Организационные принципы речевой коммуникации.
Основу этих принципов составляет коммуникативный кодекс, в основе которого лежат два важнейших критериев:
1. Критерий истинности, верность факту, действительности
2. Критерий искренности, т.е. верность самому себе, своей совести
Принцип кооперации Пола Грайса предполагает готовность партнера к сотрудничеству. Исходные условия принципа кооперации:
1. Наличие у участников взаимодействия общей цели.
2. Ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить.
Принцип кооперации Грайса состоит из 4х максим:
1. М аксима количества, полноты информации /*высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущей цели коммуникации*/
2. Максима качества информации /*старайся, чтобы информация была действительной. Не говори того, что считаешь ложным, и того, на что у тебя нет достаточных оснований.*/
3. М аксима релеватности /*Высказывание должно соответствовать предмету разговора.*/
|
|
4. М аксима манеры //касается не того, что говорится, а того, как говорится
Принцип вежливости Джорджа Лича:
1. М аксима такта, максима границ личной сферы /*не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника*/
2. М аксима великодушия, необременения собеседника /*не следует связывать партнера какими-то клятвами*/
3. М аксима одобрения, позитивности //не судите, да не судимы будете
4. М аксима скромности и неприятия похвал в свой адрес /*не будьте высокомерны, но будьте объективны, когда в ваш адрес идут комплименты*/
5. Максима согласия /*предполагает отказ от конфликта ради сохранения взаимодействия и решения совместных проблем*/
6. М аксима симпатии //демонстрируйте свою доброжелательность
Особенность современного речевого взаимодействия в том, что оно происходит с участием социальных стереотипов.
В зависимости от ситуации выделяются следующие виды общения:
1. Формальное общение /*контакт масок, который характеризуется набором штампов, ритуальных фраз, жестов, скрывающих истинное лицо собеседников*/
2. С ветское общение /*собеседники четко следуют правилам (что говорить, кому говорить)*/
3. Деловое общение /*в нем могут учитываться личностные особенности коммуникатов, но только для того, чтобы это было полезно делу*/
4. Ф ормально-ролевое общение /*когда четко определены социальные статусы собеседников*/
5. П римитивное общение /*происходит тогда, когда один собеседник оценивает другого только с целью пользы или отсутствия ее*/
6. М анипулятивное общение //всегда направлено на извлечение выгоды
7. Духовное общение собеседников //взаимодействие родителей и детей, друзей, влюбленных
|
|
В зависимости от речевых характеристик выделяют следующие типы коммуникантов:
1. Доминантный тип //стремится к лидерству в ситуации
2. Мобильный собеседник /*не испытывает сложностей вступления в контакт, много говорит, легко переходит от одной темы к другой*/
3. Ригидный собеседник /*испытывает трудности при установлении и поддержании контакта*/
4. Интровертный собеседник /*закрыт для вступления в коммуникацию, скромный, тихий, пугается людей, повышения тона*/