Лекция 1 История развития информатики
Оглавление
Литература
1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник под ред. В.В.Трофимова. – Москва «Высшее образование» 2007г.
2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: РАГС, 1996.
5. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник Черников Б.В.. – М.изд дом Форум 2008.
Раздел 1 | Основные понятия и определения информатики. | |
Лекция 1 | История развития информатики…………………………………………….. | |
Лекция 2 | Информатика как наука……………………………………………………… | |
Раздел 2 | Информационные ресурсы и информатизация общества. ……………. | |
Лекция 3 | Информатизация общества ………………………………………………….. | |
Раздел 3 | Информация, её виды и свойства……..…………………………………. | |
Лекция 4 | Информация, её виды и свойства, способы измерения………………….. | |
Лекция 5 | Экономическая информация: особенности, виды, структура …………….. | |
Раздел 4 | Системы счисления. Кодирование информации………………………. | |
Лекция 6. | Системы счисления………………………………………………………….. | |
Раздел 5 | Логические основы информатики………………………………………... | |
Лекция 7 | Логические основы информатики…………………………………………... | |
Раздел 6 | Элементы теории графов…………………………………………………. | |
Лекция 8 | Элементы теории графов.…………………………………………………… | |
Раздел 7 | Начала алгоритмизации. ………………………………………………….. | |
Лекция 9 | Алгоритм и его свойства…………………………………………………… | |
Раздел 8 | Основы вычислительной техники……………………………………….. | |
Лекция 10 | Основы вычислительной техники…………………………………………... | |
Раздел 9 | Программное обеспечение………………………………………………….. | |
Лекция 11 | Программное обеспечение. ………………………………………………….. | |
Лекция 12 | Компьютерные вирусы. ……………………………………………………… | |
Лекция 13 | Обзор прикладных программ………………………………………………... | |
Раздел 10 | Компьютерные сети и телекоммуникации……………………………... | |
Лекция 14 | Компьютерные сети………………………………………………………….. | |
Лекция 15 | Топология вычислительной сети……………………………………………. | |
Список рекомендованной литературы …………………………………………………….. |
Информатика как наука стала развиваться с середины нашего столетия, что связано с появлением ЭВМ и начинающейся компьютерной революцией.
|
|
Появление вычислительных машин в 50-е годы создало для информатики необходимую ей аппаратную поддержку. Всю историю информатики принято разбивать на два больших этапа: предыстория и история.
|
|
Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из этих этапов характеризуется по сравнению с предыдущим резким возрастанием возможностей хранения, передачи и обработки информации.
Начальный этап предыстории — освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стал специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Второй этап — возникновение письменности. Прежде всего резко возросли (по сравнению с предыдущим этапом) возможности по хранению информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство для передачи информации. Кроме того, возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук (вспомним Древнюю Грецию, например). С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия натуральное число. Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.
Третий этап — книгопечатание. Книгопечатание можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим этот этап не столько увеличил возможности по хранению (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник — часто один-единственный экземпляр, печатная книга — целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении (вспомним «Слово о полку Игореве»)), сколько повысил доступность информации и точность ее воспроизведения.
Четвертый и последний этап предыстории связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся в то время научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, к которым по завершению этапа добавилось и телевидение. Кроме средств связи появились новые возможности по получению и хранению информации — фотография и кино. К ним также очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).