Этикетные речевые формулы

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие этикетные речевые формулы:

Разреши(те) с Вами (с тобой) познакомиться.

Позволь(те) с Вами (с тобой) познакомиться.

Будем знакомы.

Хорошо бы познакомиться.

Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Это теперь практикуется и в России. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять карточку и прочитать ее вслух, а затем во время разговора держать визитку перед собой, чтобы правильно называть собеседника.

Официальные и неофициальные встречи начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Кроме этого существуют приветствия, указывающие на время встречи:

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются типичные формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в выставках, при организации различных ме­роприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сде­лать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Речевые клише, которые используются в данных ситуациях:

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.

Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

Должен выразить учащимся 10а класса (свою) благодарность за…

Позвольте (разрешите) выразить большую (ог­ромную) благодарность…

Совет, предложение:

Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…

Разрешите предложить вам…

(Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…

Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...

Если вам не трудно (вас это не затруднит)...

Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...

(Не) могу ли я попросить вас...

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, молодо) выглядите.

Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообрази­тельны, находчивы, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превос­ходный) партнер (компаньон).

Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить людьми, организовывать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: