ЖАНР (франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В изобразительном искусстве — на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж).
По внутреннему содержанию, жанру живопись имеет много подразделений:
- историческая,
- религиозная, -
- бытовая,
- батальная,
- портретная, -
- пейзажная,
- плодов, цветов и неодушевленной вообще природы (nature morte)
Внутри каждого жанра имеются свои градации, например портрет поясной, бюст, поколенный (полупарадный) портрет, парадный в рост, групповой, портрет в интерьере, портрет в пейзаже и пр. В пейзажном жанре принято выделять марины и т. д.
Формирование жанра началось в эпоху Ренессанса, и разные эпохи давали пишу для расцвета того или иного жанра. Но ведущим всегда считался исторический жанр, причем его тематика включала прежде всего сюжеты из Священного Писания и античной мифологии, а затем уже собственно исторические.
Живописцы обыкновенно специализируются по одному или немногим из этих отделов, как специализируются литераторы или ученые. Значение каждого из этих видов живописи менялось и меняется в различные времена и у различных народов в зависимости от общей культурной их жизни.
4. Техника живописи
Это слово имеет двоякое значение: во-первых, им обозначают совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами.
Однако художник может иметь свою индивидуальную технику, позволяющую ему достигнуть желаемого впечатления легче или иначе, чем достигает того другой, приобретший иную технику; это есть художественная техника, в высшем значении этого термина.
В техническом отношении Ж. может быть масляная, акварельная, гуашь, пастель, темпера, фресковая, восковая (вообще и энкаустика [см.] в частности). Сюда надо прибавить Ж. на стекле и на фарфоре, соединенную обыкновенно с обжиганием посуды, а с нею и красок, при более или менее высокой температуре. Краска, лежащая на палитре и на картине — это не одно и то краска становится цветом на холсте только тогда, когда она входит органичной составной частью в композиционную структуру произведения, одновременно и формируя ее.
Знать различные техники живописи, представлять себе технологический процесс каждой из них - понимать технику письма живописца - определять время, когда было создано произведение, стиль или школу, наконец, узнать руку мастера, его манеру.
Пастель ( от фр. pastel, ит. pastello, уменьшительное от pasta — тесто) — живопись сухими мягкими цветными мелками, по сути карандашами, как графическое произведение, почти без «связующих», очень хрупкая, легко стираемая. Перекрывая или втирая краску, снимая верхний слой и т. д., можно добиться тончайших матовых, нежно-блеклых тонов. Пастель — непрозрачная краска, поэтому цвет грунта не играет роли. Основой пастели может быть не только холст, но и картон, бумага (вспомним пастели позднего Дега), даже пергамен и все-таки чаще всего холст, вот почему пастель, как правило, хранится в музеях в отделе живописи и причисляется именно к этому виду искусства, хота в ней несомненно очень много черт от графики.
Исследователи считают, что свое происхождение пастель ведет с XV в. от работ Фуке.
Акварель и гуашь часто рассматриваются в ряду графического искусства и хранятся в музеях в разделе графики, хотя и та, и другая «водные техники», основанные на красках: акварель — на прозрачных, а гуашь — на кроющих, так называемых корпусных. Главное связующее акварели — гуммиарабик (от лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский), вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Растворяется в воде, образуя клейкий раствор. Применялся как клеящее вещество).
Быстро растворяясь в воде, краски впитываются в бумагу, растекаются.
Подобно монументальной технике фрески акварель не терпит поправок и требует быстрой рабе ты. Но вся прелесть этой трудной техники, соединяющей черты живописи (цветовая форма, богатство тонов) и графики (бумага как основа), в необычайной свежести, легкости, впечатления, усиленного пленительной текучестью тонов, просвечиванием белого фона бумаги сквозь тонкий размытый слой красок в «таинственных недомолвках».
Техника акварели была известна еще в Древнем Египте и Китае ее знали средневековые миниатюристы. Уже в эпоху поздней готики и в эпоху Ренессанса, в основном в Северной Европе.
В XVIII столетии акварель становится самостоятельной техникой, и русские художники Михаил Иванов и Федор Алексеев оставили замечательные акварельные пейзажи. Во Франции XVIII в. в технике акварели работали Ж.-О. Фрагонар, Ю. Гюбер. Акварель привлекала и многих дилетантов — любителей рисования с натуры. Но особенно благодатной почвой для расцвета акварели явилась Англия, «туманный Альбион». Текучие краски акварели словно специально созданы для передачи сырого воздуха, тумана и облаков, что так прекрасно поняли Бонингтон, Тернер, позже Уистлер. Как бы вопреки прозрачности и текучести акварели в XIX в. ею иногда писали в несколько слоев, плотно, по сухой бумаге (примеры этого мы находим у таких великих мастеров, как АА Иванов и КП. Брюллов). Но это редкость.
Свет, падающий на акварель, проходит через тонкий слой краски до бумаги и, отразившись от нее вторично, проходит через тот же слой; выходя из него, цветной свет содержит в себе значительную часть белого света, что и отзывается неблагоприятно на темных тонах, не достигающих достаточной глубины и прозрачности.
Особенность акварельных слоев, наложенных на бумагу, состоит в том, что по высыхании они становятся светлее и более матовыми; пока бумага еще влажна — красочные тона чище. Вдобавок, пределы покрытых краской частей рисунка представляются резкими, более темными, чем ограничиваемые ими плоскости; отсюда необходимость для слияния соседних тонов между собой держать бумагу рисунка постоянно влажной во время работы, посредством подкладывания под нее мокрых листов другой бумаги, быстрым обливанием ее с лицевой стороны и другими приемами.
Вообще многие акварелисты прибавляют к краскам несколько белил в известных случаях, а иные решительно соединяют чистую акварельную работу с гуашью. Трудность акварели состоит в том, что средства изменения рисунка и тонов в ней весьма ограничены: выскабливание и вымывание кистью и губкой легко могут довести до неисправимого загрязнения всей картины.
Но этот род живописи приносит большую пользу для эскизов каких бы то ни было картин, из-за быстроты работы, вследствие быстрого высыхания красок на бумаге. В некоторых же родах (цветы, портреты, архитектурные пейзажи) акварель может решительно соперничать с масляной живописью.
Кисти приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), что требует большой тщательности, и потому цена им высокая, но зато акварелисту достаточно полудюжины кистей.
Гуашь (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.
Однако не акварель, гуашь и пастель — главные техники станковой живописи (тем более, что они занимают промежуточное положение, в чем-то соприкасаясь с графикой), а темпера и масло. У них одинаковые пигменты, но разные «связующие», что определяет и технику работы, и окончательный результат.
Темпера (от лат. temperare — смягчать, смешивать) «связующим» имеет яичный желток (в античности) или яичный белок в Средневековье и в эпоху Ренессанса, к которым прибавляли мел или фиговый сок и казеин. Чтобы темпера блестела, ее окрывают лаком из смеси смолы и конопляного масла. Непрозрачная, ложащаяся ровным слоем, диктующая свои незыблемые правила, темпера хорошо подходит строгому искусству иконы и алтарных образов, канонические правила которых складывались веками.
Древняя темпера была изобретена еще в первобытную эпоху, на заре изобразительного искусства — краска, состав которой включал в себя пигмент (красящее вещество), — охры, мел и сажа, смешанные с жиром, вероятно, кровью животных. До сих пор эти живописные изображения сохранили интенсивность и ясность света.
У классической темперы ряд преимуществ перед другими техниками живописи, во-первых, в отличие от гуаши и акварели (тоже клеевых техник) она при высыхании не размывается водой, во-вторых, с течением времени темперные краски не утрачивают своей интенсивности, не светлеют.
Темпера полупрозрачна, достаточно быстро сохнет в процессе письма, поэтому издревле иконописцы, опираясь на канонические установления, применяли многослойную систему нанесения красок.
Портреты, созданные в энкаустической технике, отличаются блестящей поверхностью густо положенных мазков. Известен рецепт приготовления энкаустики: чистый пчелиный воск варился в морской воде. Затем в полученную массу добавляли смолу и размешивали растертыми в порошок земляными красками. Эту красочную пасту накладывали на дощечки или на холст и писали как металлическими инструментами, так и кистями.
Краски, связующим элементом которых является воск, долговечны, не подвергаются разложению, не меняются со временем. Дpeвнeегипетские, античные и раннесредневековые живописцы (особенно восточнохристианекий мир) создавали в этой технике творения, в которых достигали то поразительной иллюзорности, то обобщенно свободно передавали объем, живую форму.
Темпера использовалась и древнеегипетскими мастерами, но состав связующего элемента был другим. Основой его предположительно был воск с добавлением неизвестных нам компонентов.
В эпоху Средневековья наибольшее распространение получила классическая темпера. Ею писали иконы, применяли ее и для росписей в церквях.
В Византии и Западной Европе с X по XVI век, а на Руси вплоть до XVII столетия темперную живопись применяли очень широко — пигмент замешивался на яичном желтке с добавлением окислителя, отсюда другое обозначение — яичная темпера.
В разных странах художники по-разному использовали свойства темперной живописи, в зависимости от местных географических условий менялись технические приемы. Так, в Индии, в пещерах Аджанты (IV—VIII вв.) изображение наносилось на специально подготовленную основу, состоящую из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. По этому шероховатому слою толщиной от 4 до 8 миллиметров накладывали тонкий грунт белой штукатурки, который впоследствии он полировался. Яичные краски растирали с добавлением рисовой или льняной воды с патокой или клеем. Пигменты добывались из окрестных горных минералов. Предварительно нанесенный черный или коричневый контур заполняли красочной росписью, которую полировали железной лопаточкой. Общим с фреской было лишь то, что грунт в процессе работы постоянно смачивали водой. В пещерах Аджанты расписывали не только стены, потолки, но и колонны. До сих пор не разгадан секрет свечения красок в темноте. Существует предположение, что это происходило из-за употребления слюды.
В новейшее время живописцы часто пользуются другими разновидностями темперы — казеиновой, казеиново-масляной и поливи-нилацетатной. Быстро сохнущие краски позволяют работать на любой поверхности, писать как многослойно, так и в один прием. Все виды темперы обладают матовой поверхностью. Для придания блеска некоторые художники используют лак, а иконописцы — только олифу (вываренное растительное масло).
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
Одной из самых широко распространенных, хотя и относительно молодых, является техника масляной живописи. Масляные краски, известные еще в античную эпоху, были забыты, вытеснены мозаикой, фреской, витражом и темперой.
В XV темпера — самая распространенная техника Средневековья — уступает место масляной живописи, которая пришла в Италию вероятнее всего из Нидерландов. Вазари называл изобретателем масляной техники Яна ван Эйка. Но задолго до этого масло уже было известно в Китае. В Средние века в Европе масляной краской нередко раскрашивали храмовые статуи. Однако использовать масляную технику как живописную первым стал скорее всего действительно Ян ван Эйк.
Связующим элементом этой излюбленной всеми живописцами краски является жидкое растительное масло: льняное, маковое, ореховое, пихтовое. Оно долго сохнет, поэтому работу можно вести долго. В процессе письма можно снять мастихином красочную массу, можно смывать специальными разбавителями, можно применять разнообразные приемы с созданием фактурного слоя.
Масляной краской можно писать на холсте, дереве, картоне и бумаге, она хорошо сцепляется с ними. Особое ее свойство — пластичность, именно в живописи маслом остается след от движения кисти художника, сохраняющего всю непосредственность «дыхания» живописного процесса. Ни классическая темпера, ни фреска, а тем более мозаика не знают такого фактурного разнообразия, как масло.
Начиная с XVIII века, пигменты стали значительно разнообразнее, наряду с традиционными земляными красками, полудрагоценными камнями (лазурит), красками, получаемыми из растений и насекомых, появляется больше окислов металлов и красящих веществ химического происхождения. Это позволило художникам применять необычайно широкую красочную шкалу, но их подстерегает особая опасность: несоблюдение технологического процесса часто приводит к потемнению, пожуханию, оседанию и шелушению красочного слоя.
Технику масляной живописи предпочитают станковисты. В настоящее время масло — самая широко распространенная техника. Возможно, это связано с тем, что картина наиболее автономна от конкретной архитектурной среды. К тому же относительная техническая легкость дает возможность выразить в творческом акте свое понимание мира.