Турбо Паскаль. Алфавит и синтаксис. Структура программы. Типы данных

Современный алгоритмический язык Турбо Паскаль является структурированным языком высокого уровня и позволяет составлять программы любого назначения и размера.

Алфавит языка представляет собой набор символов клавиатуры, воспринимаемых компилятором и разрешённых к использованию. В него входят следующие элементы:

- буквы латинского алфавита (прописные и строчные – по 26);

- цифры от 0 до 9;

- символ подчёркивания _;

Эти элементы используются для написания идентификаторов – имён констант, переменных, типов, процедур, функций, модулей и меток. Имя идентификатора всегда должно начинаться с буквы. Строчные и прописные буквы воспринимаются одинаково. Пробел обозначает пропуск позиции и также отделяет зарезервированные (служебные) слова от идентификаторов. В именах использование пробела недопустимо.

Для обозначения арифметических и логических операций используются символы

+, -, *, /, =, >, < (умножение и деление в одну строку)

Для изменения порядка действий и других целей используются разделители и скобки

.,:; ^, @, $, #, (), [ ], {},

причём информация в фигурных скобках является комментарием и не участвует в работе программы.

Для выполнения ряда процедур используются составные символы, воспринимаемые как единый символ (пробелы между элементами таких символов запрещены):

- присвоить:=

- больше или равно >=

- меньше или равно <=

- не равно <>

- диапазон (ДВЕ точки).. в квадратныхскобках [0..10]

В языке Турбо Паскаль используется большое количество зарезервированных слов. Эти слова имеют строго определённый смысл и определённое назначение в любом разделе программы. Они являются терминами программы и не могут быть использованы в качестве идентификаторов.

Основные зарезервированные слова следующие:

absolute абсолютное значение not нет

and и of чего

array массив or или

begin начать case в случае

const константа procedure процедура

do исполнить program программа

downto к меньшему record запись

else в другом случае repeat повторить

end конец string строка

file файл then тогда

for для to к

function функция type тип

goto идти к until до

if если uses использовать

in в var переменная

while пока

label метка with с

Кроме этих служебных слов существует множество идентификаторов процедур и функций, записанных в стандартных библиотечных модулях. Они также не могут использоваться для обозначения элементов программы.

К элементарным конструкциям языка относятся константы и переменные.

Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в описательной части программы и далее не изменяются. В зависимости от значения они могут быть арифметическими, символьными, строковыми и типа «множество». В описании констант могут использоваться операции и стандартные функции. Символ описания – знак равенства (=).

Переменные – это элементы данных, значения которых могут изменяться при работе программы. Они отождествляются с ячейками оперативной памяти и вводятся в программу для хранения данных и результатов. Переменная и её тип определяется идентификатором в описательной части программы, причём тип записывается через символ «двоеточие» (:).

Программа – это алгоритм, записанный средствами языка, и имеющий строго определённую структуру.

Первый раздел структурыпрограммызаголовок, начинающийся служебным словом program, после которого записывается имя программы (не более восьми символов). Желательно, чтобы имя было значащим и отражало назначение программы. В конце заголовка, как и после каждой строки программы, ставится символ «точка с запятой» (;).

Вторымразделом структуры программы является раздел описаний. В него входят названия стандартных библиотечных модулей, а также описания данных, участвующих в работе программы: их идентификаторы, типы, диапазоны. Всего используется до семи разделов описаний.

Описание модулей производится в разделе Uses. Каждый модуль имеет своё имя и включается в раздел, если предусматривается его использование в данной программе. К основным модулям относятся:

System – основная библиотека, подключаемая к любой программе, так что её можно не указывать в описании. В модуле определён ряд типизированных констант и переменных, а также более 100 процедур и функций, в частности, ввод и вывод данных, арифметические операции и др.

Crt – процедуры и функции для работы с экраном.

Dos – процедуры и функции для работы в ОС DOS.

Printer – связь программ с печатающим устройством.

Graph – управляет графическими режимами мониторов.

Label – описание меток, с помощью которых можно осуществить прямой

переход из любого места программы к описанной метке.

Const – идентификаторы констант и указатели их значений.

Var – идентификаторы и типы переменных.

Procedur – описание дополнительных процедур, отсутствующих в

стандартных библиотеках программного обеспечения.

Function - описание дополнительных функций. Процедуры и функции

имеют имена для обращения, запись о типе функции и

последовательность операторов, заключённых в

операторные скобки begin – end.

Третий раздел структуры программы содержит собственно операторы программы (текст). Текст программы – это алгоритм решения, записанный на выбранном алгоритмическом языке. Раздел начинается со слова BEGIN и заканчивается словом END, после которого ставится точка, как символ конца программы. Служебные слова Begin и End являются операторными скобками и могут также применяться для выделения текстов подпрограмм (процедур) и функций внутри основной программы. Тогда после End ставится точка с запятой. Количество слов «начало» и «конец» в программе должно быть одинаковым.

Типы всех данных,обрабатываемых программой, должны быть заранее установлены и описаны в разделе описаний. Тип данных определяет множество значений, которые может принимать каждый объект программы, и совокупность операций, допустимых при обработке этих значений. В языке ТП имеется множество стандартных типов данных, но можно создавать новые, объявляя их в разделе описаний Type.

Стандартные типы данных объявляются в разделе Var с помощью служебных слов и делятся на две группы: простые (скалярные) и составные (структурированные). К простым типам относятся следующие:

-числовой

-логический

-символьный

- адресный

-перечисляемый

-ограниченный (диапазон).

Рассмотрим наиболее часто применяющиеся типы.

Числовой тип включает целые и вещественные числа, имеющие имя идиапазон.

Целые числа

Наиболее употребительными являются целые числа типа INTEGER, называемое ЦЕЛОЕ СО ЗНАКОМ и находящееся в пределах +_ 32767.

Кроме него употребляются:

BYTE - короткое целое без знака (0..255)

SHORTINT - короткое целое со знаком (-128..127)

WORD - целое без знака ((0..65531)

LONGINT - длинное целое со знаком (+- 214748 3648).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow