Как и принцип кооперации, неотъемлемой частью коммуникативного кодекса является принцип вежливости, тоже стоящий на страже контакта. Теоретически вполне допустимо исходить из того, что при игнорировании требований этого принципа собеседниками контакт неизбежно срывается: подрывная сила «коммуникативной стратегии грубости» очень велика.
Этикет, как уже приходилось отмечать, принадлежит к наиболее конвенционализированным областям речевой практики. Здесь, как нигде, необходимо знание правил, в том числе и правил речевого поведения, пригодных в той или иной ситуации. Некоторые из этих правил (может быть, даже большинство из них) входят в состав соответствующих фреймов — пожалуй, только фреймы типа скандал, семейная сцена, выяснение отношений и т. п. несколько «выпадают из обоймы», хотя не будет ошибкой сказать, что и эти фреймы определенным образом «этически» конвенционализированы и что устроить хороший скандал есть тоже вид речевого искусства, небезотносительный к этикету,-— по крайней мере, с точки зрения демонстративного отрицания его правил.
|
|
Очевидно, что если принцип кооперации апеллирует в основном к построению текста, то принцип вежливости, напротив, отвечает прежде всего за метатекстовую область. Впрочем, такое «распределение ролей» чисто условно и особенно настаивать на нем не представляется необходимым. Однако в общем смысле можно определить принцип кооперации как принцип совместного оперирования информацией или как принцип циркуляции сведений в составе коммуникативного акта, а принцип вежливости — как принцип взаиморасположения коммуникантов опять же в составе коммуникативного акта.
И тот и другой принцип характеризуют состояние контакта, но принцип кооперации развернут скорее в сторону энциклопедических картин мира, тогда как принцип вежливости — в сторону представлений о фреймах.
Дж. Лич, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ряда максим, предусмотрел следующие из них:
• максима такта;
• максима великодушия;
• максима одобрения;
• максима скромности;
• максима согласия;
• максима симпатии.
Эти конкретные максимы удобны тем, что переводят разговор о речевом этикете из обычной для него, к сожалению, области абстрактных рассуждений в область практических рекомендаций. Рекомендации гарантируют «порядок» в межличностных отношениях коммуникантов на протяжении речевого взаимодействия. Можно даже утверждать, что без следования принципу вежливости разговор о принципах кооперации преждевременен. Соблюдение принципа вежливости как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.
|
|
Если обсуждать применительно к принципу вежливости в целом предпочтительный тип коммуникативных стратегий, то следует заметить, что именно в этой области огромную роль играют всякого рода непрямые формулировки. Конвенциализированность этикета привела к тому, что фактически каждое коммуникативное задание (будь то достойное или предосудительное задание) лучше всего решать не прямиком, но используя «приемы подразумевания». Приемы подразумевания создают так называемую косвенную речевую тактику. Обсудим здесь ее назначение, перенеся разговор о ее языковых особенностях в главу «Код» (см. § 6). К косвенной речевой тактике прибегают, например, в следующих случаях:
Случай первый. Модель: «Не могли бы Вы проводить меня?»
Задающего такой вопрос, в сущности, не интересует, в состоянии ли я физически осуществить предлагаемое действие. Коммуникативной целью спрашивающего является просьба об определенном виде помощи,
которую я могу оказать,— эта помощь и подразумевается (или, на языке лингвистической прагматики, имплицируется) спрашивающим. Спрашивающий — вместо прямой речевой тактики (ср.: «Проводите меня») — выбирает одну из этикетных моделей речевого поведения, обозначая в качестве коммуникативной цели не свой подлинный интерес (иметь спутника), но интерес к тому, насколько для меня соответствующее действие возможно.
В науке эта речевая ситуация описывается как ситуация со смягченным коммуникативным намерением. Предпочтение же косвенной речевой тактике отдается в силу того, что коммуникант избегает Прямо обозначать свою просьбу, ибо не хочет затруднять собеседника (в силу одного из обсуждаемых ниже постулатов вежливости).
Случай второй. Модель: «Говорят, N — человек отзывчивый».
Предлагая собеседнику такое высказывание, я тоже прибегаю к косвенной речевой тактике, но уже по другой причине. Моя прямая коммуникативная цель состоит, видимо, в том, чтобы дать рекомендацию обратиться к N. Однако я рекомендации такой не даю, фактически подменяя мою прямую коммуникативную цель косвенной (характеристикой И). Причина в том, что я, видимо, не хотел бы в дальнейшем нести ответственности за мою рекомендацию, например, в случае, если N окажется не тем человеком, к которому следовало бы направлять собеседника. Я ведь собеседника, собственно говоря, к N и не направлял — просто сослался на распространенное мнение об N. Такая косвенная тактика вполне могла бы заслуживать название тактики Пилата. Она оказывается задействованной тогда, когда собственная репутация оказывается для коммуниканта предметом первоочередной заботы.
Случай третий. Модель: «N считает Вас бесчестным».
Заявление такое тоже делается с намерением обозначить свою прямую коммуникативную цель косвенным образом. Прямая коммуникативная цель в данном случае предосудительна: злословие насчет N. Естественно, что вместо того, чтобы напрямую указать на свою предосудительную коммуникативную цель, адресат выбирает косвенную речевую тактику — создание конфликта между адресатом и N. Понятно, что соответствующее высказывание нормальным образом подразумевает (имплицирует) содержание: «N плохо относится к Вам, в то время как я — Ваш друг». Обычно адресант добивается своего — исключение в этом смысле представляют лишь адресаты, не восприимчивые к сплетням.
Само собой разумеется, что три разобранных случая этически отнюдь не равнозначны. Но обсуждены они для того, чтобы показать, насколько широкое распространение в «словаре вежливости» и речевом обиходе в целом имеют непрямые формулировки. Рассматриваемые ниже максимы Дж. Лича во многом предполагают именно косвенные речевые тактики.