сооружением его трудились 10 000 мастеров. Как и на рельефах
Ападаны, на немногих сохранившихся рельефах «Зала ста колонн» мы
видим стоящие шпалерами войска. А вот и сам царь Дарий. Он словно
встречает посетителей, сидя на троне под охраной слуг, - так же как
в свое время встречал собиравшуюся на совет знать.
Архитектурный ансамбль Персеполя включал и много других сооружений, их за многие столетия не смогли стереть с лица земли ни
солнце, ни ветер. Об их размерах можно судить хотя бы по тому, что
сокровищница, состоявшая из многих залов, занимала площадь в
11 000 квадратных метров. Двери ее были облицованы тонкими золотыми пластинами. Один небольшой кусок такой пластины был найден
археологами в 1941 году. На нем отчетливо видны рисунки, изображающие растительные орнаменты и животных. Немалые богатства
хранились в этой сокровищнице. Как свидетельствует история, чтобы
вывезти их после победы над персами, Александру Македонскому
понадобилось 3000 верблюдов и бесчисленное количество мулов
Время сохранило и высеченные на камне рисунки, по которым
ученые узнали об обычаях и традициях той далекой эпохи Наглядное
представление о богатой культуре Древнего Ирана дают и экспонаты
Музея, который расположился рядом с руинами Персеполя В нем
внимание посетителей и туристов прежде всего останавливается на
изящных керамических изделиях - сосудах, кувшинах, вазах самой
разной формы Все они украшены орнаментальными росписями, изображающими птиц и животных
Вызывает восхищение сегодняшних зрителей и мастерство древних ювелиров, изделия которых - броши, колье, серьги, браслеты -
выставлены в одной из витрин Музея Кроме них, археологи нашли
целый ряд огромных по размеру и оригинальных по форме капителей
колонн Они сделаны в форме сдвоенных фигур мифических существ
с головами человека, львов и быков и весят несколько тонн Например, в 1942 году была найдена капитель в форме сдвоенной фигуры
льва, она имеет длину почти четыре метра и высоту более двух метров
Долгое время западные ученые считали, что Персеполь был политической и административной столицей Древнего Ирана Но сейчас
науке уже известна история сооружения персепольских дворцов Об
этом рассказали четыре золотые пластины, заложенные под фундамент колонн 2500 лет назад и найденные в 1933 году Клинописные
тексты повествуют о том, кто, когда и с какой целью начал строительство Персеполя Кроме того, иранские ученые по глиняным табличкам, найденным при археологических раскопках, пришли к выводу,
что цари приезжали сюда редко и ненадолго - только для участия в
торжествах и праздниках (в частности, для встречи Новруза - Нового
года)
Одной из ценнейших находок последнего времени (и соответственно одним из самых ценных экспонатов Персеполького музея)
стали два огромных гранитных рельефа, на которых изображены сцены восшествия Дария на престол Кроме того, при раскопках сокровищницы было обнаружено 750 глиняных табличек Раскопки в Персеполе продолжаются, продолжаются и находки
ГАЛЕРЕЯ В ПЕЩЕРАХ АДЖАНТЫ
Аджанта «Апсара» Фрагмент росписи пещеры
Это произошло в начале прошлого века В 1819 году несколько
солдат и офицеров британской колониальной армии охотились в диком каньоне реки Багхара - неподалеку от города Аурангабада Неожиданно в кустарнике они обнаружили какие-то, как им показалось,
странные углубления Каково же было их изумление, когда, приблизившись к этим отверстиям, они увидели, что это входы в огромные
пещеры, о существовании которых никто и не подозревал
Так случайно были открыты памятники древнеиндийской архитектуры и искусства, названные впоследствии по имени близлежащего
селения Аджанта Пещеры, высеченные в толще скал вдоль по отвесному берегу реки Багхара и долгие столетия прятавшиеся от посторонних взоров, теперь известны всему миру
Прошло более тысячи лет, прежде чем люди снова увидели древние
росписи, украшающие стены пещер, именно они и манят сюда многочисленных туристов со всего света В Аджанту стоявшую на Великом шелковом пути, приезжают полюбоваться древним искусством и
школьники, и бизнесмены, и, конечно же, монахи в шафрановых
одеждах
Несмотря на то, что вековая тишина в этом районе Центральной
Индии нарушена, до сих пор кажется, что у подножия этой крутой
горы XX век кончается Узкая тропинка вначале ползет по каменистому склону вверх под палящим солнцем, а затем ныряет в тесное
ущелье каньона, на дне которого пенится горный поток. Вокруг -
лишь голые скалы и камни, древние, как само небо, как само время,
как торчащая вдоль тропинки сухая полынь. И даже горький запах
полыни кажется запахом самой вечности...
Пещеры Аджанты - это грандиозные культовые сооружения, состоящие из 29 храмов и монастырей. Как впоследствии установили
ученые, их строительство буддийские монахи начали во II веке до н. э.
и закончили девять столетий спустя.
Древняя Индия располагала всеми условиями для создания скальной архитектуры. Страна была усеяна грядами скал, материал которых
был удобен для обработки резцом. Здания из горных пород стояли
крепко и могли надежно служить в течение многих веков. И сейчас
видно, что даже самые ранние пещеры выстояли перед разрушительным действием времени.
Строителей Аджанты вдохновляли прежде всего проповеди Будды,
ибо он бросил вызов кастовому индуизму и нормам неравноправия. В
своих призывах к равноправию буддизм выступал против пышных
обрядов и ритуалов, за простоту в жизни и обрядах и был строго
аскетичен по содержанию. Поэтому скульптура Аджанты лишена всяких декоративных эффектов и выражает только дух и целеустремления буддизма.
Художники древней Индии не могли желать лучшего места: здесь,
на крутой скале высотой около 250 футов, живопись и скульптура
органично сочетаются с архитектурой. Но именно живописные фрески придают этому своеобразному памятнику-музею особую ценность
и очарование.
Через четыре века после основания Аджанты среди художников
возникли два творческих направления: хинайяна («малая колесница»)
и махайяна («большая колесница»). Мастера хинайяны никогда не
использовали в своих росписях облик Будды - только его символическое изображение. Художники же махайяны дали образу Будды
жизнь: сначала появились его человеческие черты, а за этим последовала серия новых образов - мужчин, женщин, животных, которые
упоминаются в сказаниях о Будде. Именно этими сюжетными росписями и были украшены стены скальных пещер Аджанты, особенно
много росписей в кельях монахов и боковых галереях.
Росписи выполнены темперными красками на тонком слое гипса,
нанесенном на поверхность стены. Состав этих красок ученые и исследователи точно установить не могут до сих пор, но краски обладают удивительным свойством: они и поныне люминесцируют в темноте,
поражая посетителей свежестью фресок, их живостью и тонкостью
наблюдений древних художников.
Несмотря на то, что росписи Аджанты связаны с буддизмом, их
можно рассматривать и как реальное отображение жизни и быта народов Древней Индии Среди сюжетов фресок есть и исторические, и жанровые, и чисто бытовые - городская и деревенская жизнь, народные праздники, шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах. Есть в росписях элементы пейзажа и портрета: со стен пещерных сводов смотрят живые люди - и посетители не ощущают себя оторванными от них, потому что все пролетевшие с тех пор столетия
кажутся спрессованными в одно мгновение.
Пещеры сохранили в незыблемости и донесли до наших дней
великолепные образцы архитектуры, скульптуры и древней живописи
индийского искусства. Вступая в эти музеи, посетитель теряет чувство
времени, и рождается чувство сопричастности той далекой эпохе,
когда видишь вокруг все то, что волновало тех людей в их реальной
жизни. «Аджанты - это пещеры, где и сейчас пылает факел жизни», - писал выдающийся индийский поэт и писатель Рабиндранат
Тагор.
В пещерных храмах посетители любуются фреской «Искушение
Будды воинством демона Мары». Будда здесь изображен в тот момент,
когда он восседает под священным деревом бодхи, стремясь постичь
истину. Демон Мара, олицетворяя собой пороки и человеческие слабости, старается сбить Будду с истинного пути. Он направляет против
него целый сонм демонов - злых духов и искусительниц. Но Учитель остается непреклонен: символическим жестом руки дотрагивается
он до земли, как бы призывая ее стать свидетелем своего просветления.
Наряду с образами, навеянными буддизмом, в росписях Аджанты
часто встречаются герои, пришедшие еще из мифов эпохи Вед. Многие мифологические персонажи, например, небесные девы-апсары,
изображаются хотя и несколько идеализированно, но вполне реально - как обыкновенные земные люди. Одной из лучших фресок
Аджанты является группа «Летящий Индра и апсары». Царь богов
Индра написан древним художником на белом фоне чрезвычайно
свободно, виртуозно. Индра летит в окружении своих спутников и
спутниц - гениев танца и пения апсар и гандхарвов. Все фигуры
этой фрески слиты в едином стремительном порыве.
Среди шедевров аджантских пещер особо выделяется галерея женских портретов. Древние живописцы «открыли» для себя физическую
красоту женщины, они упиваются изображением этой красоты Подсвеченные отраженным солнцем женские фигуры словно парят в воздухе Яркие и теплые, преимущественно золотистых тонов краски, не
померкли за долгие века
Вот, например, юная дева любуется своим отражением в зеркале
Разве найдется где-нибудь достойная ей соперница9 Ее подруга разглядывает распустившийся цветок лотоса Или, может быть, гадает на
его лепестках, как в России гадают на ромашке9 А вот служанка с
почтительным поклоном преподносит своей госпоже поднос с фруктами На другой фреске юные красавицы ублажают танцами раджу и
его свиту Изящно изогнулся в такт музыке гибкий девичий стан
На одной из стен храмов начертаны слова
Счастлив тот, кто видит круглые
Эти розовые пальцы, эти плечи,
Золото шеи, губы цвета меди,
Сияющие тела, подобные луне
Кто эти женщины, чья чарующая красота нетленной прошла через
века9 Придворные дамы9 Служительницы храма, небесные танцовщицы9 Но прекрасные в своей наготе красавицы загадочно улыбаются, скрывая тайну своего появления
ПОМПЕИ - ГОРОД-МУЗЕЙ
В Неаполе все экскурсии обычно начинаются с верхней площадки
города, откуда открывается известная всему миру панорама безмя
тежно голубая подкова залива и сам Неаполь, полумесяцем раскинувшийся у воды И конечно, Везувий, который оказывается совсем не
высокой горой со срезанной вершиной Многим туристам порой даже
не верится, что он был источником столь страшных и невероятных
бедствий
Дорога от Неаполя на Помпеи довольна широкая, но она бывает
постоянно забита идущими навстречу друг другу машинами Пейзаж
радует душу яркими красками и разлитым вокруг покоем белые домики, утопающие в садах и виноградниках кругом множество деревьев и цветов Все зеленеет цветет и благоухает
Уже в баснословной древности история и поэтические вымыслы
прославляли этот рай Италии На береговых уступах Неаполитанского
залива сирены прельщали своим пением Одиссея и его спутников, в
Кумы, прославившиеся пребыванием здесь Сивиллы, прилетел с Крита
Дедал, родоначальник всех ремесел в Италии здесь же закончились
странствия Энея, основателя троянской колонии - прародительницы
Рима
Благодатная южная природа сторицей воздает за самый легкий
труд человека Поэтому существование жителей посреди довольства
не купленного изнурительным трудом под чудным голубым небом
на самом живописном берегу Тирренского моря было беззаботным
И такую праздничную и радостную жизнь на 17 столетий спеленал
в своей лаве Везувий. Он с незапамятных времен угрожал смертью
жителям близлежащих городов и опустошением стране, расположенной у его подошвы.
До августа 79 года жители Помпеи считали себя в совершенной
безопасности и думали, что их вулкан давно уже успокоился, еще в
древности истощил свой горючий запас и превратился в обыкновенную гору. И потому, при виде заклубившегося дыма на забытом
кратере, всеобщее удивление превосходило даже ужас, возбуждаемый
подземными толчками и глухими ударами.
Но сила извержения Везувия была такова, что вулканический
пепел из него долетал до Египта и даже Сирии. Большинство жителей еще накануне извержения покинули город, но все равно в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Если бы катастрофа
произошла ночью, жертв было бы значительно больше. Схватив
детей и стариков, отвязав домашних животных, люди спасались бегством, стараясь как можно дальше уйти от опасности. Но спастись
удалось не всем...
...Прошли годы. На почве, нанесенной ветром, зазеленели луга,
зацвели сады. Постепенно забылось даже название города. Впервые
он был обнаружен совершенно случайно в XVI веке итальянским
архитектором и строителем Доменико Фонтана. Когда начали проводить водопровод от реки Сарно к маленькому городку Торре-Аннунциата, то наткнулись на множество подземных сооружений и какието странные находки. Тогда строители даже не догадывались, что же,
собственно, они нашли. Сам Д. Фонтана не понял, что он открыл
древний город. Даже найденную надпись «Помпея» истолковали как
название виллы Помпея...
Однако вскоре известия о найденных сокровищах, монетах, золотых изделиях и скульптурах стали волновать умы многих кладоискателей, которые ринулись в окрестности Неаполя. В поисках драгоценностей они уничтожали древние сооружения, бесценные фрески и мозаику.
В один из мартовских дней 1748 года с двенадцатью закованными
в цепи каторжниками здесь появился испанец Алькубиерре, инспектор водопроводов. Ему было официально поручено начать раскопки,
и вскоре его «рабочие» обнаружили надпись: «Город помпейцев». Так
начались целенаправленные изыскания в древнем городе Помпеи.
Руководители раскопок на протяжении многих десятилетий сменяли друг друга, сам археологический процесс то замирал, то возобновлялся. Истинно научный подход к раскопкам проявил лишь знаменитый археолог Джузеппе Фиорелли, который возглавил работы в 1868 году. Если раньше раскапывали отдельные здания, то он начал
широкомасштабные работы с целых улиц и кварталов, и уже через
14 лет открылась панорама древнего города Так было положено начало своеобразному Музею, и теперь многочисленные туристы могут побродить по его площадям и улицам под открытым небом.
Для нас Помпеи - это огромный Музей, в котором можно с
разных сторон изучить историю погибшего города В нем представлена картина жизни целого народа, который будто бы еще совсем недавно здесь шумел и суетился, волнуемый тысячами различных желаний.
Центром города, средоточием общественной жизни был форум. Он
был для жителей Помпеи святилищем, средоточием всех их побуждений, выгод, надежд и привычек. Это была та стихия, без которой не мог жить ни один помпеянец.
Помпейский форум представлял собой правильную 4-угольную
площадь, вымощенную плитами и со всех сторон окруженную портиками (или колоннадой). Над ней, как предполагают археологи и ученые. был другой ярус колонн, разрушенный землетрясением.
Вдоль одной продольной стороны и одной поперечной до сих пор
стоят пьедесталы статуй, некогда воздвигнутых жителями Помпеи в
честь людей, трудившихся для их общего блага. Другую поперечную
сторону форума занимал храм Юпитера, названный так потому, что в
нем археологи нашли огромную голову этого бога. Здесь совершались
пышные религиозные церемонии, и до сих пор в разных углах храма
сохранились изваянные боги и богини. В глубине здания располагались три покоя, отгороженные решеткой: это было место хранения общественной казны.
При раскопках археологи увидели, что остатки храма Юпитера
были очень многочисленны и хорошо сохранились временем. Например, у ступенек нашли останки двух римских часовых, один из которых во время землетрясения был раздавлен и страшно изуродован
упавшей на него колонной.
Довольно хорошо сохранился и храм Аполлона, у входа в который
стоит великолепно сохранившаяся скульптура, изображающая бегущего бога. В его протянутой руке когда-то были лук и стрелы, которыми он поразил детей Ниобеи, обидевшей его мать Латону. Совершенная скульптура на фоне руин производит почти мистическое впечатление, а сам Аполлон воспринимается вестником иного мира и
свидетелем страшной катастрофы.
При раскопках Помпеи археологи нашли игральную доску, на
уголке которой оставшийся неизвестным помпеянец записал свое
представление о счастье: «Охотиться, мыться в бане и играть в кости - вот это жизнь!». Действительно, бани играли исключительную
роль в повседневной жизни древних. В них не просто мылись, здесь
отдыхали душой и телом. Еще 2000 лет назад в банях сложился особый
ритуал.
Первая комната, куда заходил посетитель с улицы, была своего
рода прихожей, где располагался банщик (он же сторож). Заплатив
ему при входе кодрант, посетители переходили в предбанник, в котором и раздевались. На стенах этого предбанника до настоящего времени остались хорошо заметные следы от вешалок для платья и видны
места для шкафов. На полу были найдены меч с костяной рукоятью
и кружка, в которую и собирались деньги за вход. Сам пол этого
помещения был выложен мозаикой, а стены его были украшены лепным фризом из грифонов, дельфинов и цветочных гирлянд.
Потолок предбанника был устроен сводом, на котором тоже были
лепные украшения, но ко времени раскопок в большинстве своем они
были уже отпавшими. Над дверями в коридор изображена бородатая
голова (или маска), окруженная тритонами и дельфинами. А волосы,
которые составляют бороду этой маски, похожи на потоки воды,
разливающиеся в разные стороны.
За предбанником следует фригидарий (холодная баня в форме
овальной залы), посреди которого в каменный пол была вделана
круглая мраморная ванна со ступеньками внутри. Они служили одновременно и сиденьем, и своего рода лестницей для схода на любую
глубину. Проточная вода втекала в ванну в одну трубу, а вытекала
через другую. В четырех концах фригидария были устроены большие
ниши, где посетители могли отдохнуть.
Из холодной бани был проход в две смежные комнаты: первая из
них тепидарий (или средний покой), где было не очень жарко и где
могли прохлаждаться выходившие из третьей комнаты утомленные и
распаренные помпеянцы. Тепидарий нагревался углями, которые раскаляли на большой и красивой бронзовой жаровне. В этой же комнате
рабы и вольноотпущенники соскребали с тел свободных патрициев
пот и другие нечистоты металлическими (или костяными) ножами, а
потом натирали их благовонным маслом.
Третья комната называлась кальдарием (или потовой баней), потому что она сильно нагревалась и была самой жаркой. В ней мылись горячей водой и, можно сказать, парились, хотя в ней не было веников и полков, как в русских банях Но кальдарии был всегда наполнен парами от кипящей воды, которая сильной струёй била из середины
квадратного мраморного бассейна.
Устройство кальдария очень любопытно Это помещение имело
двойные стены и двойной пол, а пустота между двумя оболочками
всегда была наполнена горячим воздухом от печи, располагавшейся по
соседству. Несмотря на постоянные пары, наполнявшие кальдарии, до
настоящего времени хорошо сохранились изображения купающихся
нимф и дуги, украшавшие сводчатый потолок.
На окраине Помпеи располагался амфитеатр, естественным фоном
для которого служил Везувий и полоса вечнозеленых пиний (итальянских сосен). Амфитеаі) был такой огромный, что смотреть представления в нем мог одновременно весь город.
Ученые раскопали и восстановили не только амфитеатр, но и гладиаторские казармы, сохранившие на своих стенах не только своеобразную летопись тоски и дикого невежества, но одновременно высокого духа и сердечной боли Вот некоторые из таких надписей «Аристид думает, что он любим, но девушка его терпеть не может», «Крескент - господин ночных девушек».
Не менее бурно проходила в Помпеях и общественная жизнь,
например, выборы. Об этом тоже рассказывают многочисленные надписи - но уже на стенах домов и общественных зданий. Вся полнота
власти в городе была сосредоточена в руках двух дуумвиров, которых
выбирали один раз в пять лет. Существовали партии, между которыми
шла неистовая борьба, в ход шли подкупы, запугивание и т д «Требий, проснись и выбирай!» - до сих пор гласит один из призывов. А на соседней стене разместился целый список имен кандидатов, в
котором неизвестный автор предупреждает: «Чтоб ты заболел, если из
зависти уничтожишь все мной написанное!»
Насколько сильна была у помпеянцев страсть к общественной
жизни, настолько же было сильно в них желание оградить жизнь
личную. Это ощутимо уже в архитектуре частных домов, которые
выходили на улицы глухой стеной.
Дома состоятельных горожан имели много комнат, разделялись на
женскую и мужскую половины, имели сад и внутренний дворик
Дома разделялись на две половины - переднюю (публичную) и заднюю. где размещался сам хозяин со своим семейством и прислугой. В Центральном зале хозяин принимал гостей, а в остальные комнаты
они не допускались.
Центром дома был атриум - четырехугольный зал, со всех сторон
окруженный фасадами, вокруг него располагались другие помещения
дома - спальни, кухня, столовая, кладовая. В потолке атриума, в его
середине, оставлялся световой колодец - отверстие, которое служило
единственным окном для дневного освещения. Вместе с тем через него
в дом проникала вода, которая собиралась в специальное углубление - имплювий. Из него она по особым трубам распределялась в
разные части дома для хозяйственных нужд - кухню, бани и т. д
Все дома в Помпеях были двухэтажные, хотя археологам изредка
попадались и трехэтажные здания. Верхние этажи сдавались внаем за
небольшую плату, и забирались туда по высоким лестницам
Хозяйская половина располагалась внутри жилища. Здесь тоже
середину занимал двор, но уже открытый - перистиль. Комнаты
выходили в сад, но в них всегда царил полумрак. Размеры садика
зачастую не позволяли в нем гулять, но зато древние помпеянцы в
нем блаженствовали в жаркую летнюю пору, особенно нестерпимую
на юге. В укромном уединении перистилей, вдали от уличного шума,<
среди благоухающих цветов они дышали воздухом, который поминутно освежался влажными брызгами водометов. |
Были в домах алтарь и очаг, в специальной нише стояли бюсты|
предков. Когда умирал глава семейства, делали его посмертную маску
и затем заказывали бюст, требуя непременно физического сходства. К
семейным реликвиям относились с благоговейным почтением и хранили их долгие годы.
Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков, расчищенных на значительной части своей длины: это улицы Консульская,
Фортуны, Театральная, Купеческая, Кривой переулок и другие. Названия их придуманы по памятникам или замечательным зданиям,
которые ведут к каждой из улиц. Например, улица Гробниц названа
так по множеству гробниц, которыми она была заставлена с обеих
сторон. Здесь некогда селились в загородных домах богатые и знатные
патриции, здесь же некоторым из них за особенные заслуги местном
правительство определяло участок для почетного погребения.
Таким образом, жилища живых и мертвых были сопредельны
древних - не умиравших, так сказать, а только переселявшихся из
одного дома в другой. Может быть, от этой сопредельности и появилось в древнем мире верование, будто тени умерших бродят вокруг
своих прежних домов и не перестают разделять с родственниками и
друзьями их мысли, чувства, слезы и радости. Во мраке ненастной
ночи они восседали на домашних жертвенниках и алтарях, принимая
обеты и жертвоприношения своих потомков. Даже у современных
туристов в безмолвном запустении этой улицы мысли сами собой
настраиваются на вопросы бесконечные, как история, и таинственные,
как сама судьба.
Много еще памятников древнего города раскопали археологи, хотя
в самих Помпеях остается все меньше и меньше интересного. Еще
несколько десятилетий назад на его развалины стала неудержимо
наступать трава. Она лезет из стен древних вилл, из-под огромных
плит на дорогах и приспособлений для колесниц. Рушатся потолки,
зачастую обваливаются и сами стены... Бесценные памятники старины открыты всем ветрам, начертанные на камне древние надписи
скоро уже не удастся разобрать. Пока вскрыто только три пятых части
погребенного под лавой города. Итальянские ученые даже спорят о
том, стоит ли начинать новые раскопки, если не удается сохранить уже
существующее.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В НЕАПОЛЕ
Лисипп Отдыхающий Гермес
Один путешественник, более ста лет тому назад посетивший Италию, потом записал в своем дневнике, что осмотреть Неаполь можно
всего за несколько минут В какой-то мере его слова справедливы и
сейчас Одним взглядом можно окинуть весь город, широким амфитеатром сбегающий к морю, и чудесную панораму Неаполитанского
залива, и прекрасное здание Неаполитанского музея, которое хранит
в своих залах много бесценных произведений искусства
В руинах Помпеи например, были найдены поразительные по
своей красоте и силе росписи, фрески и мозаики Сюжеты их чаще
всего были мифологические, они часто повторялись и в своих повторениях давали новую жизнь эллинским произведениям
В 1832 году был восстановлен Дом Фавна, названный так в честь
бронзовой статуи весело танцующего фавна, стоящей в бассейне
Теперь этот бронзовый фавн украшает Неаполитанский музей Вели
кое множество глиняных амфор, найденных при отрытии этого дома,
заставило археологов предположить, что это жилище какого-нибудь
горшечника Но по мере проникновения в нижние слои стали попадаться другие находки, одна интереснее другой, говорящие о богатстве
хозяина И тогда ученые заключили, что это дом виноторговца, разбогатевшего до такой степени, когда уже не отказывают себе в изысканных удобствах жизни
Между двумя колоннами, отделяющими гостиную от перистиля,
на каменном помосте археологи нашли удивительно прекрасную мозаику, причем довольно хорошо сохранившуюся Она изображает Нил
с разными животными, которые обитают в нем и по его берегам Тут
и змеи, и гиппопотам, и крокодил, и два сражающихся между собой
ибиса, и плавающие утки и лягушки, и разные виды водяных растений
А в пол триклиния была вделана знаменитая на весь мир мозаика
из разноцветных кусочков камня Теперь это лучшее украшение Неаполитанского музея, которое до сих пор является предметом восхищения и удивления Долгие годы мозаика эта была еще и предметом
просвещенного спора ученых всего мира Мозаика представляет собой
четырехугольник, на котором разместились 26 человеческих фигур и
пятнадцать лошадей По колориту и технике исполнения она просто
неподражаема, а по композиции может выдержать сравнение даже с
работами Джулио Романо и Рафаэля
Мозаика эта изображает сражение в самом пылу и разгаре Группы
сражающихся и распределенный между ними свет составлены очень
искусно, подробности костюмов и отделка всех предметов соблюдены
с величайшей точностью Все это выполнено очень достоверно, и об