Функции воображения и его развитие. В 1870-е годы наступает пора зрелости отечественного национального пейзажа. В это время работают такие его классики, как Алексей Кондратьевич Саврасов, Фёдор

В 1870-е годы наступает пора зрелости отечественного национального пейзажа. В это время работают такие его классики, как Алексей Кондратьевич Саврасов, Фёдор Александрович Васильев, Иван Иванович Шишкин, целый ряд менее крупных мастеров - М.К.Клодт, А.П.Боголюбов, Л.Л.Каменев и многие другие. Большинство из них связано с Товариществом передвижных художественных выставок.

Во второй половине XIX века продолжает существовать романтическая живопись в ее позднем варианте, тесно связанная с законами академического искусства. Самым ярким представителем этого направления был Максим Никифорович Воробьев, воспитавший целую плеяду русских пейзажистов. У него учились братья Г.Г. и И.Г. Чернецовы, И.К.Айвазовский, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбов и другие.

В Сафонкове Тверской губернии трудился А.Г.Венецианов, поднявший на немыслимую прежде высоту эстетические достоинства национальной природы. Неприметная, скромная природа среднерусской полосы впервые явилась в его произведениях (нередко соединявших бытовой и пейзажный жанры) тем любящим материнским лоном, в котором протекает жизнь человека. Внутренней основой творчества Венецианова всегда оставалась ясная и целомудренная чистота земли и связанного с землей человека - крестьянина. Это чувство "неприкосновенности" натуры он передал и своим ученикам, для которых ценность художественного воплощения увиденного никогда не превышала переживаемой ими ценности самого изображаемого предмета.

Самыми последовательными пейзажистами-романтиками были Михаил Иванович Лебедев и Сильвестр Феодосиевич Щедрин, уехавшие в качестве пенсионеров Академии художеств в Италию. Исполняя свои произведения с натуры, они передавали в них радостное единство воздуха, воды, земли, света и цвета. Щедрин первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоённая светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты.

С 1840-1850 годов живописцы начали все чаще обращаться к изображению реальной национальной природы, все пытливее старались постигнуть ее внешне не эффектное, но столь содержательное бытие.

При всем разнообразии в пейзаже того времени можно выделить две главные тенденции. Одна из них идет от искусства М.И.Лебедева и Сильв.Ф.Щедрина. Это линия эмоционального, сопереживающего отношения к природе. Наиболее ярко она воплощена в искусстве Васильева, работы которого обычно являются как бы драматической повестью о жизни природы, земли, о напряжении всех ее сил.

Другое направление пейзажной живописи, происходящее от повествовательно-конкретного искусства учеников Венецианова, отражено в творчестве таких художников, как, например, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, М.К.Клодт. Вдумчивый, серьезный и требовательный, Шишкин, казалось бы, целиком подчинялся натуре. Однако эта сознательная строгость и трезвость художественного метода помогла ему создать эпический и монументальный образ русского леса. Саврасов тоже был художником эпического склада. Но, чуткий и музыкальный, он и в природе находил стройную музыкальность.

Пейзаж последней четверти XIX века определяется многими течениями. В полотнах самого лиричного из русских пейзажистов И.И.Левитана картина природы заметно психологизируется, становится интимно близкой человеку, отражает его душевные переживания.

К последней трети XIX века русский пейзаж окончательно встал на путь пленэрной живописи. В.Д.Поленов, В.А.Серов, И.И.Левитан, К.А.Коровин и другие художники воплощали в своих произведениях всю многокрасочность и светоносность природной среды. При этом натура постигалась ими цельно, не расщепляясь на отдельные цветовые и световые эффекты, живописцы передавали не свои впечатления от реальности, а саму реальность.

На протяжении почти двухвекового развития отечественного пейзажа из картин русских мастеров никогда не исчезала одухотворенность действительности и одновременно острое чувство ее реальности.

Приверженность к конкретному видению природы, почтение перед значительностью ее бытия объединяет различных мастеров русского пейзажа на всех этапах его развития и является отличительным свойством их искусства.

2 Федоскинский пейзаж

Старинный народный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году. Искусство русских художников-миниатюристов формировалось под воздействием русской традиционной живописи XVIII-XIX веков и в то же время под влиянием декоративных народных традиций. Истоки федоскинского пейзажа, его образность, приёмы его художественной выразительности связаны с эпохой петровских и послепетровских преобразований и реформ. В последнем двадцатилетии XVIII и начале XIX века, сложились три главных направления в развитии русского пейзажа: парковый, видовой и городской.

Пейзаж всегда занимал в Федоскине более заметное место, чем портрет. Этому способствовала окружающая их природа. Первая половина XIX века было временем расцвета пейзажа в Федоскине. Тогда владельцами фабрики были Пётр Васильевич и Александр Петрович Лукутины. Они были промышленниками и любителями искусства.

Возможность соприкоснуться с лучшими работами русских и европейских мастеров позволяла достичь высокого умения в жанре пейзажа.

Некоторые федоскинские мастера учились в Строгановском училище. Благодаря этому была высока связь лукутинского производства и художественной жизни Москвы, с развитием пейзажа московской школы и с лучшими произведениями русских пейзажистов. Возможно, что в Федоскине ещё работали, привезённые в 1795г. в Россию Коробовым, брауншвейгские мастера, они знали тонкости выполнения пейзажей в миниатюре и русские мастера учились у них.

В начале развития промысла пейзаж в миниатюре существовал в двух основных видах: как самостоятельный жанр и как очень действенная, активная часть исторической композиции и миниатюрного портрета. Часто мастера переносили жанровые и бытовые сцены в пейзаж.

3 Городской, видовой, парковый федоскинский пейзаж

Художник-станковист конца XVIII века, основатель русского городского пейзажа Ф.Я. Алексеев прекрасно изображал Петербург, он оживил суховатую линейную манеру М.И. Махеева и художников его круга мастерской передачей светолинейной среды. М.Н. Воробьёв развил эти качества своего учителя. Таким образом, в России к середине XIX века сложилась первоклассная школа городского пейзажа со своей системой выразительных средств и своей поэтикой. И именно с этой школой, с её петербургскими традициями соприкоснулись лукутинские миниатюристы.

Расцвет классицистического петербургского пейзажа приходится на первую половину XIX века. Особое место среди миниатюр петербургского цикла занимают работы: «Дворец на Каменном острове», «Катание с ледяных гор в Петербурге» и «Вид Торговой набережной на Васильевском острове».

«Вид Торговой набережной на Васильевском острове». 1-я половин XIX века.

Вторая половина XIX века образ города решается по-иному, социально заострённо. Но и в это время лукутинские мастера пишут красивейшие виды столицы и её окрестностей. Примером служит прямоугольная шкатулка «Петергоф». Из недостатков в этой работе можно выделить изображение ели, оно очень упрощено, в сравнении с другими деревьями.

Также мастера писали города и страны, которые никогда не видели. Примером могут служить табакерки с видами Неаполя, Рима, Венеции. В табакерке с видом Венеции использован перламутр. Виды итальянских городов частая тема в XIX веке. Они писались с оригиналов русских и западноевропейских художников, но отличались самостоятельностью в композиционном и цветовом решении. Изменяли детали живописной композиции, тщательно отбирали их, меняли глубину пространственности пейзажа, часто к более звучному, декоративному решению колорита.

Мастера пишут городские улочки, центр Москвы, подмосковные усадьбы и дворцы.

Усадьба Лукутиных в Федоскине. Двусторонняя табакерка. Середина XIX века.

Влияние пейзажа заметно и в декоративном и орнаментальном оформлении изделий. Использовались такие приёмы как: «под черепашку», «скань», монотипия, применялся перламутр и сусально золото. Иногда мастера писали на целой перламутровой пластине, но чаще делали инкрустацию и совмещали её с письмом «по-плотному» и «по-сквозному».

Создавались всевозможные композиции от маленьких коробочек (чуть больше 4 см2) до больших пластин-панно (до 30-40 см в длину). Работы не просто копировались, много было в них самостоятельности художника: разный колорит, формат (копия большой работы на маленькое изделие). Копирование было очень творческим. Пейзаж всегда гармонично сливался с формой и размером изделия. Они несли сувенирную функцию.

Интерес к городскому пейзажу был характерен для второй половины XIX века. Особенно часто изображали Москву и её окрестности. Но изображения видов Москвы были, как правило, сухи и графичны. В них не было богатой живописности более ранних пейзажей. Также появилось разнообразие форм, на которых писалась миниатюра.

Кремль. Футляр для пасхального яйца. 2-я половина XIX века.

Именно видовой пейзаж уже в XVIII веке сыграл решающую роль в становлении пейзажной живописи в России.

В лукутинской миниатюре постепенно нарастает интерес к передаче через пейзаж человеческих эмоций, настроений, переживаний.

Изображая сельскую местность, мастера более всего передают настроение, эмоции. «Пейзаж с белым домом на берегу реки» - один из ярких примеров передачи состояния.

В пейзажах миниатюристов ощутимы следы созидательной жизни человека: корабли, сельские дома, людей, животных, живущих рядом с ними.

Интерес к этому виду пейзажа был до второй половины XIX века.

В конце XIX века была написана миниатюра «Вид усадьбы Марфино». Но в ней уже нет былой тонкой живописи, вместо неё появилась вычерченность архитектурных линий, сухость.

«Вид усадьбы Марфино». Конец XIX века.

Буря. Портсигар. Середина XIX века.

Также рядом с лукутинским пейзажем интенсивно развивался пейзаж в духе крестьянского примитива. Его происхождение связано с фабрикой Вишняковых. Продукция их фабрики ориентировалась, в основном, на крестьянского и небогатого городского покупателя.

Вишняковский пейзаж - это, как правило, одна или две избушки, речка с пологими берегами, тонкими деревцами, травой, клонящейся к воде. Часто изделия отделывались под малахит или бересту.

Сельский пейзаж. Чайница, Фабрика Вишнякова. Середина XIX века.

Пример паркового пейзажа, Н.И Подключников «Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда» 1839г.

«Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда» 1839г.

Лукутины понимали специфику производства и всячески способствовали улучшению качества изделий. Краска и материалы привозились из Москвы. Покупались оригиналы для художественных работ: английские и французские картины и гравюры. Также оригиналами служили работы самого хозяина.

На протяжении всего XVIII века процесс обучения художника строился на копировании подлинников и гравюр, в основном, фламандских и голландских художников.

Художники-миниатюристы опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских миниатюр-импровизаций.

Крышки табакерок и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Часто это были весьма "вольные" копии.

Федоскинские мастера копировали таких русских мастеров как: Саврасов Алексей Кондратьевич, Ендогуров, Иван Иванович и других мастеров-передвижников.

Характерны также приёмы письма маслом на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией и др.

Расписывают шкатулки по-разному; есть так называемое "плотное" письмо и "сквозное". В первом случае мазки плотно закрывают фон. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический серебряный или золотой порошок, листочки сусального золота, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Краски как бы вспыхивают изнутри цветными огоньками.

Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Заключение

Так к середине XIX века сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность. К тому времени изделия из Федоскина вышли на международный рынок, и с этих пор не было всемирной выставки, где бы Россия не демонстрировала "лукутинские" поделки - шкатулки, табакерки, чайницы, кошельки, броши, альбомы. При Петре Лукутине и его сыне Александре (1819-1888) лукутинские лаки завоевали широкое признание и известность. Усовершенствовался процесс лаковарения. Лаки Лукутина были высокого качества, исключительной прозрачности и прекрасно полировались. Это достигалось тем, что лаки проходили долголетний, в течении 7-8 лет, "отзор" на солнце. Полуфабрикат делался из тряпичного картона, что придавало ему еще большую прочность. Шарниры на изделиях золотились.

Список использованных источников

1) Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. - М.: Легкпромбытиздат, 1987. - 320с.: ил.

2) Сайт Живописные истории -https://www.teri-shop.narod.ru/sending98.htm.

3) Портал для творческих людей. Шедевры Омска - https://shedevrs.ru/o-iskusstve/278-istoriya-peizaga.html.

Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди такмного мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в негоне поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно вэто время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своемужеланию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфическихфункций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлятьдействительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решаязадачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в неговключена.Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворятьмногие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненноважная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлениипсихологии, как психоанализ.Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляциипознавательных процессов и состояний человека. С помощью искусносоздаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,посредством образов он получает возможность управлять восприятием,воспоминаниями, высказываниями.Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего планадействий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.Пятой функцией воображения является планирование и программированиедеятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процессареализации.С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическимисостояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известныфакты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путемчеловек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания,частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат воснове аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: