Предыстория возникновения ислама

Описание исследователей и критиков ислама

Первые исследователи. Первым критиком ислама считается преподобный Иоанн Дамаскин (675-759 гг.). Ему приписывают четыре антимусульманские книги: «Источник знания», «Диалог между сарацином и христианином», другой диалог, написанный Феодором Абу-Куррой со слов преподобного Иоанна и так называемое “Опровержение”. Преподобный Иоанн оценивал ислам, как одну из христианских ересей сходной с арианством потому что, мусульмане отрицают божественность Логоса и Святого Духа, называет их «резчики Божии», присвоив им сто первый номер в своём списке ересей[10].

После крестовых походов. Последующие годы, особенно после крестовых походов римских католиков в Палестину, знания и глубина полемики Церкви с мусульманами увеличились. Ислам сформировался в совершенно самостоятельную религию, стал идеологией ряда народов противостоящих христианской цивилизации. Среди писателей необходимо назвать таких как: архиепископ Григорий Палама, кардинал Николай Кузанский, император Иоанн IV Кантакузен, преподобный Максим Грек, написавший три противомусульманских труда.

Российские исследователи. В России особое развитие полемика с мусульманами получила в XIX веке в работах Миссионерского противомусульманского общества при Казанской Духовной Академии. Среди ярких исследователей этого времени можно назвать: митрополит Антоний (Храповицкий), генерал Г. Саблуков, протоиерей А. Миропольский, Я. Фортунатов, А. Заборовский.

В XX веке самым выдающимся исламоведом-арабистом в СССР был И.Ю. Крачковский и его ученик С.М. Прозоров.

Из современных отечественных исследователей и критиков ислама можно назвать Ю.В. Максимова, А.В. Журавского.

Зарубежные исследователи. Среди зарубежных исследователей можно выделить Мец А., Массиньон Л. И его ученика Гарде Л.

Библейские свидетельства об арабах. Несмотря на удаленность арабов от центра событий Ветхозаветной истории, Священное Писание, неоднократно сообщает об этом семитическом народе, имевшего происхождение также как и евреи от «отца верующих» Авраама. По-арабски его имя звучит как Ибрахим. Мусульмане называют его имамом (предводитель), ханифом (единобожником), саддиком (праведником). С древних времен арабы назывались, как агаряне в честь Агари рабыни в доме Авраама или измаилитяне в честь Измаила сына Авраама от Агари.

О древних племенах населявших аравийский полуостров уцелело мало известий. Легенды рассказывают о неких Кактане и Джактане, потомках Сима. Их потомство распространилось по южной стороне полуострова берегам Красного моря. Один из их потомков Яраб, основал Йеменское цар­ство; по его имени названа Аравия. Его сын Джурхам основал другое известное царство Геджазское.

По свидетельству Священного Писания среди этих народов поселилась Агарь и её сын — Измаил, после их изгнания Авраамом из своего дома

Религия арабских племен. Как уже упоминалось выше, северо-арабские племена представляли из себя прямых потомков Измаила. Религия измаилитян и вообще арабов не была однородной: здесь процветало идолопоклонство во всевозможных его про­явлениях. Фактически в каждой области Аравии и в каждом племени существовал свой пантеон богов-идолов.

Помимо типично языческих культов племенных идолов, выделялись культы божеств, почитаемых практически всеми арабами: Аллах, ал-Лат, ал-Узза, Манат. В первые века нашей эры языческая религия арабов была в состоянии кризиса и разложения. У арабов было уже сформировано само понятие верховного божества, для обозначения которого Божество у арабов и употреблялось слово Аллах с семитическим корнем иль (эль) (ср. иврит. Элохим - одно из имен Бога в Библии).

Божество представлялось какими-либо предметами, природными или искусственными. Богопочитание состояло из религиозных обрядов, ритуалов, оргий, жертвоприношений. Порой приносились в жертву даже люди - как правило, военнопленные или дети.

По арабским обычаям требовалось умерщвлять родившихся девочек (если в семье их было уже много), закапы­вая их живыми в землю. Духи умерших, особенно убитых, требовали человеческих жертвоприношений.

Здесь широко было распространено гадание. Гадатели делились на все­возможные ранги по своей значимости. Гадатель высшего ранга назывался аррафом. К этим людям обращались за со­ветом, с просьбами узнать волю богов на то или иное дело. Гадатель путем определенного священнодействия обращался к потусторонним силам и вопрошал их, ожидая последующего откровения.

Особняком от лиц этой категории стояли кахины. Они отличались тем, что не входили в контакт с богами по своей воле, а «откровения» сходили на них внезапно без каких-либо подготовок. Кахин не знал, когда он услышит голос богов в следующий раз. Как правило, в момент таких откровений кахины впадали в транс.

Арабский монотеизм. Изучение древней и ранне-средневековой истории Аравии, успешно развивающееся в последнее время, раскопки на территории Йемена, а также в регионах северо-западной и Центральной Аравии, показыва­ют, что процесс перехода от многобожия к монотеизму начался уже в IV веке.

Йеменские документы того времени изобилуют обращениями к единому Богу, называя Его «Господином Небес», «Милостивым», «Владыкой Неба и земли», просто «Богом». Причем надо подчеркнуть, что эти документы четко отделяют «своего» бога от иудео-христианского. И иудаизм, и христианство были знакомы арабам, так как здесь достаточно часто встречались поселения племен евреев, были и христианские общины, но арабский монотеизм, выразившийся прежде всего в существовании в языческой среде единобожников-ханифов, ставил себя обособленно от них. Слово ханиф буквально обозначает еретика, т.е. того, кто отвергал народную общепринятую религию арабов. Так называли в Аравии тех людей, кто поклонялся единому невидимому Богу, соблюдал ритуальную чистоту.

Среди ханифов были люди, выдававшие себя за пророков (наби). Один из самых известных «пророков» VI - VII веков в Аравии (т.е. эпохи зарождения ислама) был некто Маслама, проповедовавший в Йемаме, который, согласно преданиям, прожил около ста лет и был убит мусульманами в 633 году. Этот человек проповедовал о едином Боге, которого он называл Рахманом, т.е. «милостивым».

Кааба (ал-Ка'ба). Арабы поклонялись идолам, хра­нившимся в их домах, деревьям, камням, источникам, ветру, холмам. Все эти объекты считались вместилищами добрых и злых духов. Соблюдались священные месяцы, на время кото­рых прекращались войны и совершалось паломничество к Каабе, сердцу многоцветной религии арабов. Кааба - это храм в городе Мекке, в области Хиджаз (нынешняя территория Саудовской Аравии).

Кааба представляет собой святилище древнего проис­хождения. Это каменное здание арабский храм почти кубической формы (откуда и его название: арабск. ал-Ка'ба - куб) - его высота 15 метров, основание - 12 х 10 мет­ров. Последняя реставрация была в 1632 году после затопления.

По преданию Каабу построил Шис (Сиф), сын Адама. Этот храм был построен для хранения «черного кам­ня» (арабск. ал-хаджар ал-асвад), который якобы когда-то был белым яхонтом.

Углы здания Каабы направлены на четыре стороны света. В восточный угол (арабск. ал-рукн ал-асвад - «черный угол») в полутора метрах от пола в серебряное обрамление вделан «черный камень» (ал-хаджар ал-асвад), главный объект поклонения. Напротив «черного камня» находится священный источник Замзам, по преданию начавший бить по воле Аллаха в том месте, когда они с матерью умирали от жажды в пустыне.

В доисламские времена в Каабе находился идол арабского божества Хубала - покровителя Мекки. Вокруг идола Хубала были установлены 360 других идолов, почитавшихся в различными арабскими племенами.

В настоящее время вокруг Каабы располагается глав­ная мечеть Мекки - ал-Масджид ал-Харам. Кааба является главной святыней исламского мира, местом ежегодного паломничества мусульман всех стран и наций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: