double arrow

Общие положения. Экспертиза ТС предполагает тщательный анализ их качества, на основе которого строится заключение об их потребительской ценности, т. е. об их социальной

Экспертиза ТС предполагает тщательный анализ их качества, на основе которого строится заключение об их потребительской ценности, т. е. об их социальной эффективности, полезности и стоимости. Потребности в ней возникают в следующих случаях:

• при разногласии между представителями покупателя и поставщика в определении количества и качества автомототранспорта;

• при потере первоначального качества ТС при транспортировке, авариях и других бедствиях;

• по определению или постановлению прокуратуры, суда, арбитража, следственных органов;

• при продаже населению ТС.

Экспертиза ТС может быть, в зависимости от поставленных целей, экологической, экономической, товарной, технологической и судебно-правовой. Для установления действительного качества ТС-используется главным образом товарная экспертиза. Особенности проведения товарной экспертизы подробно изложены в учебной литературе

Товарная экспертиза ТС проводится в случаях необходимых для определения:

• соответствия товарных качеств действующим государственным стандартам, договорным условиям между поставщиком и покупателем;

• соответствия качества автотранспорта прейскурантной или договорной цене;

• правильности уценки и переоценки ТС;

• причины выхода из строя ТС;

Товарная экспертиза определяет также правильное наименование транспортных средств, назначение и соответствие маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам.

Товарная экспертиза при исследовании качества ТС пользуется органолептическими и документальными методами. Осмотром устанавливаются как скрытые дефекты, так и те, которые появились в процессе эксплуатации. Документальные методы используются при исследовании учетных и сопроводительных документов.

Обобщение результатов экспертизы включают в себя группировку недостатков по периодам возникновения, анализ и систематизированное изложение результатов в заключении эксперта.

В начале производится осмотр транспортного средства с целью его идентификации, определения его комплектности, наличия основного и дополнительно установленного оборудования и технического состояния.

Примерное оснащение рабочего места технического эксперта: подъемник, верстак, тиски, комплект слесарного инструмента, переносная лампа, спецодежда летняя и зимняя, компьютер (с введенными данными о технических характеристиках автомобилей, стоимости транспортных средств, запасных частей и материалов, трудоемкости работ, архива экспертного бюро и другой информации).

Перед началом осмотра эксперт знакомится с имеющимися документами и уточняет данные:

• технического паспорта (свидетельства о регистрации) ТС: серия, номер, кем и когда выдан, на каком основании. При отсутствии регистрационных документов допускается использовать данные справки-счета, договора купли-продажи или контракта на поставку ТС. Если документ составлен на иностранном языке, эксперт имеет право затребовать нотариально заверенный перевод его содержания;

• идентификационные данные на ТС: вид, марка, модель (модификация), страна изготовитель, страна-импортер (для ТС иностранного производства бывших в употреблении), цвет кузова, год и месяц выпуска, номер двигателя, его тип и рабочий объем, номер кузова, шасси (рамы), идентификационный номер (VIN), государственный номерной знак, наличие отметок (даты) о замене номерных агрегатов, пробег по счетчику пройденного пути спидометра. Идентификация ТС заключается в проверке соответствия маркировки, нанесенной на узлах, агрегатах и деталях, данным, содержащимся в представленных на ТС документах.

Приступая к непосредственному осмотру и определению технического состояния и комплектности ТС, эксперт проверяет:

• состояние номеров ТС;

• состояние агрегатов и цвета окраски записям в представленных документах;

• соответствие комплектности ТС стандартной или некомплектность, наличие дополнительного оборудования, оснастки;

• подвергалось ли ТС восстановительным работам ранее и каков их объем, характер и качество;

• производилась ли замена агрегатов, дорогостоящих комплектующих изделий;

• характер и степень сложности имеющихся повреждений к моменту осмотра.

Независимо от того, указан ли в документах тип и размер установленных на ТС шин, следует зафиксировать характеризующие их данные.

В зависимости от требований покупателей автомобили могут быть отгружены в собранном виде железнодорожным,

речным транспортом либо своим ходом через отдел перегона службы междугородных централизованных перевозок грузов.

Качество проведения всех операций по подготовке автомашин к отгрузке должно быть проверено при приемке с учетом вышеперечисленных требований без разборки агрегатов и механизмов.

Перед отгрузкой автомобилей покупателям завод-изготовитель обязан провести консервацию автомобилей согласно заводской инструкции по эксплуатации и в соответствии с технологическим процессом, залить в бак топливо по установленной техническими условиями норме, отключить аккумуляторную батарею от "массы", наклеить на ветровое стекло с внутренней стороны ярлык с указанием мест расположения и количества пломб, а также с отметкой вида применяемого топлива и состояния аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита), закрыть стекла и двери кузова, произвести пломбирование, исключающее доступ в кузов и багажное отделение, к двигателю и аккумуляторной батарее.

Проверяется также комплектность автомобиля, так как каждый автомобиль продается с комплектом инструментов и принадлежностей (запасное колесо, банка с краской в цвет кузова, домкрат, насос для накачки шин, лопатка для монтажа шин, манометр шинный, лампа переносная). Следует иметь в виду, что каждый головной завод оставляет за собой право изменять вышеуказанный перечень инструментов с учетом особенностей моделей автомобиля. К каждому автомобилю прилагается инструкция по уходу и эксплуатации. Принадлежности, инструмент, индивидуальный комплект запасных частей, а также документация должны быть хорошо упакованы и уложены в багажник автомобиля.

Качество всех материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, изготовленных другими заводами, определяют по внешнему виду, наличию клейм технического контроля заводов-поставщиков, сертификатам или паспортам.

Каждая модель автомобиля имеет определенный показатель долговечности (срок службы до первого капитального ремонта): "Москвич" — 125, "Жигули" — 100, "Волга" — 250 тыс. км.

Заводы-изготовители гарантируют исправность автомобиля в целом, а также нормальную работу отдельных его агрегатов, механизмов и деталей в течение 12 мес. со дня продажи их покупателю при условии, что пробег за этот период не превысит для автомобилей: "Москвич", "Жигули" — 20, "Волга" — 30 тыс. км.

В течение указанного периода допускается замена узлов и агрегатов, а также комплектующих изделий, срок службы которых установлен техническими условиями заводов-поставщиков и стандартами меньше срока службы автомобиля.

По окончании внешнего осмотра и выполнения соответствующих записей эксперт, если это возможно, проверяет работу двигателя как на холостом ходу, так и в движении, а также работу других узлов, систем и контрольных приборов. Работа двигателя проверяется с целью выявления посторонних шумов (стуков), дымления через выпускную трубу и отверстие для залива масла.

По результатам сверки документов, внешнего осмотра и опробования ТС в работе эксперт составляет акт осмотра. При оформлении акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной документации, включающей технологию ремонта ТС, руководства по ремонту, каталоги запасных частей.

Акт осмотра подписывается экспертом, а после ознакомления присутствующими заинтересованными лицами.

становление маркировочных обозначений на автомобилях не случайно и служит целям контроля за легальной продажей и передвижением автотранспорта. Автомобиль входит в перечень изделий, которые должны подлежать строгому учёту – наравне с огнестрельным оружием, ювелирными изделиями, музыкальными инструментами, точными и дорогостоящими приборами и др. Но то, что запрещено, рано или поздно будет нарушено. Маркировочные обозначения подделывают и на драгоценностях, и на оружии, и на автомобилях.

Подделка маркировочных обозначений автомобиля – как идентификационных номеров двигателей (VIN), так и номеров кузовов – распространённый вид мошенничества, сопровождающий угон автомобиля, незаконную продажу и иные виды преступлений. На похищенных автомашинах перебиваются знаки маркировки, иногда – заменяются только некоторые элементы или даже отдельные фрагменты. Уничтожение маркировочных обозначений, а затем нанесение новых, естественно, затрудняет опознание похищенной машины.

Установить изменение маркировки довольно сложно, но для этого существует специальная экспертиза – криминалистическая экспертиза номеров. Однако иной раз не следует дожидаться возбуждения уголовного дела: например, при покупке дорой машины стоит заказать экспертизу маркировочных обозначений автомобиля, вместо того, чтобы ждать, пока обнаружится его «криминальное прошлое».

К сожалению, сейчас на рынке много угнанных автомобилей: как перепродаваемых в России, итак и поступивших из-за рубежа, а расследование угонов относится к числу сложнораскрываемых преступлений.

Бывает, подобная экспертиза нужна и в некриминальных случаях: например, если в результате длительной эксплуатации часть маркировочных обозначений поистёрлась и стала нечитаемой. Это характерно для старых автомашин, долго простоявших без дела, подвергшихся коррозии, а потом отремонтированных умельцами. Нередко случается подобная беда и с автомобилями, которые долго эксплуатировались в сложных условиях внедорожья или на российских дорогах (что в ряде случаев почти одно и то же).

Экспертиза маркировочных обозначений автомобилей относится к одному из видов трасологической экспертизы и проводится с тем, чтобы установить факт изменения маркировочных обозначений – или его отсутствие. Если факт изменения маркировки обнаружен, экспертиза определяет и первичные маркировочные обозначения – то есть каким был настоящий номер кузова или двигателя до изменения маркировки.

Экспертиза определяет, прежде всего, заводским ли способом нанесены номера на двигателе и кузове автомобиля, есть ли следы изменения маркировки, или, быть может, заменена целая панель с маркировкой VIN?

У экспертов на вооружении есть химические и электро-химические методы выявления перебитых номеров, другие методы анализа. В целом работа экспертов и преступников в данном направлении – определённое соревнование, как между производителями сейфов и «медвежатниками», создателями вирусов и антивирусных программ. Преступники изобретают всё новые и новые способы подделки маркировки, а эксперты – пути определения подделки.

На сегодняшний день основные способы подделки маркировочных обозначений автомобиля следующие:

- просто полное уничтожение VIN или номера двигателя путём спиливания, стачивания или шлифовки;
- уничтожение старого номера и набивка нового, после чего на подделку наносится лак или краска;
- вырезание части детали с номером и её замена;
- заливка номерной пластины металлом с последующей на набивкой другого номера;
- добавление спереди или сзади номера дополнительных знаков маркировки;
- наоборот, забивание части знаков первичной маркировки;
- изменение некоторых цифр и букв первичной маркировки – например, единицы на четвёрку и т. д.
- замена маркировочной панели на другую целиком.

На все эти мошеннические способы экспертиза даёт достойный ответ, имея в своём арсенале способы выявления подобных «облагораживающих мероприятий».

Среди наиболее простых признаков подделки, которые эксперт заметит невооружённым глазом или, по крайней мере, с помощью лупы – отличие количества знаков номера от заводской маркировки, нечёткость знаков, их вертикальное смещение, посторонние штрихи, различная глубина знаков, различные интервалы между знаками, остатки различных материалов типа шпатлевки на участках маркировки, частицы эмали на соседних деталях автомобиля, нестандартные сварочные швы и т. д.

Как бы не изощрялись преступники – в толще металла после спиливания маркировочных знаков напильником, надфилем, удаления шлифовальным кругом и т. п. остаются так называемые «скрытые» изображения первоначальных номеров, и рано или поздно, согласно известной пословице, всё тайное становится явным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: