double arrow

Историко-патр воспитание. Общественные объединения

РОСТО

государственно-патриотического воспитания граждан не могла добиться успеха ни одна страна.

Данный постулат нашел свое подтверждение в величайшем историческом событии XX века – Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Не секрет, что ослабление государственного влияния в области работы с молодежью, особенно на рубеже столетий, привели к серьезным упущениям в ее культурном и нравственном воспитании.

И чтобы мы с вами не решали, какие бы программы работы с молодежью не разрабатывали, все это будет недостаточно эффективным в нашей работе до тех пор, пока этим ребятам мы не дадим «точки опоры», не заполним вакуум в их сознании и делах полезным и нужным.

Время, прошедшее с момента принятия Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», позволяет сделать обоснованный вывод о ее позитивном влиянии на духовное оздоровление общества, укрепление нравственных устоев государства.

Участие в реализации мероприятий Программы является для РОСТО (ДОСААФ) мощным инструментом, способствующим совершенствованию ее деятельности в решении одной из основных уставных задач, заключающейся в содействии укреплению обороноспособности страны через проведение военно-патриотического воспитания граждан.

Для нас особенно важно, что, организуя выполнение этих задач, государство, как и 80 лет назад, задействовало опыт и возможности самой массовой общественной организации страны – Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ДОСААФ).

РОСТО (ДОСААФ) сегодня – это около 3 млн. членов, организационно объединенных в 21 республиканскую, 7 краевых, 58 областных и им равных, свыше 1,5 тыс. городских и районных организаций. На территории России действуют около 400 автомобильных, технических, радиотехнических, морских и объединенно-технических образовательных учебных учреждений-школ, 123 авиационные организации и свыше 3 тысяч спортивно-технических клубов.

Реализуя одну из важнейших уставных задач – допризывную подготовку, ежегодно организации РОСТО готовят до 90 тысяч военно-обученных специалистов для Вооруженных Сил. Клубы и курсы Общества только в прошлом году довели подготовку кадров массовых технических профессий до 500 тысяч человек.

РОСТО (ДОСААФ) объединяет спортсменов 24 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Спортивные организации РОСТО (ДОСААФ) включают в себя 8 центральных спортивных и более 1000 областных, городских и районных спортивно-технических клубов, 119 детско-юношеских спортивно-технических школ, 104 стрелково-спортивных клуба и 103 клуба служебного собаководства. Достаточно сказать, что из 17 млн. человек, занимающихся организованными формами физической культуры и спорта в нашей стране, каждый десятый, посещает спортклубы и секции РОСТО (ДОСААФ).

В настоящее время в целях военно-патриотического воспитания граждан нами используется 14 домов РОСТО, более 200 музеев, свыше 450 комнат боевой славы, более 3 тысяч классов и уголков военно-патриотического воспитания, издаются журналы «Военные знания» и «Авиация и спорт» (майские номера представлены участникам круглого стола). В региональных организациях оборонного Общества выходят собственные печатные издания. Ведутся циклы передач на центральных и региональных каналах российского телевидения. В Санкт-Петербурге, действует драматический театр РОСТО (ДОСААФ) «Патриот».

Констатируя определенный прогресс в планировании и организации военно-патриотической работы, проводимой РОСТО (ДОСААФ), как на всероссийском, так и на региональном и местном уровнях, следует отметить, что эта работа строится на основе договоров, соглашений и других документов о совместной деятельности.

Более чем в семидесяти субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, постановления, расширяющие диапазон поддержки организаций РОСТО (ДОСААФ) со стороны государственных органов, служб занятости, комитетов спорта и молодежной политики. Руководители советов РОСТО входят в состав созданных при региональных и местных органах власти Координационных советов по военно-патриотическому воспитанию молодежи, а представители местных администраций вошли в состав соответствующих выборных руководящих органов структурных подразделений РОСТО и регулярно принимают участие в их работе.

В планы работы Центрального и региональных советов РОСТО (ДОСААФ) включены практически все мероприятия Государственной программы с участием РОСТО (ДОСААФ), из которых 35-36 мероприятий общероссийского масштаба, в т.ч. 14 проводимых ежегодно.

В целях совершенствования дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 2007 году разработана и введена в действие директива Центрального совета РОСТО (ДОСААФ), исполнение которой в значительной мере способствует совершенствованию системы военно-патриотического воспитания.

Активное участие в реализации Программы в 2007 году принимали Ростовский областной и республиканский совет РОСТО (ДОСААФ) Башкортостана – в проведении торжественного открытия и закрытия Всероссийской «Вахты памяти» (апрель, ноябрь); Белгородский ОС РОСТО (ДОСААФ) – в проведении Всероссийского семинара-практикума «Об опыте совместной работы по подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и защите Отечества» (июнь); республиканский совет РОСТО (ДОСААФ) Бурятии – в проведении Всероссийской встречи руководителей общественных патриотических объединений с руководителями органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (октябрь); Липецкий областной совет – участник координационной встречи по вопросам возрождения тимуровского движения (ноябрь). Представители РОСТО (ДОСААФ) приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм народов России: традиции и современность». В сентябре 2007 году Центральный совет и организации РОСТО (ДОСААФ) Центрального федерального округа были в числе организаторов и участников VI Всероссийской выставки «Символы Отчизны», проходившей во Всероссийском выставочном центре.

Хотелось бы сегодня, уважаемые коллеги подчеркнуть: особенностью военно-патриотической работы республиканских оборонных спортивно-технических организаций является неустанная забота о сохранении памяти о национальных героях, своих земляках. В честь их подвигов проводятся спортивные мероприятия, автопробеги, праздничные шествия, мемориальные мероприятия, участие в которых принимают граждане разных возрастов. Достаточно сказать, что в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы, в прошедшем году в РОСТО (ДОСААФ) проведены:

Два всероссийских традиционных автопробега спортсменов-автолюбителей по городам героям и местам боевой славы под девизом «В судьбе России – моя судьба».

Вторая Спартакиада Российской Федерации по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта, посвященная 80-летию ОСОАВИАХИМ – ДОСААФ – РОСТО (ДОСААФ).

Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами - финалы Всероссийской военно-патриотической игры «Победа» и спартакиады школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта "Отчизны верные сыны".

Дважды в год, в период организации призыва в армию, проводятся комплексы мероприятий с молодежью призывного возраста (встречи с ветеранами, «Дни открытых дверей», посещение воинских частей, военных вузов, образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ)).

18 образовательных учреждений и клубов РОСТО (ДОСААФ) морской направленности принимали участие во Всероссийском конкурсе «Бегущая по волнам», две – Московская и Новороссийская морские школы и военно-патриотический клуб «Тайфун» стали в 2007 году дипломантами конкурса.

По итогам 2007 года почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» награждены 5 региональных организации РОСТО (ДОСААФ), памятной медалью «Патриот России» - 25 активистов и членов РОСТО (ДОСААФ). В соответствии с решением руководства Организации вручение наград будет проходить в Москве в торжественной обстановке 10 июня, на кануне Дня России.

Центральным событием в деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации ежегодно становится традиционный Всероссийский месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный Дню защитника Отечества. Его официальное открытие всегда приурочено к 23 января – дню образования Оборонного общества страны.

В программы месячника региональных организаций РОСТО (ДОСААФ) включаются авиационные праздники, показательные выступления спортсменов, помощь ветеранам и детям специализированных учреждений, распространение билетов беспроигрышной лотереи, автопробеги по маршрутам боевых сражений и многое другое.

При активном участии оборонной организации связали свою судьбу с армией многие выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, более 2 тыс. воспитанников детских и юношеских клубов «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик», «Юный пограничник». Многие из тех, кто в свое время занимался в различных организациях оборонного Общества, отмечены высокими государственными наградами.

В области военно-патриотического воспитания граждан России в последние годы появился ряд новых, непростых направлений деятельности. РОСТО (ДОСААФ) активно участвует в предупреждении детской и юношеской преступности, искоренении наркомании в молодежной среде, профилактике беспризорничества.

Подводя итог проделанной организациями РОСТО (ДОСААФ) работы можно сделать вывод о том, что РОСТО (ДОСААФ) - важное связующее звено между гражданским обществом и государством, аккумулирующее военно-патриотические и духовные интересы более 5 миллионов граждан страны, надёжный партнёр в выполнении государственного оборонного заказа, военно-патриотическом воспитании молодёжи, подготовке специалистов массовых технических профессий, развитии авиационных технических и военно-прикладных видов спорта, укреплении международного сотрудничества с оборонными организациями (обществами) СНГ.

В большинстве структурных подразделений Организации сложилась определенная система военно-патриотического воспитания, основанная на дифференцированном подходе к различным группам населения, комплексном сочетании основных его направлений, тесном взаимодействии и сотрудничестве с органами государственной власти и общественными организациями в рамках Государственной программы.

Уважаемые коллеги!

Состоявшийся в марте с.г. VII съезд РОСТО (ДОСААФ) рассмотрел итоги работы по реализации уставных целей и задач, избрал руководящие органы, наметил курс на модернизацию, обнародовав Концепцию развития организации на ближайшие 5 лет «Пятилетка РОСТО».

В ближайшие планы РОСТО (ДОСААФ) входят: повышение качества и эффективности допризывной подготовки молодёжи; высокопрофессиональная подготовка кадров массовых рабочих профессий; развитие технических и военно-прикладных видов спорта с активным привлечением к занятиям подростков и молодёжи, расширение сети детско-юношеских школ, спортивных организаций; реализация проектов «России нужен лично ты», «ДОСААФ - защита»; активный поиск новых партнерских форм взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.

Также РОСТО (ДОСААФ) готова, получая заказы на специалистов массовых рабочих профессий для промышленного и сельскохозяйственного производства, исполнять функции «профсоюза рабочей молодежи», то есть выступать посредником между работодателями, властью и трудовыми кадрами. Мы, поддерживая позицию Дмитрия Медведева и Владимира Путина о необходимости скорейшего возрождения в стране системы профтехобразования, заинтересованы в том, чтобы молодые люди, получающие технические специальности в учебных учреждениях РОСТО (ДОСААФ), были уверены в своем будущем. Мы назвали этот проект «Путевка в жизнь» и намерены развить его в модель реально действующего «социального лифта» на базе наших школ, спортивно-технических клубов и курсов.

Кроме того, РОСТО (ДОСААФ) намерена добиваться получения права проведения в России Всемирных Водушных Игр 2011 года, не проводившихся в нашей стране ни разу; завоевание первого командного места на Играх-2009 в Турине, а также увеличение количества занимающихся авиационными видами спорта в системе РОСТО (ДОСААФ) в 4 раза.

В рамках Концепции модернизации РОСТО (ДОСААФ) предлагается реализовать в 2008-2012 гг. комплекс значимых планов и задач, которые в сочетании с эффективным обеспечением повседневной текущей деятельности приведет к выводу Организации на качественно новый уровень.

В чем мы видим проблемы и резервы в работе по совершенствованию военно-патриотического воспитания молодежи и, прежде всего допризывной?

На наш взгляд, требует совершенствования нормативная база военно-патриотической работы.

В этой связи мы рассчитываем на содействие и поддержку Комитета Госдумы по делам молодежи, а также заинтересованных министерств и ведомств в ускорении разработки и принятия:

- федеральных законов «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»; «О молодежной политике в Российской Федерации»;

- законопроекта о введении в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях общего, начального и среднего профтехобразования обязательного предмета «Основы военной службы»;

- дополнения, внесения изменений в законодательные акты РФ о механизме финансирования общественных организаций, активно участвующих в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»;

- проекта постановления Правительства: «Об утверждении спортивно-технического комплекса “Готов к труду и защите Отечества”», призванного возродить интерес молодежи к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта, подготовке к службе в армии.

- совместных нормативных документов в интересах дальнейшего совершенствования военно-шефской работы, укрепления взаимодействия органов военного управления с РОСТО (ДОСААФ) и другими общественными организациями в работе по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовки молодежи.

Дальнейшие перспективы развития оборонной организации, повышения ее вклада в военно-патриотическую работу мы видим, прежде всего, в усилении общественно-государственного партнерства РОСТО (ДОСААФ) и государственных органов. Решая государственные задачи, мы вправе рассчитывать на соответствующую поддержку со стороны государства: организационную, информационную, финансовую

Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы
 
Глава 1. Теоретические и прикладные основы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы... 10 1.1. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи как проблема военно-педагогической науки... 10 1.2. Сущность и структура военно-патриотического воспитания в процессе культурно-досуговой работы... 21 1.3. Анализ практики военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы... 28 Выводы по первой главе... 37 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в системе культурно-досуговой работы... 38 2.1. Методика и организация педагогического процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи... 38 2.2. Динамика процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи и критерии его результативности... 47 2.3. Опытная проверка и оценка результатов педагогического эксперимента... 54 Выводы по второй главе... 88 Глава 3. Основные пути совершенствования процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы... 89 3.1.Обеспечение военно-патриотической направленности культурно-досуговой работы... 89 3.2. Актуализация содержания процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в работе военных учреждений культуры... 101 3.3.Оптимизация методики военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы... 113

Судьбоносный, но полный противоречий и драматизма период переживает наша страна. В сложной социально-политической, экономической и морально-нравственной ситуации армия и флот превратились в объект безудержной критики недостатков, скоординированной антиармейской кампании. Размываются священные понятия патриотизма, защиты Родины, привносятся негативные явления, порожденные идеологией национал-сепаратизма.
Все это влияет на внутренний мир учащейся молодежи, воинов, порождает как чувство свободы, демократии, так и пацифизм, бездуховность, инфантилизм.
Наметившаяся разрядка международной напряженности и мирные инициативы руководства нашей страны еще не в полной мере устранили опасность агрессии. Далеко не все политические «ястребы» на Западе и Востоке на сегодняшний день превратились в «белых голубей». Возникают военные проблемы с территориальными притязаниями, так называемого, «ближнего зарубежья», в Югославии. Под флагом ООН, США нанесли повторный удар по Ираку. Дело все в том, что агрессивные силы громко только говорят о мире, переговорах, а сами действуют с оружием в руках.
Одной из наиболее надежных гарантов мира остается, как и ранее, высокая боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме технической оснащенности, современного вооружения, а значит и средств его изготовления, основу боевого потенциала по-прежнему составляют люди, обладающие соответствующими профессиональными навыками, мастерством — патриоты, готовые к защите Отечества, безусловному выполнению конституционного воинского долга.
Отсюда ясна роль военно-патриотического воспитания вступающей в Вооруженные Силы молодежи, формирования у нее необходимой воинской направленности, мотивации к овладению воинскими профессиями, стремления стать офицером.
Работа по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи остается важной и острой социальной проблемой. В настоящее время она становится ответственной, поскольку ряд средств массовой информации и отдельные недобросовестные политические лидеры, функционеры разного толка, пытаются дискредитировать наши Вооруженные Силы, пугают будущих воинов трудными условиями службы, грубостью солдат («дедов», «годков») и командного состава, массовой гибелью военнослужащих в мирное время. Сведений о том, что престиж военной службы упал до самых низких пределов более чем достаточно и в периодической печати, и по радио, и по телевидению.
Известен целый ряд случаев, когда будущего военнослужащего доставляют в военкомат с помощью милиции. Скажем, что план призыва 2001 года в ряде военкоматов Москвы и Санкт-Петербурга выполнен только на 22— 25%.
Проведя многочисленные беседы, анкетирование с привлечением более чем 1000 юношей призывного возраста, мы столкнулись с большим количеством случаев явно отрицательного отношения к военной службе, к Вооруженным Силам, с проявлением неаргументированного пацифизма. Причины к тому далеко не абстрактные, а со своими действующими лицами. Они имеют имена и отчества. То же самое можно отнести и к части средств массовой информации. Целый ряд опрошенных респондентов отметили, что некоторые публикации, передачи по радио и телевидению, оказали на них неблагоприятное влияние в отношении к Вооруженным Силам, к военной службе.
Были названы конкретные журналы: «Огонек», «Юность», газеты «Московский комсомолец», отмечены «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости» и др.
Особо мы рассматриваем формирование воинской направленности учащейся молодежи. Такая направленность к военной службе связана с широкой общей проблемой деятельности. Направленность и мотивации тесно между собой переплетаются, но это не одно и тоже. Понятие направленности шире и многими ведущими педагогами и психологами оно рассматривается как важнейшая черта личности, ее подструктура, а мотивация является одним из важнейших компонентов этой подструктуры.
Термин направленность введен в психологию С.Л. Рубинштейном и означает, по его словам, динамические тенденции, которые в виде различных мотивов, на высоком социальном уровне, определяют человеческую деятельность. В военной педагогике и психологии по вопросу военно-патриотической направленности, мотивации к военной службе, важные исследования ранее были проведены учеными: А.В. Барабанщиковым (1994), А.А. Ароновым (1995), А.Н. Вырщиковым (1997), В.Л. Марищуком (1997), В.Я. Слеповым (1997), В.П. Давыдовым (1998), В.И. Вдовюком (1998), Е.А. Пеньковским (2000), A.M. Герасимовым (2003) М.А. Лямзиным (2003) и др.
В работах известных авторов можно выделить следующие важнейшие черты патриотизма и воинской направленности. Это преданность нравственным идеалам; стремление защитить свое Отечество и осознание личной ответственности за его защиту; интерес к военно-профессиональной деятельности; изучение оружия и военной техники; практические действия по овладению военным делом.
Широчайшие возможности в таком аспекте открываются при целенаправленном применении средств и методов культурно-досуговой работы. В таком направлении уже известно несколько работ: В.Я. Слепов, 197O; В.Л. Марищук, 1987; Е.А. Пеньковский, 1992; А.А. Аронов, 1997; С.Л. Рыков, 2003.
Однако специально личностное формирование военно-патриотической направленности эти авторы в прямой постановке вопроса не рассматривали. Вышеизложенная информация послужила основанием для выбора темы нашего исследования и определила существующую тенденцию падения былой престижности военной службы у учащейся молодежи. Образованием и развитием у нее негативного отношения к нашим Вооруженным Силам, появившегося в результате разнузданной пропаганды некоторыми средствами массовой информации бездумного пацифизма. Злонамеренного очернительства, поклепов на армию и военнослужащих, недостаточной разработанностью тематики по проблеме военно-патриотического воспитания в плане использования для ее решения средств культурно-досуговой работы.
Однако угроза со стороны ряда империалистических и агрессивно-националистических сил остается вполне реальной. На фоне снижения боеспособности Вооруженных Сил имеют место многие случаи кровопролития. В этой связи крайне необходимо совершенствовать военно-патриотическое воспитание молодежи, формировать у нее чувство ответственности за защиту своего государства, своего народа, готовность встать на его защиту с оружием в руках.
Объект диссертационного исследования: военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
Предмет диссертационного исследования: сущность, педагогические пути и условия совершенствования военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Научная проблема исследования заключается в противоречиях между развивающейся тенденцией негативного отношения учащейся молодежи к военной службе, Вооруженным Силам, мнениям о якобы полной безопасности, целостности нашего государства и фактическом сохранении определенной опасности внешней угрозы, а также агрессивных действий национал-сепаратистских сил, что ведет к многочисленным случаям кровопролития.
Отметим также, что в работе по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи, явно недостаточно используются средства культурно-досуговой работы. Необходим поиск эффективной реализации этих средств.
В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто положение о том, что в современных условиях значительно повышается роль военных учреждений культуры в военно-патриотическом воспитании учащейся молодежи. Вместе с тем, в частях (гарнизонах) состояние теоретической и практической деятельности Домов офицеров, клубов, библиотек, музеев входит в противоречие с предъявляемыми к ней требованиями. Основными причинами этого противоречия являются недостаточная разработанность ее социально-педагогических основ в военно-педагогической науке и низкая практика их воспитательной деятельности.
Предполагается, что такое противоречие можно устранить за счет совершенствования организации военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности военных учреждений культуры, актуализации ее содержания, оптимизации методики.
Методологической основой исследования явились общенаучные положения: о человеке и его роли в защите Отечества, о войне и мире, о войнах справедливых и несправедливых, учение и установки государственных органов о защите Отечества. Сюда вошли также положения о сущности перестройки общественной жизни страны, материалы о реформе общеобразовательной школы и Вооруженных Сил Российской Федерации.
Показано в количественной мере явно негативное влияние тенденциозных и порой лживых сведений от средств массовой информации, конкретных представителей литературы, искусства на формирование отрицательного отношения учащейся молодежи к военной службе, к Вооруженным Силам страны.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность, содержание, особенности и противоречия процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи с применением средств культурно-досуговой работы.
2. Разработанная и экспериментально проверенная комплексная программа совершенствования, военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
3. Обоснованные и экспериментально проверенные педагогические пути совершенствования военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
4. Практические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания средствами культурно-досуговой работы в деятельности военных учреждений культуры части (гарнизона).
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение качества подготовки учащейся молодежи к военной службе, определяется разработкой конкретных рекомендаций по улучшению дела военно-патриотического воспитания учащихся в школах, ПТУ, вузах, внедрением таких рекомендаций в практику.
Рассмотрение данной проблемы вызвано большой необходимостью, как можно глубже изучить положительные и отрицательные тенденции становления и развития военно-патриотического воспитания в стране, подготовки молодежи к военной службе. Это позволит более глубоко и полнее понять сущность и содержание военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в сложных современных условиях.
1.1. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи как проблема военно-педагогической науки
В современных условиях сама сущность таких понятий как Родина, Отечество, патриотизм стала подвергаться сомнениям, корректировке. Наша великая Родина — Советский Союз — перестала существовать. Модным стало рассуждать о развале «советской империи».
Что же, в таком случае, считать Родиной? То место где родился? Считать ли русским своей родиной Россию? Но десятки миллионов русских родились и живут в Узбекистане, на Украине, в Казахстане и т.д. С другой стороны, татары, чеченцы и др. живут на территории России, однако объявляют свой полный суверенитет. Что для них является Родиной?: Россия? Чечня? Татарстан? А что для них является Отечеством?
Имеются различные определения Родины. Так, В. Брожик (1982) пишет: «Родина — это совокупность жизненно важных ценностей и значений, которые человек усвоил, знает и, которые связывают его со средой». Он же утверждает дальше, что «Родина— это особая подсистема целостности общественного бытия». Не слишком ли научно? И всегда ли всякий человек знает ее жизненно важные ценности и какие-то значения?
Ведь нередко бывает так: «люблю отчизну я, но странною любовью», «не всегда понимаю, что происходит вокруг, но Родину люблю всей душою всегда».
В монографии В.В. Макарова «Отечество и патриотизм» (1988) также ставится проблема Родины, даются определения этого понятия. Однако вопросов больше, чем ответов. В понятии категорий «Родина-Отечество» автор разделяет представления, как о географическом, так и о преимущественно социальном факторе. Находясь на диалектико-материалистических позициях, он подчеркивает первичность в данном вопросе «объективной реальности, порожденной материальными общественными отношениями, представляющими их локализацию в рамках конкретного социального организма». А где же факторы территории, природы, народных традиций?
11
В украинском издании «Философского словаря» (1990) дается следующее определение: «Отечество — территория, которая исторически принадлежит данному народу, освоенная этим народом географическая среда, отображенная в его материальной и духовной культуре: экономическая, социальная, политическая и культурная среда, исторически сложившаяся и освоенная людьми в соответствии с их социально-классовым положением».
Но трудно согласиться и с этим определением, где определяющим в понятии «Родина», «Отечество» является — территория. Не очень понятен акцент и на социально-классовое положение. И люди-патриоты, и различные отщепенцы имеются во всех классовых структурах общества.
Ощущение Родины, на наш взгляд, это то чувство, которое, прежде всего, имеется в душе каждого ее сына или дочери, что определяется их глубоким духовным миром, ценностными ориентирами и связано также с территорией, где они родились.
Например, много лиц еврейской национальности считают своей Родиной Израиль, хотя и сами они, и предки их в десятом поколении родились в России.
Другие же родились и проживают в Израиле, но именно Россию считают Родиной, откуда когда-то выехали их родители.
Так же, многие из респондентов, родившихся за рубежом: дети, внуки русских эмигрантов, особенно дворян, казаков, крестьян, ушедших из России вместе с остатками армий Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича, считают соей Родиной, Отечеством страну своих предков — Россию.
В Большой Советской Энциклопедии несколько упрощенно записано, что Родина (Отечество, Отчизна) — это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является. Более сложное, но весьма полное определение дано в словаре «Научный коммунизм» (1985): «Отечество— данная политическая, социальная среда, в которой живет и трудится народ. Отечество— сложное общественное явление, охватывающее целую совокупность разнородных сторон жизни и деятельности общества. Социальную среду — социальные отношения, обусловленные классовой структурой общества. Политическую среду — систему политических отношений и организаций общества, культурную среду— формы и типы культур, распространенные в обществе...».
Однако в данном определении, акцентированном на политические явления, почему-то нет должного внимания к территории, где живет данный человек. Кроме того, такие понятия как «Родина» и «Отечество» иногда рассматривают как синонимы, хотя они и стоят часто в едином контексте, различия между ними, безусловно, имеются. Понятие «Отечество», на наш взгляд, в большей степени имеет социально-политическую окраску.
Например, моей родиной является Урал, город Челябинск, а отечеством — Россия. Правда, Россия также является моей Родиной, но город Челябинск нельзя назвать Отечеством. Далее, говорят о том, что, например,
12
родина кенгуру — Австралия и не скажешь, что Австралия является отечеством для кенгуру.
Исходя, в известной мере, из психолого-педагогических позиций мы считаем возможным обратиться к следующим определениям.
Родина — это родная страна, местность, просторы земли с ее природой, морями, реками, озерами. Очаг, где человек родился, где обычно жили его предки. Это народ с соответствующей культурой, языком, историей, традициями, с которыми имеются прочие устойчивые, эмоционально окрашенные связи.
Конечно, введение в понятие «Отечества» таких его составляющих, как родная земля, народ, культура, представляется нам справедливым, но они не должны обособляться или чрезмерно усиливаться как, например, в определении Е. Осипова и И. Романова, где одновременно говорится о родной земле и территории, будто их следует различать.
Наверное, понятие Родина должно отражать и родные, любимые черты ее природы. Так для народов горного Кавказа символом родины является парящий в небе орел. Для северных жителей — олень, для обитателей бескрайних русских равнин с лесостепью — это березка и т.п.
Вне всякого сомнения, отечество несет в себе высокие черты социальности и духовности и, конечно, это связано с православным христианством — для русских, грузин, греков. Католичеством — для армян, поляков, французов. Лютеранством — для немцев, англичан, голландцев и т.д. Но едва ли правильно понятие «Отечество», в данном случае, чрезмерно политизировать, связывать непременно с демократическими завоеваниями свобод, как это считают СМ. Рогачев, М.А. Свердлин.
Демократию, как известно, многие сейчас понимают по-разному. Скажем, что угнетаемые русские крепостные крестьяне становились партизанами и выступали против Наполеона, практически, против ожидаемой демократии, но они защищали Родину и были патриотами.
Патриотизм всегда являлся выражением любви к Отечеству, преданностью ему, стремлением служить его интересам, бороться за счастье народа, преклонением перед его святынями. Отечество — это устойчивый, эмоционально окрашенный социальный образ родины, связанный с определенной территорией, с ее народом, языком, культурой, историей, природными ресурсами. «Родина — это все. Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», — как-то высказался писатель К. Паустовский.
Отсюда следует, что патриот— человек, любящий свою Родину, свой народ, язык, культуру. Уважает традиции, выражает безграничную любовь к Отечеству, доказывает это практическими делами по защите своего родного Отечества.
Так с чего же она начинается, наша Родина? Может быть со школьного двора, с пения птички в саду или что-то еще другое? И все же мы перечислили приметы родного края, так как существует большая разница между родными местами и той Родиной, которую мы всегда пишем с заглавной буквы.
13
Получается, что там, где родился — там и Родина? Да нет же, не Родина, а тоже родные места. Но как же быть, например, с армянами-репатриантами, плакавшие навзрыд, возвратившись на землю предков, которую они ранее не видели?
Можно не чувствовать волнения, подъезжая к деревне, из которой когда-то увезли ребенком, но все рано будешь волноваться, подплывая с далекой чужбины к никогда невиданным берегам.
На наш взгляд, само чувство Родины и любовь к Родине возникают у нас, по мере накопления собственных жизненных впечатлений и проникновения нашего сознания. В ту культуру, в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий и сказок, песен и языка, легенд и былин. Великих подвигов, которые Родина с ее талантливым народом, сотворила за все предшествующие века своего существования, своей истории.
С чувством патриотизма и готовностью защищать свое Отечество с оружием в руках, связано понятие военно-патриотического воспитания.
Но каково же предназначение России, русских, и как выяснить свое призвание тем людям, у которых родители разных национальностей?
В этом вопросе речь идет о назначении целой культуры. Если человек имеет родителей и предков разных национальностей, на самом деле он принадлежит той культуре, в которой он пребывает. На каком языке говорит, думает, пишет, в какую культуру он вносит свой вклад, — вот той культуре и принадлежит духовно. Что же касается предназначения России, то на наш взгляд, оно весьма серьезное и глубокое, потому что это связано с историческим положением нашей страны между Востоком и Западом. Ценности Востока и Запада всегда противостояли друг другу, и их возможное пересечение и синтез определяют во многом историческую миссию России.
В этой связи нельзя умалчивать о национализме. Дело в том, что национализм, как таковой, относится к области психологии: человеку свойственно внутренне отталкиваться от чего-то непохожего, чужого. Когда человек попадает в среду, где говорят на другом языке или диалекте, его раздражает аканье, оканье, ему хочется быть в той среде, к которой он привык. Более того, животные всегда боятся чужого, чужой — это первый враг, даже если это представитель того же вида. И вот на этой почве, в борьбе против чужаков, в защите своих территорий, охотничьих угодий, возникла такая психическая болезнь, называемой «ксенофобией», то есть боязнь чужого.
Но с развитием у народа высокой духовности и культуры «чужое» становится совсем иным— оно становится интересным. Было бы невероятно ужасно, если бы весь мир стал говорить сейчас на одном и том же языке, если бы вся культура превратилась в полное однообразие. Человечество прекрасно именно, в своем необычайно колоритном бытовом и культурном многоцветий. И вот там, где сознание поднимается высоко, там общество преодолевает ксенофобию, что является симптомом высокой духовности.
Военно-патриотическое воспитание— это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, своему го-
14
сударству, его Вооруженным Силам, развития нравственных, психических, физических качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью. Это формирование ряда военно-профессиональных навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках.
Чувство Родины— самое глубокое и сильное чувство в человеческой душе. В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д.Ушинский (1857) писал, что воспитание должно развивать у детей чуждое шовинизму ощущение национальной гордости, долга перед Родиной, понимание всей важности приоритета общих интересов над твоим сугубо личным.
К.Д. Ушинский никогда не был революционером, но формирование личности гражданина и патриота считал одной из важнейших задач школы.
Восхищаясь подвигами людей, защищавших свою страну от ее врагов, он утверждал, что любовь к Родине в результате познания пробуждается с истинной львиной силой: «Нет Родины — нет человека!».
Выступая перед молодежью, В.И. Ленин говорил, что любовь к Родине, к своему народу является одним из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.
В древнегреческой мифологии, литературе идея патриотизма была одной из наиболее ярких идей. Образы многих богов — выражение веры в силы природы, которые защищают от различных недугов, помогают противостоять врагам. У древних греков Зевс — Бог грома и молнии, Гефест — Бог войны, Деметра — Богиня плодородия. Все они — олицетворение гордости за свою страну и ее немеркнущие, культурные ценности и святыни.
Мифы о подвигах Геракла, о походах аргонавтов, о жизни Тесея, Прометея, в той или иной мере, переплетались с возвышенными чувствами патриотизма, в основе которых лежало чувство, любви к своему народу, своей Родине. Это же можно сказать о мифических образах Антея, Икара, Дедала.
Являясь древнейшей формой идеологии и своеобразным фантастическим отражением исторической действительности, мифы были также выражением верности своему государству, традициям, обычаям (СИ. Радциг, 1982; B.C. Сергеев, 1987 и др.).
В древней Спарте свободные ее граждане с 7-летнего возраста включались в различные формы общественного воспитания, содержанием которого, помимо военной и физической подготовки, являлось формирование высоких патриотических чувств.
О том, как мужественно сражались спартанцы, как и многие другие воины, защищая свое Отечество от более многочисленных её врагов, свидетельствуют Греко-Персидские войны, битвы при Марафоне, Фермопилах, Платеях и др., морские победы греков у острова Саламина, мыса Микале возле Эвримедонта! "
В древней Руси стихийное патриотическое воспитание имело свои корни в самой народной гуще, как в период развития язычества, так и после распространения христианства.
15
Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» высказывал мысли о верности Родине, любви к ней, братолюбии, осуждении княжеских распрей (И.М. Ивакин, 1901 и др.).
В замечательной поэме «Слове о полку Игореве» также выражаются патриотические идеи о прекращении междоусобных войн и призывы постоять за русскую землю, тревога за судьбу Родины (А.А. Потебня, 1914, А.С. Орлов, 1946 др.).
В период военных реформ Петра I была введена военная присяга, целью которой был призыв к честному исполнению воинского долга: «Не должен никто бегать назад, но стоять до последнего человека, как доброму солдату надлежит. Никто с места баталии прежде уступить не имеет, пока он от своего командира указ не получит...». (См.: Артикул воинский, 1716, с. 54).
Полны патриотического пафоса слова обращения Петра I к войскам перед Полтавской битвой: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Не должен никто помышлять, что сражается за Петра, но за государство Петру врученное, за род свой, за Отечество».
Петр I отказался от вербовки наемников после того, как в начале Северной войны они первыми сдались в плен шведам под Нарвой. Поэтому рекрутов стали набирать по русским деревням и затем готовить из них солдат и матросов для будущих побед под Полтавой и на мысе Гренгам.
После смерти Петра I в стране многое изменилось в худшую сторону. Реформы приостановились или приняли деструктивный характер. Особенно это коснулось периода правления царицы Анны Иоановны, когда возникла так называемая «бироновщина», связанная с преобладанием во властных структурах выходцев из немецкого дворянства. Немцы-чиновники, во главе с царским фаворитом герцогом Э.И. Бироном, различными уловками, инструкциями, указами старались принизить значимость русского народа в истории цивилизации, демонстрировали пренебрежение к русской культуре, к боевым традициям армии (Н.М. Карамзин, 1842; СМ. Савельев, 1965 и др.).
В дореволюционной российской армии формированию личности солдат и особенно офицерского корпуса уделялось большое внимание. Высокий боевой дух и чувство патриотизма всегда отличали российского воина. Он знал, что служит не для обогащения или других личных выгод, а служит Отечеству. И защищая свою страну и другие народы, даже в завоевательных войнах военнослужащий преумножал славу России.
В российской армии были созданы соответствующие воспитательные структуры, призванные формировать необходимые личностные и гражданские качества воинов — такие как смелость, мужество, гражданское достоинство, офицерская честь и т.п. "Армию называют великой молчальницей, — писал один из военных теоретиков того времени П. Краснов. — Ибо армия есть только покорное орудие в руках правительства, слепо и безропотно исполняющее все его предписания. Но эта великая молчальница говорит громовым голосом: голосом пушек и пулеметов, самым страшным языком — языком смерти. Как же высоко должно быть воспитание армии, из каких ры-
16
царственных элементов она должна состоять для того, чтобы быть готовой отдать все — покой и уют, семейное счастье, силы, здоровье и самую жизнь во имя Родины, во имя ее спасения и блага"1.
Воспитательной работе в Красной Армии уделялось гораздо больше внимания, чем в царской. При формировании частей был введен институт комиссаров, которые проводили воспитательную работу с личным составом всех категорий. Эта работа давала достаточно хорошие результаты, о чем свидетельствует высокий боевой дух армии в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Молодежь считала за честь служить в рядах Красной Армии, а красный офицер был образцом для подражания молодого поколения.
Советская армия наряду со многими другими традициями унаследовала от Красной Армии и систему военно-патриотического воспитания молодежи. Успехи воспитательной работы были налицо. В пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия матери без большой тревоги, а нередко и с радостью отправляли своих сыновей служить в армию, поскольку из Вооруженных Сил молодые люди возвращались более организованными, самостоятельными, с закаленной волей и здоровьем.
Рассматривая вопрос о совершенствовании военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы в деятельности военных учреждений культуры имеет богатый опыт. Особенно интересны традиции и организация и проведения такого воспитания средствами культурно-досу-говой работы. Анализ имеющейся научной и специальной литературы, посвященный вопросам культуры, досуга и культурно-досуговой работы свидетельствует о том, что различные аспекты данной проблемы давно привлекали к себе внимание крупных ученых.
История становления и развития военно-патриотического воспитания молодежи средствами культурно-досуговой работы уходит своими корнями в прошлые века. Правда, велась такая деятельность в прошедших столетиях в армии без определенной системы, ибо, как таковых военных учреждений культуры, в сегодняшнем понимании этих слов, тогда не существовало.
В 50—60 годы XIX-го столетия элементы организации досуга начинают приобретать форму и содержание, складываться в систему воспитательной работы в обществе, Вооруженных Силах и была подчинена лозунгу: «За Веру, Царя и Отечество!»
С педагогической точки зрения представляет интерес исследование проблем военно-патриотического воспитания молодежи средствами культурно-досуговой работы в период военной интервенции и гражданской войны. В деле широкой пропаганды защиты Отечества, создания и развития системы военных учреждений культуры значительную роль сыграло появление библиотек, школ, народных домов, клубов, народных университетов, лекториев, кинематографа.
1 Краснов П. Армия. //Русский колокол. 1918. вып. 3. — С. 8—13.
17
Складывающаяся после революции обстановка заставляла правительство анализировать ситуацию в стране и армии. Особого внимания требовало к себе наличие множества политических партий и движений, определение их роли в духовной жизни молодежи. В этой связи важное место в системе военно-патриотического воспитания в тот период занимал Пролеткульт1, который представлял собой государственный институт со своими структурами по горизонтали и вертикали власти.
К 1920 году Пролеткульт объединял около 500 тысяч членов. Журнальная деятельность Пролеткульта свидетельствует о размахе движения. Так на долю пролеткультовских изданий приходилось: в 1918 г. — 3,5%, в 1919 г. — 13,5% всей журнальной продукции страны.
К числу крупных пролеткультовских журналов, внесших большой вклад в дело обороны страны, защиты Отечества, воспитания молодежи, следует отнести такие как: «Пролетарская культура», «Грядущее», «Гудки» и др.
Одним из самых важных направлений в культурной политике того периода была ликвидация неграмотности населения. От решения этой задачи зависели настоящее и будущее страны, ее место и роль в развитии человеческой цивилизации.
Основная часть работы по ликвидации неграмотности приходилась на культпросветучреждения Красной Армии, так как других в государстве не было. Вся внешкольная работа в армии стала называться политико-просветительной, а внешкольные учреждения— политпросветучреждения-ми. Школы способствовали: накоплению знаний, навыков и умений, формированию общественного сознания и самосознания, поднятию культурного уровня.
О развитии и совершенствовании сети культурно-просветительных военных учреждений в данный период свидетельствуют следующие данные. Если к началу 1919 года в Красной Армии насчитывалось 383 клуба, то уже к концу того же года их было 1315, а к ноябрю 1920 года — 2430.
Активно развивалось и библиотечное дело. Так в конце 1918 года в Красной Армии насчитывалось всего 1796 библиотек, в 1920 году их число возросло до 10029. Из Центра в библиотеки военных частей и гарнизонов было направлено около 34 млн. экземпляров книг.
Удовлетворению растущих культурных запросов рабочей молодежи служила театральная деятельность. Такие остросюжетные драмы как «Ткачи», «Савва» в Петрограде ставились сотни раз. При Малом театре в Москве также была организована театральная труппа, силами которой было поставлено более 170 спектаклей. Мощным средством в деле просвещения и воспитания молодежи являлся самодеятельный красноармейский театр. Впервые в мировой практике кино стало использоваться не как средство развлечения, а в целях политического просвещения и патриотического воспитания молоде-
1 См.: Золотарев О.В. Культура, просвещение и досуг в Вооруженных Силах. — М.: ГАВС, 1993, — С.25.

Рекомендации парламентских слушаний на тему "О совершенствовании законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан РФ"

28 ноября 2005 года г. Москва

Участники парламентских слушаний на тему "О совершенствовании законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан России" – депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и общественных объединений, обсудив широкий круг вопросов, связанных с работой военно-исторических музеев по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, отмечают ее исключительную важность и актуальность.

За последние годы проведена значительная организационная и содержательная работа по становлению системы патриотического воспитания в Российской Федерации. Важное место в этой системе занимают музеи страны, в т.ч. военно-исторические. Часть конкретных мероприятий музеев включены в государственные программы патриотического воспитания граждан на 2001-2005 годы и на 2006-2010 годы.

Музеи страны хранят основные богатства культурного наследия государства, которое является одной из опор патриотического воспитания граждан. В музеях Российской Федерации, в том числе в более чем 100 военно-исторических, хранится около 80 млн. музейных предметов. Их многолетний опыт работы позволил выработать разнообразные формы научной, научно-просветительной, культурно-образовательной, экспозиционно-выставочной деятельности с использованием культурно-исторического наследия, целенаправленно привлекая широкую аудиторию посетителей различных социальных групп и возрастных категорий. Только в 2004 году музеи страны посетило около 74,5 млн. человек. Это свидетельствует о том, что в условиях новых реалий современной России, изменившегося менталитета подрастающего поколения именно музеи, и, прежде всего, военно-исторические и исторические, явились тем живым организмом практической работы, показавшим себя способным на развитие, на новые адекватные способы и методы воспитательно-патриотической деятельности. Использование современных информационных технологий, прежде всего по линии сети Интернет, позволило многократно расширить музейную аудиторию в интересах патриотического воспитания. Подготовка и проведение празднования 60-летия Победы привела к выработке и апробации новых форм музейной работы по патриотическому воспитанию. Следует отметить в связи с этим активную деятельность Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, который фактически стал федеральным музейным центром патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Вместе с тем отмечается, что в настоящее время в системе патриотического воспитания граждан роль музеев недооценивается. Назрела необходимость кардинального решения проблем исторических и военно-исторических музеев и превращения их в базовые организации межведомственных мероприятий, создания и развития новых форм воспитательно-патриотической работы. Однако законодательная политика государства, нормотворческая деятельность государственных органов исполнительной власти создает угрозу существования одного из основных звеньев практической работы по патриотическому воспитанию, каковыми являются военно-исторические музеи и музеи в целом, и сохранности культурного наследия. Остаточный принцип финансирования учреждений культуры, сокращение бюджетного финансирования напрямую затронуло музеи страны. Это положение усугубляется ликвидацией льготного налогообложения на землю и имущество. Несовершенная государственная политика в отношении материальной и моральной заинтересованности меценатов и спонсоров сужает источники финансирования музеев. Кроме того, отсутствует механизм привлечения частных инвестиций для развития музеев, не продуман системный подход в финансировании затрат по обеспечению сохранности Музейного фонда через целевые федеральные программы, имеет место практика сокращения финансирования существующей ФЦП «Культура России на 2001-2005 гг.». Низкая заработная плата работников музеев остро ставит вопрос об их профессиональном и кадровом составе, о привлечении молодых специалистов.

Для решения первоочередных проблем, связанных с совершенствованием законодательства в области государственной поддержки военно-исторических и исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан России, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

- поручить Правительству Российской Федерации подготовить предложения о включении культуры, как отрасли экономики страны в число приоритетных национальных проектов;

- дать поручение МВД России разработать и осуществить комплекс мероприятий по обеспечению надлежащей охраны музеев и хранящихся в них музейных ценностей, являющихся частью национального достояния страны, от преступных посягательств.

Правительству Российской Федерации поручить:

- рассмотреть и решить вопрос о сохранении музеев как бюджетных учреждений с одновременным соблюдением их права на самостоятельное расходование внебюджетных средств;

- организовать действенный контроль за качественным проведением и финансированием мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Культура России на 2001-2005» и на 2006-2010 гг.»; рассмотреть вопрос о расширении Федеральной целевой программы "Культура России" на

2006-2010 гг. в части сохранности Музейного фонда России на основе мониторингов, в особенности финансирования строительства новых фондохранилищ.

Министерству финансов России:

- для обеспечения сохранности Музейного фонда РФ и организации выставок, посвященных памятным датам истории Отечества, решить вопрос об увеличении финансирования музеев, в т.ч. военно-исторических;

- решить вопрос о полной финансовой компенсации налогов на землю и имущество музеев;

- рассмотреть вопрос об исчислении оплаты труда работников музеев на основе прожиточного минимума, официально установленного в субъектах Российской Федерации;

- рассмотреть вопрос о целевом финансировании в 2006 году: создания новой основной экспозиции во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 08.11.2003 ПР-2025; реэкспозиции выставки военной техники под открытым небом, строительства павильона для ретротехники в Парке Победы; строительства фондохранилища Федерального государственного учреждения культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

Минкультуры России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России рассмотреть и решить вопрос о системе федеральных и музейных учреждений субъектов Российской Федерации как базовых организациях для проведения межведомственных патриотических мероприятий и апробации новых форм этой работы с созданием всероссийского музейного центра по патриотическому воспитанию на базе Федерального государственного учреждения культуры "Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

Минэкономразвития России, Минобороны России, Минкультуры России, Минрегионразвития России, МВД России обобщить поступившие на парламентские слушания конструктивные предложения о развитии военно-исторических музеев, подготовить предложенияо механизме их осуществления, в том числе с привлечением частных инвестиций.

Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством обороны РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций, МВД России, ФСБ России рассмотреть вопрос о включении в общеобразовательные программы посещение исторических и военно-исторических музеев, а также использовании интернет-рессурсов, в т.ч. мультимедийного проекта «Победитель»; о проведении на конкурсной основе систематических выставок общественных школьных музеев в краеведческих музеях субъектов Российской Федерации, и лучших из них – в центральных исторических и военно-исторических музеях.

Минкультуры России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Минрегионразвития России рассмотреть вопросы разработки и законодательного закрепления механизма финансирования государственных и муниципальных музеев различными уровнями бюджетов Российской Федерации, а также привлечения частных инвестиций в музейную деятельность.

Минздравсоцразвития России рассмотреть вопрос о расширении перечня наименований должностей с учетом характера выполняемых работ сотрудниками музеев, увеличения им максимального разряда по должностям до 15 разряда включительно.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- при рассмотрении проектов федеральных законов учитывать необходимость создания благоприятных правовых и финансовых условий для исторических и военно-исторических музеев, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- предложить Комитету Государственной Думы по делам ветеранов направить в соответствующие Министерства и ведомства поступившие предложения о развитии исторических и военно-исторических музеев Российской Федерации в ходе подготовки и проведения парламентских слушаний; рассмотреть и внести изменения в Федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в части хранения и использования найденных в результате поисковой работы оружия, иных средств вооружения и др. предметов, предусмотрев приоритеты военно-исторических музеев (ст.9); рассмотреть возможность разработки проекта Федерального закона "О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации";

- предложить Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотреть и внести изменения в законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за присвоение кладов, представляющих культурно-историческую ценность;

- предложить Комитету Государственной Думы по культуре рассмотреть и внести изменения в Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", дополнив статьями 18,24,34, ранее исключенными Федеральными законами от 10.01.2003 № 15-ФЗ и от 2.08.2004 № 122-ФЗ; при заслушивании в рамках «правительственного часа» руководителей министерств и ведомств о состоянии дел в подведомственной отрасли ставить вопрос о деятельности музеев и обеспечения сохранности их музейных фондов;

- предложить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотреть вопрос о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ (ст.ст. 30, 31) в части освобождения государственных и муниципальных музеев от налогообложения на имущество и землю, а также в законодательство Российской Федерации, поощряющих спонсорскую и меценатскую деятельность организаций и частных лиц, предусматривающих их льготное налогообложение;

- предложить Комитету Государственной Думы по безопасности рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в части введения понятия "музейное оружие" или "оружие, имеющее культурно-историческую ценность", предусмотрев механизм его экспертной оценки и оборота;

- предложить Комитету Государственной Думы по образованию и науке рассмотреть вопрос о внесении поправок в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", определив музеи как особую категорию научно-исследовательских учреждений и порядок установления этого статуса с учетом специфики их деятельности;

- предложить Комитету Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 14, 15, 150), определив полномочия и гарантии финансирования учреждений культуры (в том числе музеев) муниципальных образований.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- принять меры по поддержке и развитию военно-исторических и исторических музеев как базовых учреждений культуры в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- рассмотреть вопрос о разработке и законодательном закреплении механизма финансирования государственных и муниципальных музеев различными уровнями бюджетов субъекта Российской Федерации;

- использовать опыт г. Москвы (в части льготы по земельному налогу, установленной Законом города Москвы от 05.11.03 № 64 "О налоге на имущество организаций") и города Санкт-Петербурга (в части льготы по налогу на имущество организаций, установленной Законом города Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" от 26.11.03 № 684-96) по освобождению учреждений культуры, в т.ч. музеев, от налогообложения на землю и имущество как приоритетного направления в области поддержки культуры и сохранности культурного наследия.

Правительству г. Москвы:

- рассмотреть и решить вопрос о внесении изменений в Постановление Правительства г. Москвы от 21.12.2004 г. № 882-ПП в части восстановления льготных ставок по арендной плате в отношении федеральных музейных учреждений как приоритетного направления деятельности в области поддержки культуры и сохранности культурного наследия.

Участники парламентских слушаний выражают уверенность, что выполнение указанных мероприятий позволит сохранить и обеспечить стабильное развитие музейной сети Российской Федерации, как исторически сложившегося важнейшего звена в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Рекомендации рассмотрены и утверждены решением

Комитета Государственной Думы по делам ветеранов

14 декабря 2005 года протокол № 28

Председатель Комитета Н.Д.Ковалев

Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 4 Глава I. Музей в системе формирования гражданина и патриота. 33 1.1. Развитие российских музеев как институтов историко-патриотического воспитания. 33 1.2. Становление музеев воинской славы. 61 1.3. Достижения и противоречия историко-патриотического воспитания в советский период. 86 Глава II. Реализация культуросозидающего потенциала музея (итоги формирующего социально-педагогического эксперимента в Центральном военно-морском музее). ПО 2.1. Создание материальной базы историко-патриотического воспитания. ПО 2.2. Вовлечение музея в единую систему историко-патриотического воспитания. 128 2.3. Совершенствование методики использования культуросозидающего потенциала музея. 153 Глава III. Внедрение достижений отечественной науки и практики. 174 3.1. Использование научно-обоснованных механизмов вовлечения человека в мир культуры. 174 3.2. Обеспечение взаимосвязи историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания. 196 г ал 3.3. Создание открытой музейно-педагогической системы. 219

введение
Актуальность темы исследования. Определяя важнейшие направления развития страны в начале XXI века, Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы»1, целью которой является развитие системы патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Особое место в этой программе занимает историко-патриотическое воспитание, призванное формировать у россиян историческую память, обеспечивать связь поколений, сохранение и последовательное обогащение национально-культурных традиций.
Формирование исторической памяти - не самоцель. Это лишь ступень к историческому сознанию, которое, в свою очередь, во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь его гражданские качества. Воспитание историей через историческую память и историческое сознание, ведущее к утверждению патриотизма как качества личности, представляет собой многообразный процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Он протекает как в условиях воспитания, так и в более широкой сфере развития личности - сфере социализации. В нем принимают участие семья, школа, трудовой коллектив, Вооруж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: