double arrow

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повести «Поединок» или «Гранатовый браслет»


С 1904 года в издательстве «Знание» много печатается Куприн. Выходит сборник купринских рассказов. Первые творческие успехи, громкая заслуженная слава. Его проза приобретает новые черты и широкий диапазон обобщения. С одной стороны, рассказы 900-ых годов продолжают намеченные линии. Краткость и бессмысленность пребывания в мире человека. Конечность существования, смертность человека: на покое, в цирке. Переходные моменты в жизни исследует: болото, корь. Жанр рассказа не позволяет передать всё и он работает над большой повестью «Поединок».

«Поединок» тематически продолжает рассказы об армии. Но острота и глубина осмысления. От солдат (подробно) и череда офицеров и командир полка. Живописно, образно. Духовное развитие происходит интенсивно. За кроткий период происходит прозрение. Байронический, демонический, лермонотовский, жалок и смешон. Контраст между тем, что думает и что из себя представляет. Подпоручик Ромашов. Духовная революция: одержим мечтами, планами. Затем – погружение в рутину, пошлость (в провинции), подвержен порокам. В конце концов переломный момент – встреча с Хлебниковым, душевный переворот, у человека открываются глаза на проблемы реальные, а не на мнимые. Само название – многопланое: раельный поединок между ромашов и николаевым. Поединок с самим собой ромашова. С теми всеми плохими качествами, негативными. Поединок ромашова с обществом, с военной средой. Некрасивое, безобразное. Многозначный заголовок.

Ещё одна тема: взаимоотношения человека, искусства и действительности. Рассказ Гамбринус. Короткое повествование, но найдены художественные принципы для большой, многонаселённой картины. Гамбринус – кабачок. Много народу проходит перед читателем. Пёстрая и разномастная: рыбаки, лодочники, водолазы, контрабандисты, юнги, матросы разных наций, воры, машинисты, грузчики.

Временные границы рассказа раздвинуты на несколько десятилетий м включают серьёзные вхи – англо-бкрская, русс-яп, револ 19005 года. Широкая историческая. Крупный пласт жизни через призму: песен и танцы талантливого скрипача-самоучки Саша. Все настроения через музыку. Героическая пьеса: (что звучит) Как музыка отражает настроения?

Люди в едином порыве испытывают единение, английская свобода. Потом, после этого душевного подъёма, время погромов, реакции. Как меняются люди, которые пели и плясали вместе, дух парит, теперь те же самые люди шли убивать (еврейские погромы). Сашку калечат. Его талант пробуждает угасшие было добрые чувства. «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит, всё победит». Исследование подсознательной стороны. В каждом человеке живёт…»

Гранатовый браслет 1911 о любви бедного чиновника к княгине.

Октябрьскую революцию не принял. В 14 году – призван в армию, перв мир война. Борьба с всегда ненавистным германским милитаризмом. Позитивно воспринял войну. Победа обеспечит «отдых». Здесь сказалась мечта писателя о преодолении одного из зол мира.

После октябрьской революции попомгает сперва. К самому факту отнёсся отрицательно. Теоритически признал правильным, но считал, что рев. Произошла преждевременно. К. пугала разрушительная стихия классовой борьбы.

Осенью 19 года редактиоровал газету штаба Юденича и после отступления войск Купр уезжает в Эстониию, потом…. Сотрудничает в эмигр. Прессе. С обосновывается в Париже. Выдающихся произв не создаёт. Незадолго до смерти возвращается в СССр, испытывал ностальгию п родине, стремился попасть. То, что увидел не порадоволо его. Усугубило его болезненное состояние.

Гранатовый браслет

на протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику. Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений — «Гранатовый браслет» (1911).

Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа — прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» — поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,— такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты — прослушать ее завещал Желтков — Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений Веры Шейной. Впечатление это создается будто объективированным описа нием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями.

«Отвратительные погоды» приносят холод, ураганный ветер, а затем приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И спокойная радость Веры не менее быстротечна. «Бесконечность и величие морского простора», притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных.

Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он развлекает собравшихся... Неторопливое повествование часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом сидят тринадцать человек — несчастливое число. В разгар карточной игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами — пятью «густо-красными живыми огнями». «Точно кровь»,— думает Вера «с неожиданной тревогой». Исподволь готовит автор к главной теме рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.


Сейчас читают про: