Экологическая экспертиза

Техническая экспертиза

Экономическая экспертиза

Экологическая экспертиза

План

Повторное проведение государственной экспертизы

Плата за проведение государственной экспертизы

Результат государственной экспертизы

Проведение государственной экспертизы

Основания для отказа в принятии документации

Проверка документации, представленной для проведения государственной экспертизы

5. Основные вопросы, подлежащие оценке при экспертизе

6. Обоснованность выбора площадки строительства, технологии производства, надежности строительных решений

7. Основные требования к разделу «Генеральный план и транспорт»

8. Основные требования к разделу «Технологические решения»

9. Основные требования к разделу «Управление производством, предприятием и организация условий труда рабочих и служащих»

10. Основные требования к разделу «Архитектурно - строительные решения»

11. Основные требования к разделу «Организация строительства»

12. Обеспечение архитектурного единства и архитектурного облика зданий

15. Основные требования к составу сводного заключения по проектной документации

18. Роль государственной экспертизы

19. Международное сотрудничество в области экспертизы

20. Государственные услуги экспертизы в электронном виде

Задание к практическому занятию.

1. Посетить и изучить сайт ФАУ «Главгосэкспертиза России»

2. Скачать и изучить Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «Положение о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

3. Скачать и изучить Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. №188 «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

4. Скачать и изучить Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. №87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Тема 3. Виды экспертиз. Экологическая, экономическая и техническая экспертизы.

Объект недвижимости и, тем более, их совокупность представляют собой сложную систему, испытывающую влияние разнохарактерных факторов в течение жизненного цикла. Если попытаться коротко определить сущность всех экспертиз, то они представляют собой ту или иную оценку объекта недвижимости в конкретный момент его жизненного цикла. Необходимо особо подчеркнуть, что в данном случае термин «оценка» имеет принципиальное отличие от широко распространенной трактовки, согласно которой под оценкой понимается определение рыночной стоимости объекта недвижимости.

Объективный результат при этом становится возможным лишь в результате применения системного подхода к анализу недвижимости. Концепция такого подхода в западной практике получила название сервейинга (от англ. Survey - межевание, обследование, инспектирование).

Сервейинг представляет собой реализацию системного подхода к развитию и управлению недвижимостью. Он включает все виды планирования (генеральное, стратегическое, оперативное) в целях функционирования недвижимости, а также мероприятия, связанные с проведением комплекса экспертиз объектов недвижимого имущества, обеспечивающих получение максимального эффекта.

Из всех видов экспертиз применительно к объектам недвижимости и инвестиционным процессам наиболее часто проводятся экологическая, экономическая и техническая экспертизы.

Одним из обязательных этапов при реализации инвестиционно-строительных проектов является обязательный прогноз и оценка значимости воздействий любой намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Целью этих исследований является установление того, какие изменения могут произойти в окружающей среде в результате осуществления предусмотренных действий, а также оценка важности или значимости этих изменений вследствие проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза устанавливает:

• не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъекта РФ;

• соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

• достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

• допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения;

• достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который позволяет ответить экологическая экспертиза – это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования, определены в действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок законопроектов по экологической безопасности, блок законопроектов по радиационной безопасности населения и блок законопроектов по природным ресурсам.

На сегодняшний день экологическая экспертиза объектов недвижимости часто является необходимой процедурой при осуществлении операций с недвижимостью, страховании и принятии управленческих решений.

Именно экологическая экспертиза недвижимости позволяет получить наиболее полные данные об экологической обстановке на территории объекта или вокруг него.

Новый Градостроительный кодекс РФ в числе основных принципов градостроительной деятельности установил обеспечение безопасности и благоприятных условий для жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Обязанность предусматривать в проектной документации осуществление мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности как при строительных работах, так и при эксплуатации построенного объекта, то есть разрабатывать раздел «ООС» в проектной документации. Но для разработки такого рода мероприятий требуется иметь базу – оценить вредное воздействие проекта на ОС.

ОВОС является обязательным элементом инвестиционно-строительных проектов.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.

Экологическая экспертиза регулируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ с изменениями и дополнениями (ред. ФЗ от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ).

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В Орловской области действуют законы ОЗ «Об экологической экспертизе объектов областного уровня», Постановление Правительства Орловской области «Об утверждении положения об управлении по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области».

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

Объектами государственной экологической экспертизы в сфере недвижимости являются:

- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;

- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в установленных законом случаях. случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего законодательства, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду;

- заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение государственной экологической экспертизы, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

- выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

- направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе,

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.

Менее всего изученной частью экологической экспертизы можно считать общественную экологическую экспертизу, декларированную законодательством, но мало где реализованную в России.

В соответствии градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна вестись с соблюдением соответствующих установленных требований об охране окружающей среды.

Закон РФ "Об охране окружающей среды" предусматривает особые экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов. Проектирование, строительство, реконструкция объектов градостроения должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства РФ.

Общие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городов, определены Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (№ 52-ФЗ - 1999 г.).

Закон устанавливает, что при планировке и застройке городов должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Важным инструментом предотвращения негативного влияния на состояние окружающей среды является процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Под ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Проведение ОВОС основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной экологической опасности любой деятельности. Проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.

Краткое изложение процедуры ОВОС

Главное и непременное условие ОВОС является одновременность ее проведения с разработкой всех проектных решений.

Процедура ОВОС имеет несколько этапов, результат завершения которых оформляется следующими документами:

Уведомление о намерениях (УН);

Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС);

Протокол обсуждения ЗВОС;

Заявление об экологических последствиях (ЗЭП).

1 этап. Разработка концепции намечаемой деятельности

Целью первого этапа проведения ОВОС является информирование общества о намечаемых действиях Заказчика, которые неизбежно приведут к изменению среды обитания людей на конкретной территории. Таким образом, ОВОС начинается, когда Заказчик планируемой деятельности формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы (концепция намечаемой деятельности). По результатам этого этапа с целью объявления своих намерений по организации того или иного вида деятельности на конкретной территории Заказчиком готовится «Уведомление о намерениях», которое содержит:

предварительный список намерений Заказчика по характеру планируемой деятельности;

перечень реальных и разумных альтернатив рассматриваемому проекту.

Уведомление о намерениях передается в местные органы власти и управления для получения Заказчиком разрешения на проектирование и изыскания.

2 этап. Определение воздействий на окружающую среду

Целью второго этапа проведения ОВОС является выявление всех возможных воздействий будущего народнохозяйственного объекта или комплекса на окружающую среду с учетом природных условий конкретной территории.

На данном этапе проводится:

технологический анализ проектных предложений;

обоснование целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства. Это особенно важно проделать, учитывая существенность неблагоприятных экологических последствий и неопределенность социальных эффектов;

определение воздействий на окружающую среду в случае реализации принятых проектных решений; требуется информация о:

фактическом состоянии окружающей среды;

характере и видах воздействия его качественных и количественных оценках (масштаб, интенсивность, глубина, периодичность, продолжительность);

источниках воздействия (размерах, пространственных формах и расположении);

объектах воздействия. готовится: «Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)», которое представляется всем заинтересованным сторонам; органам государственной власти, управления и контроля, общественности и т.д.

Основная цель представления ЗВОС - выявить наиболее значимые последствия реализации намечаемой деятельности с позиций всех заинтересованных сторон для определения направлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно:

границы проведения ОВОС;

объекты воздействия;

прогнозируемые изменения окружающей среды и ее компонентов (вода, воздух, почвы, животный и растительный мир, недра и т.д.).

3 этап. Выявление экологических последствий

Целью третьего этапа проведения ОВОС является выявление экологических, социальных, экономических и других связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной территории в определенный временной период.

Выявление последствий осуществляется с помощью общественных слушаний «Заявления о воздействии на окружающую среду», результаты которых оформляются протоколом. Протокол общественных слушаний является документом, на основании которого производится корректировка проектных решений, а также составляется программа необходимых научно-исследовательских и изыскательских работ.

4 этап. Корректировка проекта

Целью четвертого этапа проведения ОВОС является осуществление корректировки проектов, прошедших стадию ЗВОС.

При этом по выявленным экологически значимым позициям разработчиком прогнозируются изменения окружающей среды, которые произойдут в результате реализации проекта. По результатам прогноза разрабатываются дополнительные меры и мероприятия, направленные на предотвращение отрицательных экологических и других последствий изменений в окружающей среде.

5 этап. Подготовка «Заявления об экологических последствиях»

На данном этапе готовится «Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП), представляющее собой документ, содержащий гарантии Заказчика обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий в случае реализации проекта.

В ЗЭП приводятся:

основные результаты исследований, проведенных в процессе ОВОС и выводы, сделанные на их основе;

последствия значимых воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности;

обязательства Заказчика по реализации проектных решений, изложенных в документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и мер, гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия.

ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектных материалов о проделанной работе по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представляется Заказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации.

Окончательный вариант готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов должны включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на Государственную и Общественную экологическую экспертизу.

Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит указанные выше этапы ОВОС на всех стадиях подготовки документации, которая должна представляться на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

оценка состояния окружающей среды (проект ОВОС) до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик и параметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности;

выявление основных факторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв, общее экологическое воздействие;

обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих экологических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природноизмененных геосистем;

разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий с учетом современных достижений в этой области, использования ресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.

Для решения поставленных задач и создания тома оценки воздействия на окружающую среду (проект ОВОС) проводится комплекс экологических исследований по оценке воздействия намечаемого объекта на компоненты окружающей среды, а именно:

оценка возможного загрязнения атмосферного воздуха;

оценка акустического воздействия;

оценка влияния намечаемой деятельности на поверхностные и подземные воды;

оценка возможного воздействия на почвенный и растительный покров;

оценка рекреационного воздействия на прилегающие территории;

разработка природоохранных мероприятий, способствующих снижению негативных последствий.

Схожим с экологической экспертизой по своим задачам является экологическое аудирование (или экологический аудит, экоаудит) - еще один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в РФ.

Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Иначе говоря, это проверка выполнения на предприятии определенной деятельности в экологическом аспекте.

Таким образом, юридически, ни экологическая экспертиза не экологический аудит не имеет никакого отношения к микроэкологии (экологии жилья, офиса, помещений для пребывания человека вообще), как подотрасли экологии. И экологическая экспертиза и экологический аудит имеют дело с хозяйственной деятельностью и степенью воздействия этой деятельности на природу и на здоровье человека.

Экологический мониторинг - система регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, с целью оценки загрязнения и прогнозирования экологической ситуации. Санитарно-гигиенический мониторинг это составляющая экологического мониторинга- наблюдение за каким-либо факторами (шумовое загрязнение, электромагнитное, радиация) с точки зрения их влияния на здоровье человека. В крупных городах (таких как Москва) имеется сеть автоматизированных постов, ведущих сбор информации об окружающей среде. Регулярно с этих постов собираются данные об экологической обстановке в городе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: