Акварельный пейзаж

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задание.

Задания.

Шестое условие развития «литературного» воссоздаю­щего воображения — применение учителем приемов, при­водящих к активизации и регулированию процессов об­разного анализа и синтеза у школьников при восприя­тии ими художественного текста.

Третье условие развития «литературного» воссоздаю­щего воображения — это выработка у читателя потреб­ности в правильном, соответствующем особенностям ху­дожественного текста способе чтения, в точном воссозда­нии его образов.

Известно, что овладение языком, разговорной речью дается ребенку нелегко и не сразу. Эту трудную работу ребенок совершает только потому, что жизнь в обществе пробуждает у него потребность в овладении языком, по­тому что правильное его высказывание понимается окру­жающими, а неправильное не понимается. Достижения ребенка в овладении языком все время подкрепляются и закрепляются, а ошибки критикуются окружающими и поэтому им не повторяются.

Развитие способности точного и полного воссоздания образов при чтении художественных произведений тоже требует длительной и напряженной работы от человека, которая может быть выполнена им лишь при условии потребности в ней. Жизненная необходимость в развитии «литературного» воссоздающего воображения имеется: без него невозможно полноценное восприятие художест­венной литературы; оно необходимо для многих письмен­ных работ по литературе (для изложений и др.).

Но воссоздание образов литературных произведений есть процесс внутренний, непосредственно не включен­ный в общение с другими людьми и обычно не подвергаю­щийся социальной оценке. Неумение воссоздать образы прямо не мешает процессу чтения, и без него может быть достигнуто самое общее «необразное» понимание смысла текста. Благодаря этому необходимость развития «лите­ратурного» воссоздающего воображения может остаться скрытой от детей, у них может не появиться потребности в правильном способе чтения художественной литерату­ры. Это обычно приводит или к тому, что они не любят читать или читают, ограничиваясь тем, что следят глав­ным образом за фабулой и диалогами.

Школьное обучение литературе также в большинстве случаев не содействует созданию у детей потребности в точном и правильном воссоздании образов художествен­ных произведений. Многие преподаватели литерату­ры недооценивают воссоздающего воображения в вос­приятии литературы. Поэтому они не раскрывают, не подчеркивают перед детьми необходимости точно и пра­вильно воссоздавать литературные образы и даже, на­оборот, сами того не желая, содействуют тому, что дети начинают относить свои недочеты в обучении литературы не за счет несовершенства их воображения, а за счет дру­гих причин (недостатков памяти, внимания и т. д-).

Так, например, при анализе изложения, недочеты кото­рого явно обусловлены отсутствием ясного представления у ученика, его упрекают в том, что он невнимательно слу­шал и запоминал прочитанный текст художественного произведения. Это приводит к тому, что у детей появля­ется мешающее развитию воображения стремление к бук­вальному механическому запоминанию художественных текстов (при слушании их для писания изложений и при заучивании отрывков).

Данные наших исследований показывают, что имеется ряд способов создания у детей потребности в точном и правильном воссоздании образов художественных произ­ведений. Это прежде всего занятия с детьми выразитель­ным чтением, в которых большое внимание уделяется ра­боте над восприятием литературных произведений. При таких занятиях недочеты и достижения в воссоздании художественного описания скорее выявляются, становят­ся доступны оценке другими людьми. Если преподава­тель связывает недочеты в выразительном чтении уча­щихся с несовершенством их воображения, это содейст­вует возникновению у них потребности точнее и правиль­нее представлять себе образы произведений для того, чтобы выразительнее читать.

Другой способ — это сопоставление результатов не­правильного способа чтения художественного текста с правильным. Он был успешно использован нами при за­нятиях с читательницей С. Она в течение своей сорока­пятилетней жизни прочла много художественных книг, но всегда следила лишь за фабулой.

Первые занятия заставили ее сравнить впечатление от художественного описания пейзажа, прочитанного ею самостоятельно, с тем, которое у нее осталось после раз­бора текста, и увидеть, что точное и правильное воссо­здание образа сделало для нее это описание более инте­ресным. Она убедилась, что не сами по себе художествен­ные описания неинтересны, и они были для нее неинте­ресны потому, что она не умела их читать. Это открытие вызвало у нее потребность научиться правильно воссо­здавать образы художественных текстов. Потребность эта усилилась под влиянием участия ее в коллективном обсу­ждении литературных описаний, где она также смогла убедиться в недостатках своего восприятия их и в пре­имуществах восприятия их у людей с более развитым во­ображением.

Исследования Г. Селивановской и Р. Калабиной пока­зывают, что учашиеся пятого и шестого классов убежда­ются в необходимости уметь точно воссоздавать образы художественного описания, во-первых, при разборе оши­бок в их зарисовках пейзажа после чтения его описания и, во-вторых, тогда, когда они в результате проведенных за­нятий по развитию воссоздающего воображения стали получать более хорошие отметки за изложения и сочине­ния. Это содействовало появлению у них потребности в развитии своего воображения.

Возможны, конечно, еше многие другие способы созда­ния у учащихся потребности в точном воссоздании обра­зов художественных текстов. Из них продуктивны те, в которых школьникам наиболее наглядно подчеркивают зависимость недостатков тех или иных их работ от неуме­ния точно воссоздавать литературные образы.

Четвертое условие развития «литературного» воссо­здающего воображения — достаточно медленный темп чтения. Нельзя считать случайным тот факт, что все наши испытуемые с низкими типами воображения читали, как правило, очень быстро, тогда как испытуемые с более развитым воображением читали значительно медленнее. Это замедление темпа чтения у них происходит за счет пауз после синтагм и фраз. Критик А. Горнфельд интересовавшийся вопросами восприятия литературы, утвер­ждал, что основным его условием является медленное чтение, как он образно выражался «чтение пешком».

В силу каких причин замедленный с паузами темп чте­ния может способствовать воссозданию литературных об­разов?

Одной из причин замедления темпа чтения у читателей с третьим типом воссоздающего воображения является оперирование своими воспоминаниями, приспособление их к образу описания и контролирование возникающих воспоминаний текстом. Эти операции отсутствуют при низких типах воображения, а они, конечно, замедляют темп чтения. Однако это не единственная причина. У лиц, принадлежащих к наиболее высокому типу воображения, темп чтения тоже несколько замедленный, хотя нужные образы возникают сразу без предварительной переработ­ки не соответствующих тексту воспоминаний- Здесь, сле­довательно, мы имеем дело уже с другой причиной замед­ленности чтения. Экспериментальные исследования пока­зали, что время, необходимое для возникновения пред­ставления в ответ на слово, почти в три раза больше, чем время, потребное для возникновения понимания значения того же слова (по данным Мура, в первом случае оно равно 1,523 сигм, во втором — 571 сигм) '.

Этот факт, исходя из учения И. П. Павлова о физио­логии высшей нервной деятельности, можно объяснить следующим образом. Между словом, как сигналом сигна­лов, замещающим все первые сигналы, и этими сигналами (воздействиями предметов действительности и их следа­ми) образуются связи, благодаря которым слово может вызвать у нас представление о любом из предметов, с ко­торыми оно связано. Но в то же время слово, как сигнал сигналов, все, с чем оно связано, обобщает.

Наиболее крепко и непосредственно связано звучание слова с этим обобщением — со своим значением, так как в процессе общения необходима и большей частью вполне достаточна актуализация именно значения слова. Поэтому слово сначала вызывает у читателей понимание его значения и лишь затем, если иррадиации возбуждения от него не помешает воздействие нового слова, если будет иметься достаточное время для этого процесса, у нас воз­никает по ассоциации с этим словом представление о со­ответствующем предмете. При восприятии художествен­ного текста не нужно полное оживление образных ассоци­аций от каждого слова но необходимы образные процес­сы, возникающие в результате анализа соотношения слов в фразе. Очевидно для их возникновения требуется некоторое, хотя и очень небольшое дополнительное вре­мя. Вот в этом и заключается вторая причина замедлен­ного темпа чтения у лиц, точно воссоздающих образы ху­дожественного текста.

Пятое условие развития «литературного» воссоздаю­щего воображения — контролирование на основе анали­за текста возникающих представлений. Как у взрослых, так и у детей переход с низких типов воображения на бо­лее высокий, продуктивный (на третий) всегда был свя­зан с появлением стремления проверять правильность возникающих представлений путем перечитывания худо­жественного текста и сопоставления содержания его с возникшими представлениями.

Практика в таком контролировании представлений создает условия для перехода к высшему типу воображе­ния (четвертому), характеризующемуся полным приспо­соблением работы воображения читателя к особенно­стям художественного текста. Это происходит благодаря тому, что перечитывание текста и сличение с ним возни­кающих представлений приводит к все более правильно­му воздействию текста на воображение читателей: связи между словами и фразами начинают более точно регу­лировать воображение читателя, а отдельные слова пере­стают у него вызывать конкретные образы.

Текст начинает воздействовать на воображение чита­телей как сложное и расчлененное целое.

Имеющиеся у нас следы от впечатлений могут оживляться с различной степенью полноты: может возникнуть полный и яркий образ, а в некоторых случаях он может быть совсем неясным и не­определенным.

При наличии достаточно сильной потребности в точ­ном воссоздании образов художественных текстов впе­чатлительные и обладающие хорошей образной памятью читатели могут без помощи других, «на ощупь» овладеть правильным способом чтения художественной литерату­ры и достигнуть высокого уровня воссоздающего вообра­жения. Однако наши исследования взрослых показыва­ют, что такое стихийное развитие воображения происхо­дит далеко не у всех, да и стихийный процесс развития самый долгий, зигзагообразный и неэкономный. Поэтому преподаватели должны применять наиболее целесообраз­ные приемы формирования воссоздающего воображения.

Поскольку основными недостатками низших типов во­ображения являются пассивность и несоответствие рабо­ты воображения особенностям художественного текста, существенными условиями развития воссоздающего во­ображения будет применение учителем приемов активи­зации и приемов регуляции процессов образного анализа и синтеза у школьников при чтении ими художественных произведений.

К одному из таких приемов относится разбор художе­ственных описаний по фразам, сопровождаемый вопро­сами и пояснениями, имеющими целью активизировать и регулировать процессы образного анализа и синтеза у читателей. Так, например, после того как читательни­ца С. прочла описание леса из рассказов Тургенева «За­писки охотника», ее попросили читать его по фразам и по каждой из них задавался ей вопрос, как представляет она себе образ или деталь образа, данную в фразе. Если она ничего не могла себе представить, ей напоминали об имеющемся у нее.наглядном опыте, на основе которого можно было бы создать нужный образ.

При этом.ей помогали посредством вопросов выде­лять, синтезировать и обобщать этот опыт. Например, при чтении фразы (из рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь») «зеленой чертой ложится след ваших ног по ро­систой, побелевшей траве...» читательница С. не смогла представить себе описываемый образ. Ее спросили: «Вы когда-нибудь бывали ранним утром на лугу, покрытом росой? Как выглядит тогда трава?»

С.: «Она точно посеребрена, капельки росы придают ей сероватый, серебряный цвет; капельки искрятся на солнце».

Вопрос: «А если наступить ногой на эту серебристую от росы траву и затем поднять ногу, какой цвет будет иметь трава?»

С.: «Такой же».

Вопрос: «Ведь ногой вы стряхнете капельки росы с травы. Какой же цвет будет иметь трава в этом месте по сравнению с остальным лугом?»

С.: «Это место будет выглядеть более темным, более зеленым».

Вопрос: «Значит, если человек пройдет ранним утром по росистому лугу, то после него на лугу выделятся тем­ные следы. Как они будут выглядеть?»

С.: «Теперь я поняла фразу, и у меня создался яркий образ: на лугу лежат темные, зеленые пятна от ног че­ловека, как темно-зеленая черта на серебристом фоне луга».

Если у С. создавался неверный образ, ей на это ука­зывали, выделяли в фразе слова, помогающие воссозда­нию правильного образа, и задавали вопросы, мобили­зующие нужные элементы ее наглядного опыта. Гак, при чтении фразы «Осенью ковылистые степи совершенно из­меняются и получают особенный, самобытный, ни с чем не схожий, чудный вид: выросшие во всю его длину и вполне распустившиеся перлово-сизые волокна ковыля при легком дуновении ветерка уже колеблются и струят­ся мелкою, слегка серебристою зыбью» (описание ковы­листой степи С. Т. Аксакова) у С. возникло представле­ние о ковыле как о растении с листьями и с горошинками плодов, которые летом имеют красный цвет, а осенью приобретают какой-то сизый цвет.

Ей сказали: «Вы неверно представляете себе ковыль, он выглядит совершенно иначе. Прочтите еще раз фразу и повнимательнее. В ней говорится о волокнах. На что похожи волокна?»

С.: «На волосы».

Вопрос: «Могут ли волокна, похожие на волосы, иметь листья и плоды в виде горошинок?»

С.: «Нет».

Вопрос: «Может ли ковыль, представляющий собой волокна, прямо стоять на земле?»

С.: «Нет. Волокна ковыля очень гибкие, от каждого дуновения ветра они колеблются и сливаются друг с дру­гом».

Вопрос: «Что это за цвет перлово-сизый?»

С.: «Серебристый».

Вопрос: «Какого цвета стебель у корней?»

С.: «Желтоватый».

Вопрос: «Если подует ветер, то как будут выглядеть заросли ковыля?»

С.: «Это похоже на волнующееся море серебристого, сероватого цвета с желтоватым оттенком, получающимся от цвета корней ковыля. Это и будет перлово-сизый цвет».

Кроме того, С. учили правильно синтезировать, соеди­нять наглядные элементы текста в целый образ, устанав­ливая между ними пространственные и временные отно­шения, обращая при этом внимание в тексте на слова, помогающие этому (предлоги, наречия), и приучая ее на­глядно представлять себе пространственное или времен­ное содержание этих слов. Так, например, при чтении фразы «Удивительно приятное занятие лежать на спи­не в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под ва­ми...» (из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи») было обращено внимание читательницы на сло­ва: «лежать на спине», «глядеть вверх», «кажется... рас­стилается под вами...», ее спросили, как она наглядно представляет эту позицию, и показали ей сходство меж­ду лежанием на спине и смотрением вверх и лежанием на животе и глядением вниз.

При чтении описания лунной ночи (роман J1. Толсто­го «Семейное счастье») было обращено внимание чита­тельницы на слова-предлоги и наречия (пространственные объединители): «Полный месяц стоял над домом за нами, так что фго не видно было, и половина тени кры­ши, столбов и полотна террасы наискоски в ракурсе ле­жала на песчаной дорожке и газонном круге...»

Почему такая методика занятий помогает акти­визировать воображение и направлять его работу по правильному пути? Каков механизм его воздей­ствия?

У лиц с пассивным воображением при чтении художе­ственных описаний не оживляются их слабые прошлые впечатления, без которых нельзя воссоздать образы тек­ста. Вопросы и пояснения, относящиеся к образному со­держанию описания, оказывают дополнительное воздействие на эти прошлые впечатления и, таким образом, уси­ливают влияние художественного текста на воображение читателей. Создаются условия для возникновения пред­ставления и в сознании читателя с пассивным вообра­жением.

Вопросы и пояснения, активизируя воображение, по­могают читателям выделить именно тот их прошлый на­глядный опыт, который необходим для воссоздания об­разов художественного описания, и помогают его пра­вильно перестроить и синтезировать.

Содействует активизации и более совершенной рабо­те воображения, судя по нашим данным, также и зари­совка воссоздаваемого образа художественных описаний, если она используется в связи с разбором текста и если анализируются ошибки в зарисовке этого образа.

Некоторые преподаватели, стремясь развить вообра­жение у своих учеников, но, не понимая природы «лите­ратурного» воссоздающего воображения, неправильно применяют зарисовки. Основная их ошибка заключается в том, что они не требуют от школьников точного воспро­изведения литературных образов, не критикуют детские рисунки за неточность изображения и даже, наоборот, по­рой хвалят зарисовки, явно отклоняющиеся от образа ли­тературного произведения. Поэтому они хотя и достига­ют некоторой активизации воображения у учащихся, но в то же время воспитывают у них безответственность и неточность воображения. Это удерживает восприятие школьников на низких уровнях воссоздающего вообра­жения.

Точно так же некоторые преподаватели неправильно употребляют прием самостоятельного дописывания деть­ми конца литературного произведения. Он может слу­жить развитию воссоздающего воображения только в том случае, если от учащихся требуют написать конец рассказа, соответствующий особенностям образов, дан­ных в литературном произведении, и если анализ таких сочинений используется для уточнения воссозданных школьниками образов.

Помимо рассмотренных уже условий развития воссоз­дающего воображения, имеет определенное значение и воспитание у читателей умения правильно восприни­мать образные средства художественного литературного языка.

2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство - это чувство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря - красная бы лампочка загоралась в этом случае).

2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?

2.3. Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам.
Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.

3. Оживший рисунок.

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

- Человек не спит.
- Человек не чувствует боли.
- Человек потерял вес, обоняние.

Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.

5. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.

6. Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. - Братец мой,
- Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной
...

Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.

Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
- В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

Камень впитывает болезни. Камень дает бессмертие. Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д.

Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи, Маша, большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись".

Предложите 10 вариантов такой игры.

9. Оживление умерших людей, животных, растений.

Например:

- Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
- Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно оживить все виды вымерших животных и всех людей!

Предложите 10 вариантов такой игры.

10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

- Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.

Задание.

Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убил Ленского.

Предложите 10 вариантов такой игры.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

Ожили персонажи картин известных художников - бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

Задание.

Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.

12. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную ("Открывает Щука рот"); "Серый Волк ей верно служит"; храбрый заяц; трусливый лев.

Задание.

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

13. Метафора.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд". Вот отрывок, составленный из одних метафор:

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.

А. С. Пушкин

Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.

14. Дайте новое название картине.

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

Приведите 10 новых названий старых известных картин.

15. Фантастическое объединение.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

16. Фантастическое дробление.

Вспомните сюжет замечательного романа "Двенадцать стульев" или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться.

Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка.

17. "Как мне повезло".

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Придумайте 10 вариантов такой игры.

18. Прием ускорение - замедление.

Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если".

- Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать.

- Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек)
Задание. Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.

19. Ускорение и замедление времени.

Темы фантастических рассказов.

С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин - устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.

С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.
Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для учительницы и учеников.
Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз! Обидно!
Как жить в таком мире?

С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур - это движение по кругу) - устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, повторять супружеские браки, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины.

- Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
- Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?

Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.

20. Машина времени.

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

"Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или "Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.

- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
- Как жили динозавры?
- Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
- Поговорить со своим будущим сыном.

Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.

21. Хроноклазм.

Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:

- Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
- Что надо бы было изменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?

Например:

- Я потерял ключи. Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
- Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?

- Что можно менять в прошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности.

Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин - это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.

Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
(Отправился искать невесту в прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)

22. Метод Л. Н. Толстого.

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

23. Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

Придумайте фантастическое растение.

- На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.

- На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и "средство красоты". В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски - "прекрасная дама") принадлежат к одному семейству - пасленовым.

- На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.

- Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.

- На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.

- Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

24. Придумайте фантастическое сооружение.

Здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не может проникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.

Какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?

25. Придумайте новый вид транспорта.

Идеи изобретений:

- На человека направляют мезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который человека расщепляет на атомы, запоминают их взаимное положение, передают по атому в нужное место и там собирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию: программа сборки человека испортилась, но этого не заметили! Как собрали человека? А если перепутали атомы нескольких человек?)

- Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта.

- Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!

26. Придумайте новый праздник или конкурс.

- Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайском языке цветов.

- Праздник улыбок. Типа 1 апреля, но веселее и озорнее. Обманывать, быть веселым и шутить.

- Праздник прилета ласточек.

- Праздник первого комара.


Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. "Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие"; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю.

27. Придумайте драматический сюжет.

- Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?

- Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет он разучился говорить и т. п.)

28. Придумайте новую фантастическую игру.

Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.

- Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.

- Игра "Съедобные шашки". Они действительно становятся съедобными, но только после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка?

- Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали.

- Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру - одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.

- Супершахматы. Вместо шахматных фигур - кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника.

29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать - и любое, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.

Вот тест на проверку доброжелательности.

Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?

Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

30. Вы стали обладать даром телепатии.

Телепатия - передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?

31. Метод Нади Рушевой.

Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева.

Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков и рисовала, рисовала, рисовала. Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и "парения" линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков! Занимаясь в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта "легкость парения". Этот замечательный, но не популярный способ называется: трудолюбие и упорство!

32. Метод "РВС".

РВС - это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.

Надо отметить, что метод "РВС" - это частный случай более общего метода "уменьшение - увеличение", когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады. Такие мысленные эксперименты "размывают" привычное представление об улучшаемой системе, делают ее "мягкой", изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют "методом проверки на монстра", или "методом предельного перехода", или "методом усиления противоречий".

Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.

Есть еще метод "супер-РВС", когда просматриваются предельные переходы одновременно нескольких характеристик. Такие "удары по подкорке" могут высечь кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д.
Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.

33. Метод переноса свойств.

Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.

Алгоритм очень прост.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.

Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.

Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
Воздушный шарик - летает, надувается, не тонет, отскакивает.
Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:

Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!

Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму - и Барби будет подогревать воду для рыбок.

Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.

Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Барби-конструктор.

Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.

Летающая Барби. Барби-ангел, с крылышками. Барби-лебедь, Барби-стрекоза, Барби-парашютистка. Барби летает как белка-летун или как летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.

Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать.

Что дает сравнение с телевизором.

Пусть Барби каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.
Пусть Барби возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.

Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.

Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.

Предложения, развивающие метод.

Детям очень нравится, когда "в фокус" помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.
Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.

До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.

Лучшие выдумки надо похвалить.


34. Комбинация приемов.

"Высшим пилотажем" фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.

Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?

35. Красивые древние фантазии с превращениями.

В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.

Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.

У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.

Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном, она превращается (прорастает) в лавр.

Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей, листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.

На этом уроке мы «нарисуем» вот такую картину:

Для этого урока я взял вот такой рисунок:

А теперь я по порядку объясню ход урока.

Шаг 1. Для начала откройте рисунок в Adobe Photoshop.

Шаг 2. Теперь нам необходимо создать копию слоя. Для этого нажмите Ctrl+ J. У скопированного слоя режим смешивания поставьте на Darken (Тёмные):

Это нужно для того, чтобы выделить темные тона на скопированном слое. Изменений никаких не произошло, но в следующем фильтре это можно будет увидеть.

Шаг 3. Теперь давайте немного размоем первый слой. Сначала сделайте активным этот слой, а потом зайдите в меню Filter – Blur – Gaussian Blur (Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу). В открывшемся окне поставьте такие значения:

После всего проведённого у вас должно получиться вот такое изображение:

Как видите, на картинке размыто всё, кроме тёмных тонов. Именно для этого нам надо было изменить режим смешивания.

Шаг 4. Теперь продублируйте верхний слой, у которого мы изменяли режим смешивания. После этого зайдите в меню Filter – Artistic – Dry Brash (Фильтр – Художественный – Сухая кисть) и поставьте следующие значения:

У этого слоя поставьте режим смешивания на Color Dodge (Осветление):

Шаг 5. Теперь создайте новый слой, зайдя в меню Layer – New – Layer (Слой – Новый – Слой), или нажмите Ctrl+Shift+N.
Далее зайдите в меню Filter – Render – Clouds (Фильтр – Освещение – Облака). Появилось что-то похожее на облака. После этого придадим немного камуфляжа. Зайдите в меню Filter – Artistic – Sponge (Фильтр – Художественный – Губка) и поставьте там такие значения:

Но всего получившегося изображения нам не надо. Немного удалим содержимое. Для этого зайдите в меню Select – Color Range (Выделение – Цветовой диапазон). В открывшемся окне поставьте такие параметры:

У вас появится «разбросанное» выделение. Нажмите Ctrl+X или Delete.
Режим смешивания у этого слоя поставьте на Linear Dodge (Линейное осветление).

Если вам кажется, что пятен осталось слишком много, то возьмите инструмент Eraser (Ластик) и сотрите ненужные части. Примените к получившимся пятнам Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу (Filter – Blur – Gaussian Blur)

У вас должна получиться должна получиться вот такая картина:

На этом уроке многие из вас, наверное, окунулись в детство, которое было наполнено такими же сочными красками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: