Опыт реализации комплексных программ гражданского становления и патриотического воспитания молодежи
2.1. «Школа гражданского общества», г. Москва,
Цели и содержание работы.
История России богата традициями благотворительной и волонтерской деятельности. Но в последнее десятилетие интересы общества и государства были сосредоточены на других, чаще экономических и политических вопросах. Цель программы «Школа гражданского общества» - привлечение детей, подростков, молодежи к активному участию в формировании гражданского общества и развитие в них необходимых для этого качеств.
Основные задачи:
- обогащение социального опыта детей, подростков, молодежи;
- поддержка и стимулирование детско-молодежных общественных объединений в регионах России;
- привлечение известных и авторитетных представителей творческой интеллигенции, социальных педагогов к волонтерской работе с социально активными детьми и молодежью;
- поддержка и развитие творческой одаренности детей и подростков из малообеспеченных семей;
|
|
- разработка и принятие проектов, программ и других материалов перспективной деятельности в области развития и поддержки детских и молодежных социальных инициатив;
- комплексное психолого-педагогическое изучение подрастающего поколения с целью отработки социально-педагогических механизмов гражданского становления и стимулирования социальной активности детей и молодежи в деятельности детско-молодежных общественных объединений.
Деятельность волонтеров Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) в рамках программы «Школа гражданского общества» можно представить широким спектром специализаций:
- по профилю: помощник социального педагога-психолога семейного (широкого) профиля, помощник специалиста по социальной работе в сфере управления, помощник социального юриста, эколога, валеолога, культуролога, этнолога; помощники социального работника более узкой специализации (по работе с безработными, инвалидами, беженцами, группами риска, помощники медицинского социального работника и др.);
- по возрастной группе (социальная работа с детьми, молодежью, пожилыми людьми);
- в учреждениях (помощник школьного социального педагога, помощник социального работника в службе занятости, учреждениях культуры, спорта и т.д.);
- в специфических сферах микросреды (помощник социального работника на селе, в общине, в воинской среде и др.).
Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменению мотивационной сферы, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплины труда, выработке умения планировать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуаций.
|
|
Программа «Школа гражданского общества» включает в себя пять основных этапов.
I. Волонтерская деятельность по месту жительства, учебы:
- обучение в негосударственном (общественном) образовательном учреждении «Университет социальных инициатив» по специальной программе (основы социальной работы, валеологии, психологии, социологии, культуре речи и др.; занятия в мастер-классах известных людей региона и страны) - 4-6 часов в неделю, включая социально-педагогическую практику (индивидуальную и организованную);
- экскурсии, встречи со специалистами, «круглые столы»;
- деловые и ролевые игры («Выборы XXI века», «Как создать общественное объединение», «Как воплотить свою инициативу в программу деятельности организации», «Социальная инициатива XXI века»; «Школа и вуз: пространство для социальных инициатив») и др.
- участие в традиционных акциях ДИМСИ: «Цветы в больницу» (благотворительная акция в медицинских учреждениях); «Новогодний (Рождественский) подарок сироте» (благотворительная акция в школах-интернатах), «Открытка-поздравление ветерану» (благотворительные акции для участников боевых действий), «Каждому ребенку-инвалиду - друга и игрушку» (индивидуальное шефство над детьми-инвалидами); «Семилетний патриот» (организация военно-патриотических игр для детей, встреч с офицерами, ветеранами, солдатами); «Паспорт молодого гражданина России» (торжественное поздравление 14-летних подростков, получающих паспорта, беседа о правах и обязанностях гражданина, вручение «Паспорта молодого гражданина», содержащего основные права и обязанности гражданина России); «Подростку - о его правах» (лекции, деловые игры, тренинги димсистов-студентов и профессионалов для учащихся школ); «Как стать социально активным» (презентации ДИМСИ в форме деловой игры для школьников и студентов в образовательных учреждениях) и др.;
- участие в традиционных конкурсах ДИМСИ «Твои права - волонтер», «Кто лучше знает законы», «Типичные проблемные ситуации волонтера: как их решать», «Школьное и студенческое самоуправление: шаг в гражданское общество» и др.
II. Семинары-тренинги (продолжительность 5 дней). Они проводятся для тренеров региональных отделений проекта, представителей министерств, ведомств, органов исполнительной и законодательной власти, взрослых и юных лидеров детско-молодежных общественных объединений России, педагогов, социальных работников, журналистов и решают задачи:
- знакомство с опытом реализации молодежной политики в регионах России; с терминами молодежной политики; с технологиями привлечения молодежи к участию в жизни страны;
- создание возможности для диалога между государственными, неправительственными и коммерческими организациями;
- получение новых знаний, умений;
- стимулирования социально-педагогической деятельности региональных центров.
Количество участников каждого семинара - 150 человек, из которых: 100 человек - представители региональных подразделений проекта; 30 человек - представители принимающего регионального подразделения; 20 человек - тренеры и преподаватели. Всего семинаров за год - 3. Общее количество участников II этапа проекта - 900 человек. В семинарах-тренингах используется комплекс методов: пленарное заседание, активные формы и методы работы (деловые игры, тренинги, ролевые игры, творческие мастерские, мастер-классы и др.).
III. Региональные (межрегиональные) слеты волонтеров ДИМСИ. Проводятся ежегодно на базе лагерей, образовательных учреждений по планам и программам региональных отделений ДИМСИ для наиболее отличившихся волонтеров ДИМСИ. На данных мероприятиях определяются (в результате выборов или на конкурсной основе) делегаты для участия во всероссийском съезде.
|
|
IV. Всероссийский съезд волонтеров ДИМСИ Всероссийские (международные) съезды волонтеров ДИМСИ (участники - делегаты региональных слетов (дети, молодежь и взрослые), профиль - интеллектуальный лагерь, программа которого реализуется на базе детско-молодежных оздоровительных центров на морском побережье во временных детско-молодежно-взрослых коллективах). Съезд волонтеров ДИМСИ проводится 1 раз в два года, в течение 15 дней.
V. Последействие: анализ предварительных результатов на локальном, региональном и российском уровнях.
В работе в целом комплексно использованы основные виды деятельности, к которым могут быть привлечены дети, подростки, которая им доступна по возрастным особенностям, может быть интересна как по содержанию, так и методически продуманным разнообразным формам их участия.
Основные формы работы: сюжетно-ролевые, имитационные, познавательные, развлекательные игры; социально-педагогическая практика и благотворительные мероприятия; образовательные экскурсии, походы; творческие мастерские по интересам; краткий лекционный курс для детей и взрослых - волонтеров социальной работы; беседы, блиц-интервью; краткие монологи детей и взрослых на темы «Гражданское общество», «Демократические ценности», «Современный лидер»; социально-педагогическое проектирование и моделирование; тестирование и анкетирование и др.
Кадровое обеспечение: состав лекторов и преподавателей из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Кирова, Рязани, Пензы, Тамбова, Владимира, Московской области (преподаватели вузов, писатели, журналисты, художники, социальные работники, научные сотрудники Российской Академии образования и др.), из них 12 с учеными степенями доктора и кандидата наук; бухгалтер и обслуживающий персонал, всего 30 человек.