double arrow

Драматургия Шиллера


Поэзия Шиллера

B области литературного языка молодой Шиллер стремился к точному воспроизведению в поэзии языка народа с сохранением индивидуальных, диалектологических и профессиональных особенностей речи.

Понятие «идеализации» в поэзии сложилось у Шиллера в конце 80-х начале 90-х годов XVIII века в результате критического пересмотра собственных юношеских произведений и сочинений других поэтов движения «бури и натиска». В своей ранней лирике, в драме «Разбойники» и других произведениях молодой поэт следовал литературным принципам движения «бури и натиска», представители которого в создании художественных образов, в композиции произведения, и отборе и оформлении языкового материала отвергали какие бы ТО ии было правила и ограничения и стремились к полной свободе, переходившей подчас в крайний субъективизм.

Заслуги Шиллера в развитии общенационального немецкого литературного языка исключительно велики.

Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период.

Особенно следует указать на четкость, с какой Шиллер выражает идейные стремления своих героев. Его язык отличается динамикой, энергией, страстностью, лирической проникновенностью. Шиллер был замечательным мастером в выражении духовной жизни человека, его мыслей, чувств, стремлений. Поэтическая речь Шиллера характеризуется огромным волевым напором, стремлением претворить слово в действие. Эти черты языка великого художника сказались как в его поэзии, так в особенности в драме, где речи действующих лиц отражают все богатство языковых средств, которыми владел поэт.




1797 г. вошел в историю литературы как «балладный год» в творчестве обоих поэтов. Именно в этом году Шиллер написал большинство знаменитых баллад, мастерски переведенных на русский язык В. А. Жуковским: «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург» и др. Шиллер обновляет жанр баллады, добиваясь необычайной яркости и пластичности в воссоздании исторической обстановки, достигая высокого психологизма в изображении характеров. В балладах в полной мере сказалось и мастерство драматурга: в основе каждой из них лежит острый драматический конфликт. Созданные на материале античных и средневековых легенд, баллады отличаются притчевым характером. Их главная проблематика — нравственная, философская, эстетическая. Так, знаменитые «Ивиковы журавли» утверждали бессмертие и великую нравственную силу искусства, заставляющего трепетать убийц.

Свободолюбивый дух Шиллера сформировался в условиях поразительной общественной и личной несвободы, вопреки пытавшейся сломить его судьбе.



Талант Шиллера удивительно многообразен. За свою сорокапятилетнюю жизнь он проявил себя как выдающийся поэт, драматург, прозаик, историк, философ. Ярким образцом штюрмерской драматургии стали его «Разбойники». Пьеса построена в духе эстетики «Бури и натиска», на резких контрастах, проявившихся и в основных конфликтах, и в образной системе, и в самой речи персонажей. Главный конфликт «Разбойников» — конфликт между смелой, свободолюбивой личностью и трусливым, отравленным духом подлости и торгашества обществом. Карл Моор — типичный штюрмерский герой, «бурный гений», одиночка, решившийся на бунт против всего общества. С гневом клеймит он свой постыдный век: «Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, способный только пережевывать подвиги былых времен» (перевод Н. Man). Став разбойником, Карл Моор борется против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость. Его идеал — республиканские Греция и Рим, исполненные гражданской доблести герои Плутарха.

Основной конфликт имел социальный характер, но в силу условий Германии Шиллер не мог показать реальные столкновения своего героя с сильными мира сего (зритель лишь узнает о них из речей Карла и других персонажей). Поэтому движущей пружиной действия становится конфликт между двумя братьями — конфликт личный, но имеющий глубокий общественный и философский смысл. Образы Карла и Франца контрастно противопоставлены. Если Карл воплощает в себе лучшее, смелое, вольнолюбивое начало, которое сохранилось еще в филистерской Германии, то Франц является примером уродств старой, отжившей Германии. В духе художественных устремлений «бурных гениев» выдержан и язык «Разбойников»: эмоционально перенасыщенный, страстный, содержащий множество восклицаний, он контрастно сочетал высокую патетику и разговорный стиль, даже просторечие.



Республиканские настроения отразились и в следующей драме Шиллера — «Заговор Фиеско в Генуе» (1782). Но подлинной вершиной штюрмерского периода его творчества по праву считается «Коварство и любовь» (1783). Это — трагедия социальная, политическая, хотя главной в ней является любовная интрига.

Пьеса построена на столкновении двух миров: феодального, деспотического, мира лжи и коварства — и третьесословного, мира простых и честных людей, мира любви. Первый из них представляет не появляющийся на сцене, но незримо присутствующий герцог, жестокий и властный президент фон Вальтер, сплетник и болтун фельдмаршал фон Кальб, личный секретарь президента, угодливый и пресмыкающийся Вурм. В противоположном лагере — семья скромного учителя музыки Миллера, исполненные чувства высокого человеческого достоинства отец и дочь, а также сын президента Фердинанд, человек передовых убеждений, питающий отвращение к аристократической среде.

Пьеса написана в соответствии со строгими законами драматургического искусства.

«Дон Карлос» (1787) —первая историческая драма Шиллера, ставшая переходной от штюрмерского к новому этапу творчества. Новые идеи сказались уже в самой форме пьесы: на смену экспрессивной, подчас грубоватой прозе приходит классическиясный стих. Действие происходит в Испании начала XVIТ в., предстающей как зловещий символ всего феодального мира. Дон Карлос, сын жестокого и властного Филиппа II, решает стать на сторону восставших Нидерландов. Кроме того, Дон Карлос — соперник Филиппа в любви: он любит королеву Елизавету, ранее предназначавшуюся ему в жены. Король подозревает жену и сына в измене.

Сложен и неоднозначен образ Филиппа. Он не является абстрактным воплощением зла, способен по достоинству оценить высокие моральные качества маркиза Позы. Шиллер изображает деспотизм не как власть одного человека, но как многовековой сложный механизм подавления свободы человеческой личности. Именно поэтому в финале пьесы появляется одна из ключевых ее фигур — Великий Инквизитор, перед которым король вынужден держать ответ за то, что поддался речам Позы, «возжаждал человека».

К середине 80-х гг. Шиллер отказывается от принципов «Бури и натиска».

После десятилетнего перерыва Шиллер вновь обратился к драматургии. Он начал работу над давно задуманной трилогией о Валленштейне, полководце Тридцатилетней войны. Ее отличают грандиозность замысла, масштабность событий, острота исторических конфликтов.

В трилогии важна не только историческая, но и нравственная проблематика. Поэтому большое значение в ней приобрел вымышленный образ Макса Пикколомини.

Перу Шиллера принадлежат также драмы, в которых исследование законов человеческого сердца сочетается с глубоким знанием эпохи,— «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Мессинская невеста» (1803). В трагедии «Мария Стюарт» драматург не стремится воссоздать достоверно точные образы двух королев — Марии Стюарт и Елизаветы I.

Его волнуют прежде всего характеры, а не политические концепции.

Последняя законченная пьеса Шиллера — «Вильгельм Телль» (1804), подлинно историческая драма, посвященная швейцарскому народному восстанию против австрийского ига в начале XIII в.

Творчество Шиллера оказало огромное воздействие на развитие мировой культуры, в том числе и русской.

31. И.-В. Гёте

Творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) вершина не только немецкого, но и европейского Просвещения, оно подытоживает все созданное веком Разума и выходит навстречу искусству будущего. Гёте — художник необычайной творческой мощи и универсализма: лирик, наделенный «всеми мелодиями души» (Бехер), романист, новеллист, драматург. Кроме того, он — критик и эстетик, философ и естествоиспытатель, чьи изыскания и сегодня сохраняют свое значение.

Сложен и не поддается однозначному определению творческий метод Гёте: в его творчестве есть черты барокко и рококо, сентиментализма и классицизма, просветительского реализма и даже романтизма. Все это позволяет определить метод Гёте как своеобразный художественный универсализм. Чрезвычайно сложен и творческий путь великого поэта: на каждом новом витке своего истинно диалектического развития он отрицает самого себя и возрождается в новом качестве. И все же этот путь можно условно разделить на два неравных во временном отношении периода — до 1775 г. (год переезда в Веймар) и после. Первый из них связан с движением «Бури и натиска», второй — с «веймарским классицизмом».

Гёте родился во Франкфурте-на-Майне в знатной бюргерской семье, получил разностороннее домашнее образование. Начало его литературной деятельности связано с годами учения в Лейпцигском университете (1765—1768). Произведения этих лет (пьесы «Капризы влюбленного», «Совиновники», анакреонтические стихотворения) написаны в традициях искусства рококо.

Встреча с Гердером в Страсбурге (после болезни писатель возобновляет учебу уже в Страсбургском университете) стала поворотным моментом в творческой эволюции Гёте. В лирике молодого Гёте переплетаются две тенденции — начатая им самим традиция интимного лирического стихотворения, близкого по своему строю к народной песне, и традиция философского гимна, идущая от Клопштока.

Но и в простоте песенной формы, и в сложнейшем рисунке философского гимна его лирический герой представал «бурным гением», наделенным страстной, активной жаждой жизни и творчества. Цикл «Зезенгеймские песни» (1770—1771), ставший одной из вершин немецкой поэзии, навеян любовью молодого Гёте к юной Фридерике Брион. Штюрмерская лирика Гёте при всей ее перенасыщенности эмоциями несет в себе глубокую философскую мысль. В ней своеобразно преломляется спинозизм раннего Гёте, раскрывается идея полного слияния человека с обожествленной природой («Ганимед»).

Многие стихотворения этого периода написаны в жанре философского гимна, для которого характерны нерифмованный свободный стих, сложная ритмическая и синтаксическая структура стиха. Философский гимн «Прометей», отмеченный богоборческим пафосом, страстной верой в человека, стал одним из самых ярких поэтических манифестов движения «Бури и натиска». Творческая мощь Прометея, его дерзкий порыв отзовутся затем годы спустя в беспокойном духе гётевского Фауста.

Подлинной вершиной штюрмерского творчества Гёте стал роман «Страдания юного Вертера» — одно из самых ярких произведений европейского сентиментализма. Этот роман был особенно дорог Гёте, ибо в нем непосредственно отразились его личные чувства и переживания. В сюжетной канве «Вертера» соединились история любви Гёте к Шарлотте фон Буфф и история чиновника Иерузалема, полюбившего замужнюю женщину и покончившего с собой.

Как художник он переживает творческий кризис. В первое веймарское десятилетие им созданы немногочисленные поэтические произведения, ставшие шедеврами мировой литературы: «Ночная песня путника» (первая и вторая), «Ильменау», баллада «Лесной царь»

В 1786 г. Гёте решается на побег: 3 сентября он уезжает в Италию, благословенную родину гуманистов, страну, сам воздух которой, казалось, пропитан искусством. Его отъезд был продиктован отчаянным стремлением выйти из творческого тупика.

В Италии созданы «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». Эти произведения свидетельствовали о новых эстетических позициях, которые легли в основу «веймарского классицизма». В Италии Гёте заново открывает для себя античное искусство, его «благородную простоту и спокойное величие» (эти слова становятся творческим девизом поэта).

Переходным произведением от штюрмерского к новому этапу творчества стала трагедия «Эгмонт» (1787), начатая еще до переезда в Веймар. Главная тема пьесы — борьба за свободу против деспотизма (историческим материалом для поэта послужила борьба нидерландского народа против испанского владычества).

Гёте вернулся в Веймар в 1788 г. Стремясь сохранить свою творческую свободу, поэт отказывается от всякой административной деятельности. В наибольшей степени жизнерадостное мироощущение Гёте классического периода отразилось в цикле «Римские элегии» (1788), который явился непосредственным итогом путешествия в Италию.

Противоречивое отношение поэта к революции отразилось в «Венецианских эпиграммах» (1794), в поэме «Герман и Доротея» (1797).

Важной вехой в творческой эволюции Гёте стал 1794 г. Дружба с Шиллером дала поэту новый творческий импульс. Он создает воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), где показано становление личности, попытка человека вырваться из оков убожества.

«Годы учения Вильгельма Мейстера» свидетельствовали о том, что в творчестве Гёте наступил новый, важнейший этап синтеза достигнутого, этап универсализма.

Наиболее полное воплощение новый идеал поэта найдет в «Фаусте», но пройдут еще долгие годы, прежде чем Гёте завершит свое великое творение. За это время на литературной арене окончательно утвердится романтизм. Отношение Гёте к нему сложно. В то время как романтики изображали раздвоенность, смятенность человека, Гёте был верен гармонически цельному идеалу

. Одним из шедевров поздней лирики Гёте стала «Трилогия страсти» (1823) — последний страстный взлет чувств. Центральное стихотворение трилогии («Мариенбадская элегия») посвящено последней любви поэта — девятнадцатилетней Ульрике фон Левецов. В поздних философских стихотворениях многообразно выражена излюбленная мысль поэта о глубокой, органической связи всего сущего, природы и человека.







Сейчас читают про: