там «ватиканиями» - предсказаниями) построил небольшую церковь святого Петра Неподалеку от

нее была сооружена скромная резиденция для первосвященника и его

приближенных, которые жили в ней лишь в дни больших религиозных праздников. Постоянным местопребыванием римского папы был

в то время Латеранский дворец В 756 году король франков Пипин

отвоевал у лонгобардов Римскую область и подарил ее папе, тогда и

было основано папское государство

В IX веке на Ватиканском холме были возведены мощные крепостные стены, способные выдержать долгую осаду неприятеля (чаще

всего своих же прихожан, доведенных до отчаяния поборами и разгулом насилия) Резиденция первосвященника подверглась лишь час тичной реконструкции, новая, более пышная папская обитель была построена здесь только в конце XIII века папой Николаем III.

Особенно широкий размах строительство в Ватикане приобретает

после авиньонского пленения пап, которое продолжалось 70 лет.

Перебравшись из Авиньона в Рим, папы поселились в Ватикане, и с

1377 года он стал их постоянным местом жительства.

Ватиканские дворцы часто называют убежищем мира древнего,

начиная с изящного внутреннего портика, воздвигнутого по рисунку

Рафаэля Санти; с караульных, одетых еще по прихоти Микеланджело,

до богатых галерей со множеством великих и бесценных произведений. Все здесь мерцает величием и восторженной любовью к искусствам.

В прежние века самое упоительное посещение Ватикана было вечером. У подножия портика стояли швейцарские охранники, встречающие чужестранца с факелами в руках и провожающие его до галерей.

И вот тогда представали перед изумленным путешественником картины, впечатление от которых было несравненно прекраснее, обольщение нежнее, действие разительнее, чем все это выглядело днем. Ничто

не возмущало мысль при созерцании ни с чем не сравнимой роскоши,

лишь журчал, разливая слабый плеск, прекрасный Бельведерский фонтан, да лунный свет украдкой проникал в портики.

В XV веке папе Николаю V пришла мысль заменить старый Ватиканский дворец новым - более обширным и богатым. Не разрушая

старых сооружений, архитекторы и строители сначала начали реконструкцию северного крыла дворца. В это перестроенное здание вошли

будущие апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля.

Третий и четвертый этажи бывшей военной башни были переделаны под капеллу, которая позднее получила название «Никколина» -

по имени папы Николая V, который в самом начале своего понтификатства сделал капеллу своей личной молельней. Правые гладкие стены капеллы сначала были прорезаны продольными окнами, но потом

окна были заложены. Для украшения ее папа пригласил флорентийского живописца фра Беато Анжелико, которому в работе помогали

его любимый ученик Б. Гоццоли и еще три ученика, имена которых

известны только по этой работе.

Все фрески капеллы в основном были расписаны самим Беато

Анжелико, его помощники выполняли лишь второстепенные работы.

Три стены капеллы «Николлина» были расписаны историями из жизни святого Лоренцо и святого Стефана, а четвертая стена была оставлена под алтарь.

Около 1492 года папа Александр VI Борджиа поручил известному

живописцу Пинтуриккио украсить росписью свои покои, которые

занимают шесть небольших залов. К работе над росписью папских

покоев Пинтуриккио привлек много своих учеников, благодаря чему

работа была выполнена в короткий срок.

Выбор сюжетов для росписи во многом был определен самим

папой, залы так и названы по сюжетам росписей - Зал сивилл, Зал

таинств веры, Зал жития святых, Зал наук и искусств, Зал мистерий

и Зал римских пап.

Наиболее интересной фреской является «Диспут святой Екатерины

Александрийской». Выбор этой темы скорее всего не был случайным,

ведь святая Екатерина считается защитницей незаконнорожденных

детей. Может быть, Александр VI Борджиа выбрал эту тему, чтобы

защитить детей римских пап, а главное - узаконить их привилегии.

Действие фрески происходит на фоне обширного пейзажа с голубыми холмами, зелеными лугами и причудливыми нагромождениями

скал. В центре композиции высится фантастическая триумфальная

арка, которая отделяет передний план фрески от заднего. Арка украшена изображением быка - эмблемой дома Борджиа.

Слева на траве под балдахином сидит окруженный философами

император. Прямо перед ним с распущенными белокурыми волосами

стоит святая Екатерина и застенчиво перечисляет доводы в защиту

своих суждений. С правой стороны фрески изображена красочная

толпа, которая присутствует на диспуте.

Пинтуриккио, как словоохотливый рассказчик, вводит в сюжет

множество персонажей, которые с ним как будто не связаны. Здесь и

всадник на великолепном белом коне, и стоящая перед ним борзая

собака, и парящие в небе куропатки...

Следующий папа, Юлий II, обладая незаурядной энергией и упорством, сумел заставить работать в Ватикане трех великих гениев эпохи Возрождения - Донато Браманте, Рафаэля Санти и Микеланджело

Буонаротти.

Донато Браманте был назначен главным архитектором и сразу же

приступил к реконструкции папских дворцов. Он решил Ватиканский

дворец посредством длинных галерей соединить с Бельведерским,

построенным на самом высоком месте. Склоны же холмов предполагалось превратить в террасы, спускающиеся к нижней центральной

площадке. По замыслу архитектора эта площадка должна была служить ареной для различных турниров и показа различных представлений и спектаклей.

Во дворике Бельведерского дворца папа Юлий II поставил знаменитую скульптурную группу «Лаокоон» и статую Аполлона (впоследствии получившего название Бельведерского) - создание Лиохара,

придворного скульптора Александра Македонского. Первоначально

скульптура была выполнена в бронзе, но до наших дней она сохранилась только в римской мраморной копии.

Статую нашли в XV веке в Анцио, и она сразу же стала собственностью Юлия II - тогда еще кардинала Ровере. «Аполлон» Лиохара

изображен в торжественной, несколько театральной позе. Прекрасное

тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, чуть поднятая вверх и резко повернутая влево.

Идеально красивое лицо оживлено взглядом чуть-чуть асимметрично посаженных глаз. В правой руке Аполлон держит лук; в левой,

по предположениям некоторых искусствоведов, была ветка лавра -

символ чистоты. Переброшенный через плечо и обвитый вокруг руки

плащ падает вниз тяжелыми торжественными складками.

«Лаокоона» нашли в 1506 году на месте разрушенных терм императора Тита, и статуя сразу же стала собственностью Ватикана. Это

прославленное произведение упоминалось еще в трудах Плиния Старшего. По его словам, она была выполнена в I веке до н. э тремя

прославленными родосскими скульпторами - Агесандром, Афанадором и Полидором.

В скором времени к этим статуям прибавились новые археологические находки, но именно они явились той песчинкой, вокруг которой через несколько веков образовалась целая жемчужина - Ватиканские музеи.

Юлий II, вступив на папский престол в 1503 году, не захотел жить

в резиденции папы Александра VI, своего предшественника и бывшего конкурента. На втором этаже Ватиканского дворца он решил сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года, по

предложению Браманте, из Флоренции был вызван молодой Рафаэль.

Ему было тогда 25 лет.

Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную

для себя творческую обстановку. При папском дворе он получил

возможность встречаться с выдающимися людьми - поэтами, писателями, художниками, учеными-гуманистами.

Так называемые «станцы Рафаэля» - это расположенные друг за

другом три комнаты небольших размеров (в среднем 8х10 метров).

Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой

комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две

фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать

роспись только Рафаэлю.

Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала

сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников.

Содержание фресок было определено самим папой Юлием II и

подробно разработано учеными-гуманистами, группировавшимися

вокруг папского двора. Росписи должны были служить прославлению

церкви и самого заказчика - папы Юлия II. И хотя сюжетами фресок

служили легенды, предания и события давних времен, они должны

были связываться с событиями той современности.

В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии и сложные

аллегории Рафаэль ввел портреты знаменитых людей прошлого и

своих современников Такое разнообразие образов и сюжетов надо

было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми

казались образы христианской религии и соседствующие рядом из

языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с этой

задачей. Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления

церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.

В Станце делла Сеньятура хранилась папская печать. Росписи этой

комнаты должны были продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека: богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Эти четыре темы отразились на стенах Станцы в виде отдельных сюжетных композиций - «Диспут», «Афинская школа», «Парнас» и «Юстиция».

Библиотека Ватикана явлется одной из самых богатых в мире по

подбору древних манускриптов и книг. А по великолепию и роскоши

своего помещения, может быть, это самая прекрасная библиотека.

Здесь хранятся рукописи, испещренные миниатюрами дона Джулио

Кловио, которого сами итальянцы называют «Рафаэлем миниатюры».

С ними может соперничать разве только Часослов того же художника - истинная драгоценность, хранящаяся в Неаполе.

В библиотеке Ватикана находится и знаменитая фреска «Альдобрандинская свадьба». В Римской республике (по примеру греков)

широкое распространение получил обычай украшать росписью интерьеры зданий. Правда, в Греции обычно украшались общественные

здания, а в Риме стены своих домов или загородных вилл обычно

украшали свободные разбогатевшие граждане.

Фреска «Альдобрандинская свадьба» была найдена в 1604 году на Эсквилинском холме. Снятая со стены, она была помещена в «сады

Альдобрандини» папы Климента VIII (отсюда ее название). Только в 1818 году ее перенесли в библиотеку Ватикана. Долгое время

(вплоть до раскопок в Помпеях и Геркулануме) эта фреска являлась лучшим памятником античной живописи. Многие выдающиеся художники (например, Н. Пуссен) с большим вниманием и любовью копировали ее.

«Альдобрандинская свадьба» изображает аллегорическую сцену подготовки к торжественной церемонии. На стене розовато-сиреневого

цвета размещены три группы персонажей. В центре изображена обнаженная богиня, рядом с ней - закутанная в белое покрывало невеста,

а у подножия ложа возлегает смуглый человек. Эти персонажи олицетворяют две аллегорические группы: богиня Афродита символизирует Убеждение, а Гименей - Брак. Афродита своими убеждениями

должна сломить упорство невесты, Гименей - смуглый юноша с

венком на голове - с невозмутимым видом ожидает начало свадебных торжеств.

Две группы персонажей с правой и левой стороны фрески изображают подготовку к свадьбе. Среди них особо выделяется женская

фигура с лирой в руках. К сожалению, фреска сохранилась не полностью, и это во многом затрудняет ее правильное понимание.

Время во многом изглаживает следы и других фресок Ватикана, но

они, даже не очень хорошо сохранившиеся, заслуживают того, чтобы

ради них одних совершить путешествие в Рим.

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

Значительные перестройки Ватиканского дворца производились и

при папе Сиксте IV, в понтификат которого и сооружается знаменитая

Сикстинская капелла - величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам

из Ветхого и Нового заветов, было поручено флорентийскому архитектору Дж. Дольчи. Капелла была задумана еще предшественником

Сикста IV - папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на

земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они

могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних

врагов, и от гнева римских прихожан.

Сикст IV предложил архитектору построить такое здание, которое

бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира

военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы

могущество римского папы. На протяжении веков капелла выполняла

различные функции, но с самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового

папы.

Подчиняясь воле пап, архитекторы придали капелле снаружи вид

бастиона. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые

размеры, имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени. Прямоугольный зал капеллы

разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют

наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены

первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под

ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового заветов.

В росписи и украшении Сикстинской капеллы принимали участие

такие известные художники, как Бернардино Пинтуриккио и Пьетро

Перуджино, Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо, Козимо

Россели и др. Плафон капеллы расписывал великий Микеланджело

Буонаротти.

По всей протяженности боковых стен капеллы расположены

12 прямоугольных фресок. Алтарная стена была расписана фресками

П. Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа»,

но они дошли до нас только в описаниях. Позднее по указанию одного

из римских пап эти фрески были сбиты, и на стене от пола до потолка

было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи - знаменитая фреска Микеланджело «Страшный

суд».

Но это было позже, а в 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело не

считал себя живописцем, к этому времени он был уже известен как

выдающийся скульптор, и он всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако воля папы была непреклонной, и художнику в конце концов пришлось согласиться.

В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но мысли его все еще были полны обнаженными скульптурными образами, которые он должен был изваять

для папской гробницы в соборе святого Петра. По распоряжению

папы Юлия II работы над гробницей были приостановлены, и Микеланджело очень сильно переживал это. Но он добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая

фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские

сюжеты.

Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, мало заботясь о том, как они будут «смотреться» снизу,

будь там внизу хоть простой зритель, хоть сам грозный папа Юлий II.

Однако и тот был потрясен величием созданного.

В своих титанических грезах Микеланджело создает как бы свой

титанический мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением. Ибо цель, которую ставил перед собой Микеланджело, - превзойти природу, сотворить из человека титана - будоражит человеческое сознание. Известный американский

искусствовед Б. Бернсон хорошо сказал об этом: «Микеланджело...

создал такой образ человека, который может подчинить себе землю и,

кто знает, может быгь, больше, чем землю!»

«Потоп» является первой композицией, выполненной художником

на потолке Сикстинской капеллы. В ней нашли свое отражение все те

трудности, которые испытывал Микеланджело, впервые в жизни приступив к работе над фресками. Известно, что в самом начале работы

ему пришлось прибегнуть к помощи мастеров-фрескистов, которых

специально вызвали из Флоренции. Но вскоре он овладел техникой

настенной росписи так, что его уже не удовлетворяла работа своих

помощников, и он остался один на один с огромным потолком, чтобы

через четыре года потрясти мир титанической мощью и красотой

своих образов. За столь короткий срок Микеланджело расписал потолок площадью почти в 600 квадратных метров, изобразив на нем

343 фигуры.

Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а

показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он

показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на

него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой,

только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.

Измученные и объятые ужасом люди поднимаются на вершину

одного из таких островков, неся свои пожитки, в надежде на спасение.

Среди них мужчины, женщины и дети. Вот жених на руках несет

испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть

его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша,

надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.

Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.

Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под

большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на

подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки,

чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное

тело сына.

Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом

приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от

их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета,

фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у

зрителя как будто еще теплется надежда на спасение отчаявшихся

людей. А дальше расположены фрески «Сотворение Адама», которую

некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи; «Отделение света от тьмы», в которой бога

Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной

творческой страстью...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: