Типичные субъективные ошибки оценивания

Требования к организации контроля и проверки.

Как методически правильно организовать проверку результатов обучения?

1. индивидуальный характер контроля - дифференцированность (учет индивидуальных особенностей);

2. систематичность, регулярность;

3. объективность;

4. разносторонность (развитие, отношение, главное - знание);

5. гласность;

6. мотивированность, аргументированность.

7. разнообразие форм и методов;

8. стимулирующий характер (возможность завышения, занижения).

Психологические аспекты проверки:

1. доброжелательный тон;

2. атмосфера доверия;

3. доброжелательный взгляд;

4. внимание, радость успехам ученика;

5. учитывание типа нервной системы: устно - холерики, сангвиники; письменно - флегматик, меланхолик;

6. не путать силу ума и силу характера (медлительность, отсутствие быстрой реакции)

Учителю надо знать и соблюдать при проверке все эти требования.

• Великодушие, снисходительность (завышение отметок)

• Намеренное занижение или завышение отметок

• Оценка по настроению

• Предвзятость

• Процентомания

• Отсутствие твердых критериев

• Центровая тенденция (не ставит «5» и «2»)

• Близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями

• Перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету

• Перенос симпатии или антипатии с ученика на отметку

При выставлении отметок должно быть единство предъявляемых требований к оценке результатов обучения, усвоенным ЗУН, согласование индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей.

В чем отличие отметки и оценки?

Оценка ЗУН это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонами, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах.

У педагога должны быть сформированы и определены показатели сформированности ЗУН.

По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на:

• парциальную;

• фиксированную;

• интегральную;

1. Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку. Чаще всего выражается в словесной, вербальной оценочной форме суждений и может быть сальной или осуждающей: «Молодец, Тимур. Сегодня ты хорошо подготовился».

2 Фиксированная оценка - оценивается промежуточный или завершенный успех. Обычно выражается в баллах (5-и бальная система)

«5» - владеет в полной мерю /отлично/

«4» - владеет в достаточной мере /хорошо/

«3» - владеет недостаточно /удовлетворительно/

«2» - не владеет /неудовлетворительно/

3. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.

В науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания.

Ш.А. Амонашвили предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе.

В Германии был эксперимент по введению диагностических листов: словесные и цифровые оценки, мотивы учения, развитие мышления.

Беспалько В.П. предложил 12-тибалльную систему отметок.

Интересен характер проведения контроля у учителей-новаторов, особое внимание заслуживает опыт Р.Г.Хазанкина и В.Ф Шаталова.

6. Неуспеваемость учащихся /ну/

Под неуспеваемостью учащихся понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности - комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества

Причины школьных неудач:

1 группа Социально-экономические материальная необеспеченность семьи, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2 гр. Причины биопсихического характера - наследственные особенности, способности, черты характера.

3 гр. Педагогические причины - результаты ошибок учителя, низкий уровень работы школы.

Есть более конкретные причины неудач в учебе:

- жесткая, унифицированная система обучения; содержание образования одинаковое для всех.

- недооценка эмоций в обучении, стереотипность в методах и формах обучения.

- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатом.

- пренебрежение развитием учеников, ориентация на зубрежку.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть средства:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных систем, применение новых методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем. Для этого имеются беседы учителя с учеником, родителями, наблюдение, тестирование учеников.

3. Педагогическая терапия меры по устранению отставания в учебе /дополнительные занятия, группы выравнивания/.

4. Воспитательное воздействие - индивидуально планируемая воспитательная работа с учеником и его семьей.

Словарь понятий

Контроль – наблюдение за процессом усвоения ЗУН (часть диагностики)

Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением (ЗУН);

выявление и измерение ЗУН обучаемых

Оценка – определение степени усвоенности ЗУН

Отметка – количественное выражение оценки,

условное выражение количественной оценки ЗУН обучаемых в цифрах или баллах

Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели

Обучаемость – способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Синонимы: «поддатливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: