Требования к организации контроля и проверки.
Как методически правильно организовать проверку результатов обучения?
1. индивидуальный характер контроля - дифференцированность (учет индивидуальных особенностей);
2. систематичность, регулярность;
3. объективность;
4. разносторонность (развитие, отношение, главное - знание);
5. гласность;
6. мотивированность, аргументированность.
7. разнообразие форм и методов;
8. стимулирующий характер (возможность завышения, занижения).
Психологические аспекты проверки:
1. доброжелательный тон;
2. атмосфера доверия;
3. доброжелательный взгляд;
4. внимание, радость успехам ученика;
5. учитывание типа нервной системы: устно - холерики, сангвиники; письменно - флегматик, меланхолик;
6. не путать силу ума и силу характера (медлительность, отсутствие быстрой реакции)
Учителю надо знать и соблюдать при проверке все эти требования.
• Великодушие, снисходительность (завышение отметок)
• Намеренное занижение или завышение отметок
|
|
• Оценка по настроению
• Предвзятость
• Процентомания
• Отсутствие твердых критериев
• Центровая тенденция (не ставит «5» и «2»)
• Близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями
• Перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету
• Перенос симпатии или антипатии с ученика на отметку
При выставлении отметок должно быть единство предъявляемых требований к оценке результатов обучения, усвоенным ЗУН, согласование индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей.
В чем отличие отметки и оценки?
Оценка ЗУН это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонами, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах.
У педагога должны быть сформированы и определены показатели сформированности ЗУН.
По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на:
• парциальную;
• фиксированную;
• интегральную;
1. Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку. Чаще всего выражается в словесной, вербальной оценочной форме суждений и может быть сальной или осуждающей: «Молодец, Тимур. Сегодня ты хорошо подготовился».
2 Фиксированная оценка - оценивается промежуточный или завершенный успех. Обычно выражается в баллах (5-и бальная система)
«5» - владеет в полной мерю /отлично/
«4» - владеет в достаточной мере /хорошо/
«3» - владеет недостаточно /удовлетворительно/
|
|
«2» - не владеет /неудовлетворительно/
3. Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.
В науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания.
Ш.А. Амонашвили предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе.
В Германии был эксперимент по введению диагностических листов: словесные и цифровые оценки, мотивы учения, развитие мышления.
Беспалько В.П. предложил 12-тибалльную систему отметок.
Интересен характер проведения контроля у учителей-новаторов, особое внимание заслуживает опыт Р.Г.Хазанкина и В.Ф Шаталова.
6. Неуспеваемость учащихся /ну/
Под неуспеваемостью учащихся понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности - комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества
Причины школьных неудач:
1 группа Социально-экономические материальная необеспеченность семьи, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2 гр. Причины биопсихического характера - наследственные особенности, способности, черты характера.
3 гр. Педагогические причины - результаты ошибок учителя, низкий уровень работы школы.
Есть более конкретные причины неудач в учебе:
- жесткая, унифицированная система обучения; содержание образования одинаковое для всех.
- недооценка эмоций в обучении, стереотипность в методах и формах обучения.
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатом.
- пренебрежение развитием учеников, ориентация на зубрежку.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть средства:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных систем, применение новых методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем. Для этого имеются беседы учителя с учеником, родителями, наблюдение, тестирование учеников.
3. Педагогическая терапия меры по устранению отставания в учебе /дополнительные занятия, группы выравнивания/.
4. Воспитательное воздействие - индивидуально планируемая воспитательная работа с учеником и его семьей.
Словарь понятий
Контроль – наблюдение за процессом усвоения ЗУН (часть диагностики)
Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением (ЗУН);
выявление и измерение ЗУН обучаемых
Оценка – определение степени усвоенности ЗУН
Отметка – количественное выражение оценки,
условное выражение количественной оценки ЗУН обучаемых в цифрах или баллах
Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели
Обучаемость – способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Синонимы: «поддатливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость»