Пути оздоровления и исцеления в аюрведе

С точки зрения Аюрведы, главная цель профилактики и лечения болезней заключается в восстановлении физиологического ба­ланса организма, что соответствует восстановлению равнове­сия дош. Это положение распространяется на четыре главные облас­ти — сознание, тело, поведение и окружающую среду.

1 Панчакарма — очищение тела. Это процедуры, направленные на очищение организма от вредных веществ. Панчакарма имеет следующие стадии:

• масляная — прием утром топленого масла для смягчения дош;

• прием слабительного для очищения кишечника;

• массаж тела с помощью кунжутного или других масел и трав для удаления излишка дош и направления их к выводящим органам;

• потовыделение за счет воздействия на тело пара из отвара трав;

• клизмы —для выведения высвобожденных дош

• вдыхание лечебных масел или настойки из трав через нос.

2 Ароматическая терапия — восстановление равновесия дош подходящими ароматами

3 Гандхарва — мелодии, которые уравновешивают организм за счет воздействия на доши

4 Расаяны — растительные и другие средства для оздоровления и долголетия

5 Питание. Особое место среди путей оздоровления и исцеления занимает питание — уравновешенное, направленное на успокоение дош (все продукты классифицируют по их влиянию на доши), саттвическое, с учетом циклов дня и сезонов года и т. д. Аюрведическое питание по­дробно рассмотрено в последующих разделах. Отметим, что в учении Махариши Аюрведы, в отличие от учения йогов, питание является не только обязательным фоном для других приемов оздоров­ления, но имеет самостоятельное и очень важное значение.

Наконец, среди путей оздоровления и исцеления Аюрведа уделя­ет внимание условиям и образу жизни: поведению, отношению к лю­дям, режиму дня, сну, отказу от алкоголя и курения и т. д.

Согласно Аюрведе, когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, они передают дошам огромную информацию. Эта информа­ция:

Вата: уравновешенная — сладкое, кислое, соленое; тяжелое, жир­ное, горячее; обостренная — острое, горькое, вяжущее; легкое, сухое, холодное.

Питта: уравновешенная — сладкое, горькое, вяжущее; холодное, тяжелое, сухое; обостренная — острое, кислое, соленое; горячее, лег­кое, жирное.

Капха: уравновешенная — острое, горькое, вяжущее; легкое, су­хое, горячее; обостренная — сладкое, кислое, соленое; тяжелое, жир­ное, холодное.

Примеры продуктов, соответствующих шести Гунам

1) тяжелая — пшеница, говядина, сыр;

2) легкая — ячмень, куриное мясо, снятое молоко;

3) жирная — цельное молоко, соевые бобы, кокосовые орехи;

4) сухая — мед, чечевица, капуста;

5) горячая — перец, мед, куриные яйца;

6) холодная — мята, сахар, цельное молоко.

Причины отнесения тех или иных продуктов к соответствующим гунам в Аюрведе не объясняются.

Тексты Аюрведы имеют длинные перечни пищи, которая класси­фицируется по расам и гунам, но эти знания, как гласит Аюрведа, уже заключены в человеке. Например, пристрастие человека типа Капха к зеленым салатам показывает, что эта доша находится в равновесии — зелень имеет горький и вяжущий вкусы, полезные Капхе. Напротив, если человек типа Капха имеет пристрастие исключительно к жаре­ному картофелю (соленый вкус), сыру (кислый) и мороженому (слад­кий), это значит, что его инстинкты, как и Капха доша, вышли из рав­новесия. Как указано выше, соленый, кислый и сладкий вкусы характерны для обостренной Капхи. В данном случае необходимо от­казаться от некоторых пристрастий и начать есть пищу, содержащую все шесть вкусов. Это послужит началом для возвращения доши в рав­новесие и восстановления утраченных инстинктов. В дальнейшем че­ловек типа Капха может есть в небольшом количестве жареный кар­тофель или мороженое, но большее удовольствие он будет получать от зеленых салатов, удовлетворяющих его дошу.

6 вкусов Вопрос о вкусах (расах) требует особого рассмотрения, ибо в них заложена первичная информация о пище. По Аюрведе, каждый из шести вкусов непосредственно общается с телом и несет в себе особый сигнал. Язык узнает их, благодаря инстинктам. Вкус вы­зывает цепочку реакций, тянущихся от рта до всех клеток тела. В пище должны содержаться все вкусы — «возбуждающие» тело (горький и вяжущий) и «успокаивающие» его (главным,образом сладкий). Для активизации пищеварения иногда необходимы «горячие» вкусы — ос­трый, кислый и соленый, а для замедления пищеварения — «холод­ные» вкусы — горький, вяжущий и сладкий. Каждый продукт и пища в целом обладают собственным вкусо­вым спектром. Сахар, уксус и соль имеют единственный вкус, но у подавляющего большинства продуктов их два или больше: лимон — кислый, сладкий и горький, сыр — сладкий и кислый, морковь — слад­кая, горькая и вяжущая. Молоко считается «полной» пищей, так как в нем присутствуют все шесть вкусов, хотя с преобладанием сладкого. Поэтому молоко рекомендуется пить отдельно от других продуктов или сочетать только со сладкой пищей — фруктовой, мучной, а также с сахаром. Пользуясь вкусовым спектром, можно описать любую пищу с точ­ки зрения увеличения или уменьшения дош. Так как все три доши вза­имосвязаны, возрастание одной из них имеет принципиальное значе­ние. Поэтому Аюрведа описывает каждый вид пищи исходя из его воздействия на ту или иную дошу. Например, капуста увеличивает Вату, морковь — Питту, все виды масла — Капху. Ниже представлена характеристика шести вкусов (рас).

Сладкий вкус. Сладкий вкус увеличивает Капху и уменьшает Вату и Питту. При­меры сладкой пищи: сахар, мед, рис, молоко, сливки, масло, пшенич­ный хлеб. Фрукты главным образом сладкие и вяжущие, однако в цит­русовых присутствует и кислый вкус. Овощи главным образом сладкие, но овощи с зелеными листьями имеют еще и горький вкус. Молочные продукты в основном сладкие, но кефир и сыр обладают кислым и острым вкусами. Мясо по преимуществу сладкое и вяжу­щее, как и бобовые. Семена и орехи — сладкие. В целом любая пита­тельная и приносящая удовольствие пища включает в себя, как пра­вило, сладкий компонент. Сладкий вкус сильно увеличивает Капху, и любая сладкая пища сообщает телу качество этой доши. Людей типа Капха удовлетворить легче, чем других, так как сладкий вкус является самым насыщающим. Если человек нервничает или сильно расстроен (признак раздражен­ной Ваты), успокоить его может сладкое. Одновременно притупляет­ся и Питта. Одкако избыток сластей дестабилизирует организм. При­тупление чувств, чванство, жадность, эмоциональная неустойчивость, сонливость — также следствия переизбытка сластей.

Соленый вкус. Этот вкус увеличивает Капху и Питту и уменьшает Вату. Пред­ставляет соленый вкус поваренная соль, которая придает вкус пише, поддерживает аппетит, вызывает выделение слюны и желудочного сока. Соль, как и Питта, — горячая, поэтому пищеварительный про­цесс согревает тело. Соленый вкус обладает очищающими свойства­ми, он «вытягивает» из организма что-то, застрявшее в нем и затвер­девшее.

Однако Аюрведа считает, что соль — не враг и здоровый человек может съедать ее сколько угодно без вреда для артериального давления. Не соль поднимает давление, а нарушение равновесия дош, которое происходит раньше, чем соль нанесет какой-либо вред. Одновременно Аюрведа выступает за умеренное потребле­ние соли. Если у человека типа Питта или Капха нарушено равнове­сие, то соленая пища нежелательна.

Кислый вкус. Этот вкус, как и соленый, увеличивает Капху и Питту и уменьша­ет Вату. Примеры кислой пищи: лимоны, томаты, сливы, виноград, другие кислые фрукты, ягоды и овощи, кефир, сыр, уксус и т. д.

Кислый вкус обладает освежающим свойством, усиливает аппе­тит, способствует перевариванию пищи, сдерживает выход жидкости из организма и добавляет телу тяжесть (делает его более Капха). Из­быток кислой пищи нарушает кислотно-основное равновесие и отри­цательно влияет на организм.

Горький вкус. Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Питту и Капху. Приме­ры горькой пищи: листовые овощи, горькие огурцы, латук, цикорий, кожура лимона, некоторые пряности, напиток «тоник» и т. д. Согласно Аюрведе, горький вкус улучшает пищеварение и аппе­тит, согревает тело и стимулирует выход жидкости из него, расширяет сосуды и способствует очищению полостей тела. Этот вкус дает телу легкость, холод и сухость. По своему воздействию он более Вата, чем другие вкусы. Горький вкус уравновешивает тягу к сладкому, кислому и острому. Горечь перед едой — эффективное средство для людей со слабым пищеварением; горечь во рту вызывает желание более удов­летворяющих вкусов.

Острый вкус. Этот вкус увеличивает Вату и Питту и уменьшает Капху. Приме­ры острой пищи: стручковый перец, лук, чеснок, редис, любая пряная пища. В Аюрведе считается, что у горячей и пряной пищи есть собствен­ный вкус — острый. Острота узнается по чувству жжения (увеличива­ется Питта) и жажде (возрастающая Вата вызывает сухость). Острота согревает тело и стимулирует выход жидкости из организма. В резуль­тате усиливается процесс пищеварения, застойные ткани очищаются. С появлением в организме острого приходят в движение кровь, слю­на, слизь, пот, слезы. Очищая все полости, острая пища служит луч­шим средством для уравновешивания Капхи. Но слишком острая пища приносит телу не возбуждение, а раздражение. При несбалансирован­ности Ваты и Питты острая пища нежелательна.

Вяжущий вкус. Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Капху и Питту. Приме­ры вяжущей пищи: яблоки, груши, разные виды капусты, картофель, морковь, бобы, чечевица и др. Вяжущий вкус, который сушит и стягивает рот, наименее распро­странен из шести вкусов. Как и горький, вяжущий вкус присущ Вате. Вяжущая пища успокаивает, охлаждает, останавливает выделения (пот, слезы).

В уравновешенном питании каждый прием пищи должен содер­жать все шесть вкусов. Д. Чопра (1992) приводит пример уравнове­шенного по вкусам ужина:

ü салат из латука (горький, вяжущий);

ü зажаренный целиком цыпленок со сваренным на пару рисом (со­леный, острый, кислый, сладкий);

ü мороженое (сладкое).

Отмечается, что даже без мороженого прием такой пищи помогает сохранить равновесие, так как в нем присутствуют все шесть вкусов. При замене жареного цыпленка на печеного теряются два вкуса — ос­трый и кислый, восстановить их можно путем добавления к салату томатов (сладкий и кислый вкус) и редиса (острый вкус). Не следует день за днем отдавать предпочтение одним и тем же вкусам. Главное — ежедневно поставлять телу все шесть вкусов, чтобы оно могло полно­ценно реагировать на пищу.

Отметим два положения, касающиеся «уравновешенного пита­ния». Во-первых, причины отнесения различных продуктов к соответ­ствующим гунам (природным качествам) и расам (вкусам) в Аюрведе не объясняются. Например, почему пшеница отнесена к тяжелым гу­нам, а ячмень — к легким, почему бобовые и мясо имеют преимуще­ственно сладкий и вяжущий вкусы? Ответов на эти вопросы нет, и, следовательно, предполагается, что характеристики гун и рас не под­лежат анализу и сомнению. Во-вторых, согласно Аюрведе, вообще не следует точно запоминать эти характеристики, поскольку их знание заложено в теле человека. Не следует и вычислять содержание этих признаков в той или иной пище, а надо принимать их на веру. С одной стороны, эту сложную работу может выполнять специалист Аюрведы, с другой — собственные инстинкты могут сообщить человеку инфор­мацию о расах и гунах. Аюрведа подчеркивает, что ее знания о пита­нии идут прямо от природы, в отличие от знаний, получаемых науч­ной медициной в результате лабораторных и иных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: