Основанием классификации разновидностей речи могут быть разные факторы:
1. функционирование речи в соционально значимой сфере общественной практики (функциональные стили)
2. характер формы существования речи //устная и письменная
3. количество участников коммуникации //монологическая, диалогическая
4. в зависимости от целей высказывания и композиционно-смысловых особенностей текста //описание, повествование и рассуждение
Научный стиль речи
|
Основные качества речи
| Специфические особенности
|
1. сфера функционирования
| научный дискурс, сфера научных знаний
| - общеупотребительная лексика, нейтральная лексика сочетается с книжной лексикой
- термины
- употребление большого количества абстрактной лексики
- использование слов в их конкретном значении
- отсутствие образных средств
| 1. лексика
|
2. цель
| a. сообщение и разъяснение научной информации
b. доказательство истинности какого-либо положения
c. пропаганда научных сведений и достижений
| большое количество глагольных форм настоящего времени
| 2. морфология
|
3. адресат
| слушатели или читатели, подготовленные к научной информации
| - большое количество вводных слов
- большое количество обособленных членов предложения
- выраженных причастными и деепричастными оборотами
- сложные предложения с описательными оборотами
- среди односоставных предложений часты безличные и неопределенно-личные предложения
- среди сложноподчиненных конструкции с придаточными причины и следствия
| 3. синтаксис
|
4. подстили
| 1. собственно научный
2. научно-информационный
3. научно-популярный
4. учебно-научный
|
|
|
5. жанр
| - статья
- аннотация
- монография
- учебник
- доклад
- лекция
и т.д.
|
|
|
6. ведущие стилевые черты
| - объективность
- однозначность и точность
- безэмоциональность
- безсубъективность
- отвлеченность и высокая степень обобщенности
- логичность изложения
- доказательность
- сжатость
|
|
|
Официально-деловой
|
Основные качества речи
| Специфические особенности
|
1. сфера функционирования
| общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой, общение граждан с учреждениями
| - особая канцелярская и деловая лексика и фразеология
- употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении
| 1. лексика
|
2. цель
| сообщение
| -широкое использование сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными
| 2. морфология
|
3. адресат
| юридическое или физическое лицо
| большое количество распространенных предложений с развернутой синтаксической связью
| 3. синтаксис
|
5. жанр
| - законодательные документы
- дипломатические акты
- служебная переписка
- деловые бумаги
|
|
|
6. ведущие стилевые черты
| - точность
- стандартизированность
- стереотипность
- устойчивость и замкнутость
- слабая степень индивидуализации
- широкое употребление клише и штампов
- почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств
|
|
|
Публицистический
|
Основные качества речи
| Специфические особенности
|
1. сфера функционирования
| агитационно-массовая деятельность
| - общественно-политическая лексика и фразеология
- частотны заимствованные слова
- эмоционально-экспрессивная лексика
| 1. лексика
|
2. цель
| - воздействие с целью агитации и пропаганды
- сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)
| - использование форм ед. ч. сущ. в значении мн.ч. (фермер недоумевает, абитуриент перепуган)
- использование имени собственного в несвойственной для него форме мн.ч. (Горбачевы, Ельцины), чаще используется ля выражения отрицательной оценки
- широко используются прилагательные, имеющие характерологическое значение
- используются различные сравнительные степени, наиболее частотна синтетическая превосходная степень (глубочайшие, серьезнейший)
- частотны местоимения, личные 1 л., указательные, неопределенные, вопросительные, относительные
- широко используются глагольные формы, как личные, так и деепричастия и причастия, употребляются как в обычных узуальных значениях, так и в экспрессивно-значимых
- Форма 1 л. ед.ч. и мн.ч., так и формы 3 л. мн.ч. в обобщенно-личном значении (нам сообщают, они информируют)
- используются формы как настоящего так и прошедшего времени, но в некоторых жанрах преобладают формы настоящего время, чтобы подчеркнуть сегодняшний характер описываемых событий («настоящее репортажа»).
- прием взаимозамены наклонений Настоящее историческое, или использование форм повелительного наклонения в значении условного наклонения (присмотрись он к подростку)
- активно используются семантически емкие причастные и деепричастные формы
- различные количественные сочетания (милионы, тысячи)
- наречия, образованные от числительных (единодушно, двусмысленно)
| 2. морфология
|
3. адресат
| любой слушатель/читатель
| - простые распространенные предложение, осложненные причастными оборотами
- предложения с обособленными членами предложения
- предложения с вставными конструкциями
- сложные предложения: 2, максимум 3 предикативных единицы, с придаточными определительными, условия, причины,
- БСП
| 3. синтаксис
|
5. жанр
| - очерки
- статьи в СМИ
- дискуссии
- политические дебаты
|
|
|
6. ведущие стилевые черты
| - логичность
- образность
- эмоциональность
|
|
|
Художественный
|
Основные качества речи
| Специфические особенности
|
1. сфера функционирования
| словесно-художественное творчество
| - широкое использование средств других стилей и нелитературных средств
- широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка
| 1. лексика
|
2. цель
| воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций
| зависит от индивидуального стиля
| 2. морфология
|
3. адресат
| любой слушатель/читатель
| индивидуальность стиля
| 3. синтаксис
|
5. жанр
| - роман
- повесть
- рассказ
- драма трагедия
- сказка
|
|
|
6. ведущие стилевые черты
| - индивидуальность
- эмоциональность
|
|
|
Обиходно-бытовой
|
Основные качества речи
| Специфические особенности
|
1. сфера функционирования
| непосредственное спонтанное общение в быту
| эмоционально-экспрессивная и разговорная лексика, просторечная, жаргонная
| 1. лексика
|
2. цель
| общение, обмен информацией, мыслями, впечатлениями
| широкое употребление частиц, междометий, вводных слов
| 2. морфология
|
3. адресат
| любой слушатель/читатель
| - короткие и неполные предложения
- слова-предложения
- ослабление и нарушение связи между частями предложения
- бессоюзная связь
- присоединительные конструкции
- инверсии
| 3. синтаксис
|
5. жанр
| - бытовая беседа
- воспоминание
|
|
|
6. ведущие стилевые черты
| - непринужденность
- неофициальность
- неподготовленность коммуникации
- широкое использование неязыковых средств общения
- особая роль интонационных средств
- ситуативная прикрепленность
- эмоциональность и оценочность
|
|
|