Миниатюра

МИНИАТЮРА (от фр. miniatur, лат. minium — киноварь). Ее происхождение восходит к древнеегипетским временам, когда писцы употребляли красную крас­ку на папирусах. Живопись небольших размеров и тонкого исполне­ния. Чаще всего это изображения портретные.

В Средние века в манускриптах монахи-художники выделяли киноварью или пурпуром заглавные буквы или первые строки, отсюда пошло выражение «писать с красной строки». Впо­следствии миниатюрой стали называть произведение небольшого размера.

Возникнув как декоративная роспись страницы рукописной книги и первоначально подчиненная начертанию текста, миниатюра приоб­рела в разных странах к концу средневековой эпохи самостоятельное художественное значение, иллюстраторы расцвечивали — «иллюми­нировали» рукописи священных писаний христианской и буддистской религии (Библия, Псалтирь, молитвенники и свитки). Наряду с ними покрывались цветными сюжетными украшениями страницы летопи­сей, исторических хроник, народного эпоса и светской поэзии.

В искусстве Дальнего и Ближнего Востока миниатюра имела дав­нюю и развитую традицию. В Китае, например, с VII до XVI века ми­ниатюристы создавали на веерах, экранах и ширмах утонченные по стилистике живописные композиции, сюжетами которых были и об­разы буддистских божеств, и сцены из жизни знати, и философские диспуты, и прогулки красавиц.

Как в станковой живописи, так и в ра­ботах небольшого размера ценились пейзажи («горы — воды», «цветы — птицы»). Выполненные на шелке, они впоследствии на­клеивались на твердую основу, из них сплетали альбомы.

Индийская миниатюра известна еще с XI века. Она украшала так называемую Гуджаратскую рукопись на пальмовых листах. В Индии существовало много живописных школ в этой области изобразитель­ного искусства: бенгальская, непальская, раджпутская, могольская XII—XIX веков.

Предвосхищая в Европе появление станковой живописи, миниа­тюристы подробно и детально воплощали красоту земного мира.

В ранневизантийскую эпоху кроме книжной миниатюры, создава­лись мозаичные иконы, складни, расписные образки.

Среди большого числа предметов декоративно-прикладного характера можно выделить изделия, выполненные в технике лаковой росписи и имеющие давнюю традицию в Китае, Японии, Вьетнаме.

В России с конца XVII до XX века существовала интересная ветвью искусства: художественные промыслы в Федоскино, Палехе, Мстере, славящиеся расписными лаковыми изделиями.

Самостоятельную линию развития имеет миниатюрный портрет, отличающийся большим разнообразием и родственно связанный с эллинистической камеей и римскими медалями, запечатлявшими лица знаменитых людей. Особую популярность получили такие портреты в XVIII—XIX веках. Чаще всего они выполнялись в форме медальонов на округлых или овальных основах из кости, дерева или металла, ис­пользовалась, конечно, и бумага. Главное требование к таким изо­бражениям — создание похожих и вместе с тем одухотворенных об­разов на память. Миниатюрные портреты предназначались для до­машнего интимного обращения. Не случайно медальоны, внутри ко­торых мог находиться портрет, носили на цепочке на шее. В то же вре­мя это были своеобразные «мини-галереи», или семейные альбомы.

Портретная миниатюра. Она обычно небольшого формата, не более 15—20 см, пишется гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергамену, слоновой кости, мас­лом по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на золотой или другой металлической пластинке. Иногда миниатюр­ный живописный портрет вставляется в табакерки, часы, медальоны.

В России петровского времени приобретает небывалый расцвет портретная миниатюра на эмали. В первой трети и даже в середине столетия эмалевая миниатюра исполнялась чаще всего на золотой пластинке.

Эмаль, финифть (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Искусство эмали, особенно перегородчатой, называвшейся в Древней Руси финифтью, было известно еще древнему Киеву, расписные эмали были широко распространены в XVII в. Но эмале­вый портрет появился в России только в начале XVIII в. В петровское время такой портрет имел определенное назначение — это был на­градной царский знак. Например, медальоны с портретом Петра в оправе из бриллиантов.

Впоследствии миниатюрный портрет теряет свой «государствен­ный пафос» и перестает быть наградным знаком. Во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны это еще жалованный портрет им­ператрицы, но со второй половины века он все чаще выступает как мемориальный знак, сувенир, передаваемый из поколения в поколе­ние, приобретает камерный характер. Такие портреты (разумеется, уже не царских особ) делались для украшения ларцов, табакерок, шкатулок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: