К темам совместных проработок отнесены особенности и условия экспертизы линейно-протяженных сооружений, проходящих по территории нескольких государств (страны СНГ, Китай, Иран, Турция, страны Западной Европы), приграничные объекты с высокой экологической опасностью технологических процессов, а также строительство и реконструкция, финансируемые инвесторами ряда государств.
Перед странами СНГ стоит ряд совместных вопросов по Черному морю, рекам Днепри Урал. Сотрудничество экспертных органов стран СНГ носитхарактер взаимопомощи при проведении оценок тех или иных проектов.
Хорошей основой для движения вперед является и то, что в большинстве стран СНГ организационные принципы проведения государственной экспертизы проектов строительства, правовая основа их деятельности и нормативно-методологическая база практически идентичны. Система экспертных органов формировалась на единых требованиях. Все это обеспечивает необходимую сопряженность заключений в государствах Содружества.
Движению вперед способствовало образование в структуре Экономического союза стран СНГ Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности. В рамках последнего была образована Комиссия по межгосударственной экспертизе. Работа этих органов направлена на развитие интеграционных процессов в области социально-экономического развития государств СНГ.
На заседании Президиума Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза 13 января 1999г. в Саратове принято Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств. Страна, на территории которой осуществляется проект строительства, самостоятельно принимает решение о проведении его межгосударственной экспертизы, в том числе при письменном обращении другой стороны (сторон) о проведении такой экспертизы, кроме случаев, когда проведение межгосударственной экспертизы предусмотрено международным договором, участником которого является сторона. При реализации проекта строительства на территориях сторон объект межгосударственной экспертизы определяется по взаимному согласованию.
В соответствии с утвержденным «Положением о Комиссии...» межгосударственной экспертизе подлежат обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования, проекты и задания на их разработку иные виды документов, связанные с проектированием и строительством следующих объектов, затрагивающих интересы двух и более государств:
- линейно-протяженных объектов - сооружений, проходящих по территориям двух и более сторон (трубопроводов, автомобильных и железных дорог, мостов, линий электропередач и др.);
- приграничных — сооружаемых на территории одной из сторон, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств (металлургических, химических, нефтехимических предприятий, водохозяйственных, воздушного транспорта, радиокоммуникационных объектов и др.);
- совместных - сооружаемых на средства инвесторов двух и более сторон;
- объектов, сооружаемых на территории одной стороны на средства одной или нескольких других сторон.
8. Государственные услуги экспертизы в электронном виде
С целью исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2009г. №1555-р «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительской власти» и в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010)», ФГУ «Главгосэкспертиза России» разработала план мероприятий по переводу государственных услуг «Государственная экспертиза проектной документации» и «Государственная экспертиза инженерных изысканий» в электронный вид в части интерактивного взаимодействия с заявителем.
Указанные государственные услуги (функции) будут предоставляться в электронном виде с использованием интернет-портала. Подача заявлений на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций предполагается осуществлять в электронном виде через «личный кабинет» портала.
Для реализации данного проекта предусматривается поэтапное внедрение информационной системы в ФГУ «Главгосэкспертиза России» и филиалах, позволяющей организовать интерактивное взаимодействие с заявителем при сдаче проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу с ведением единой электронной базы данных.
Осуществление вышеназванных государственных услуг в ФГУ «Главгосэкспертиза России» в электронном виде позволит существенно сократить финансовые затраты заявителя на изготовление проекта в бумажном виде его транспортировку и прочие командировочные расходы. Особенно важно, что заявитель сможет самостоятельно, дистанционно наблюдать за ходом проведения государственной экспертизы.
В перспективе все документы, связанные с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости, планируется обрабатывать полностью в электронном виде (электронных копий документов) с использованием электронной цифровой подписи. Заявитель представляет документы с использованием съемных носителей и (или) через официальный интернет сайт уполномоченного органа или учреждения.
Документы, направляемые организациями по проведению государственной экспертизы в адрес заявителя, также предполагается оформлять в электронном виде.
В настоящий момент работает тестовая версия сайта портала услуг ФАУ «Главгосэкспертиза России» ( https://demo.uslugi.gge.ru/ ), предназначенного для организации интерактивного взаимодействия с заявителем при представлении проектной документации и/или результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, а также сметной документации на проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Через Портал можно подать предварительное заявление и направить необходимые материалы в электронном виде специалистам ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Вопросы для самоконтроля
1. Основные задачи и функции государственной экспертизы
2. Объекты капитального строительства, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится