double arrow

Лессинг


Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — один из крупнейших мыслителей европейского Просвещения, самый последовательный и решительный из немецких просветителей. Лессинг известен прежде всего как выдающийся теоретик Просвещения. Главную свою задачу он видел в том, чтобы вывести немецкую литературу из узкого придворно-лакейского мирка, избавить ее от рабской подражательности всему иностранному.

Знаменитый трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766) создавался в бреславльские годы жизни Лессинга. В его основе лежит выяснение различий между пластическими искусствами (живопись, скульптура) и поэзией. Лессинг подчеркивает способность поэзии наиболее глубоко и всесторонне охватить действительность, раскрыть внутренний мир человека. Живописец же ограничен одним моментом времени, поэтому выбирает особенно плодотворную точку зрения, которая «оставляет свободное поле воображению». Трактат Лессинга нанес сокрушительный удар описательному, созерцательному идеалу классицизма и заложил основы реалистической эстетики. Развернутую теорию просветительского реализма Лессинг дал в «Гамбургской драматургии» (1767- 1768), которая возникла из серии статей, написанных в годы пребывания в Гамбурге (новый Немецкий национальный театр пригласил Лессинга на должность заведующего литературной частью). Видя в искусстве отражение действительности, автор отвергает нежизненность театра классицизма.

В своем учении о трагедии Лессинг настаивал на мысли, что она должна изображать не эстетически прекрасную действительность, но диссонансы жизни, которые являются проявлением ее внутренней гармонии. Его теория «трагической вины» выражала мысль о том, что характер трагического героя должен быть связан с его несчастливой участью. Несчастье героя не только случайность, но и закономерное проявление естественных причин. Герой и виновен и невиновен в своей судьбе, он навлекает несчастье собственной слабостью: повинуется естественным дозволенным влечениям (тут он невиновен), но эти стремления могут развиться до степени, когда превышается закон и принятые нормы (тогда он виновен). Таким образом, несчастье героя заслужено не только им самим, но имеет объективные причины.

Драматургия Лессинга является подтверждением его теоретических взглядов.

Вершиной драматургии Лессинга по праву считается самая острая и смелая его пьеса «Эмилия Галотти» (1772). В ней конфликт свободной личности и феодального общества принял трагический характер. Смерть Эмилии воспринималась как протест против феодально-деспотического мира.

Трагедия отличается глубиной и убедительностью образов. Психологически сложен прежде всего образ самой Эмилии. Лессинг рисует ее чистой, самоотверженной и в то же время наделяет внутренней слабостью, неуверенностью в себе. Больше смерти Эмилия боится соблазна: «Соблазн — вот настоящее насилие!» Типическим является образ фаворита Маринелли, готового на любую подлость в своем стремлении угодить принцу. Убедителен и характер графини Орсины, которую уязвленная женская гордость делает обличительницей гнусностей и разврата, царящих при дворе.

Бесспорной удачей Лессинга явился образ принца. Драматург намеренно изобразил его обычным человеком, а не исчадьем ада.

«Воспитание рода человеческого» — сто тезисов о нравственном прогрессе человечества. История представляется писателю как процесс интеллектуального и морального совершенствования. В жизни человечества, как и отдельного человека, есть свое детство, юность и зрелость.

«Натан Мудрый» — последняя великая драма Лессинга, исполненная подлинно просветительского гуманистического пафоса. Драматург использовал в ней тот способ типизации, когда каждый образ становится воплощением определенной идеи. Герой пьесы еврей Натан — олицетворение мудрости, благородства, ясности ума, человечности, которую не могут уничтожить никакие гонения и потрясения. Его вера в человека выше любых религиозных и национальных предрассудков: в человеке ему дорог прежде всего человек. Натану противостоит фанатичный патриарх иерусалимский, возводящий принципы христианства в человеконенавистническую доктрину. В этом образе Лессинг выразил свою страстную ненависть к клерикалам, ко всякого рода религиозной нетерпимости.


Сейчас читают про: