Никитина Л.Е., Нагаев И.Г., Тетерский С.В. и др

Опыт реализации комплексных программ гражданского становления и патриотического воспитания молодежи

2.1. «Школа гражданского общества», г. Москва,

Цели и содержание работы.

История России богата традициями благотворительной и волон­терской деятельности. Но в последнее десятилетие интересы общест­ва и государства были сосредоточены на других, чаще экономических и политических вопросах. Цель программы «Школа гражданского общества» - привлечение детей, подростков, молодежи к активному участию в формировании гражданского общества и развитие в них необходимых для этого ка­честв.

Основные задачи:

- обогащение социального опыта детей, подростков, молодежи;

- поддержка и стимулирование детско-молодежных общественных объединений в регионах России;

- привлечение известных и авторитетных представителей твор­ческой интеллигенции, социальных педагогов к волонтерской работе с социально активными детьми и молодежью;

- поддержка и развитие творческой одаренности детей и под­ростков из малообеспеченных семей;

- разработка и принятие проектов, программ и других материа­лов перспективной деятельности в области развития и поддержки детских и молодежных социальных инициатив;

- комплексное психолого-педагогическое изучение подрастающе­го поколения с целью отработки социально-педагогических механиз­мов гражданского становления и стимулирования социальной актив­ности детей и молодежи в деятельности детско-молодежных общест­венных объединений.

Деятельность волонтеров Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) в рамках программы «Школа гражданского общества» можно представить широким спектром специа­лизаций:

- по профилю: помощник социального педагога-психолога семей­ного (широкого) профиля, помощник специалиста по социальной рабо­те в сфере управления, помощник социального юриста, эколога, ва­леолога, культуролога, этнолога; помощники социального работника более узкой специализации (по работе с безработными, инвалидами, беженцами, группами риска, помощники медицинского социального ра­ботника и др.);

- по возрастной группе (социальная работа с детьми, моло­дежью, пожилыми людьми);

- в учреждениях (помощник школьного социального педагога, помощник социального работника в службе занятости, учреждениях культуры, спорта и т.д.);

- в специфических сферах микросреды (помощник социального работника на селе, в общине, в воинской среде и др.).

Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменению мо­тивационной сферы, воспитанию потребности в общественной деятель­ности, сознательной дисциплины труда, выработке умения планиро­вать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуа­ций.

Программа «Школа гражданского общества» включает в себя пять основных этапов.

I. Волонтерская деятельность по месту жительства, учебы:

- обучение в негосударственном (общественном) образователь­ном учреждении «Университет социальных инициатив» по специальной прог­рамме (основы социальной работы, валеологии, психологии, социоло­гии, культуре речи и др.; занятия в мастер-классах известных лю­дей региона и страны) - 4-6 часов в неделю, включая социально-пе­дагогическую практику (индивидуальную и организованную);

- экскурсии, встречи со специалистами, «круглые столы»;

- деловые и ролевые игры («Выборы XXI века», «Как создать общественное объединение», «Как воплотить свою инициативу в прог­рамму деятельности организации», «Социальная инициатива XXI ве­ка»; «Школа и вуз: пространство для социальных инициатив») и др.

- участие в традиционных акциях ДИМСИ: «Цветы в больницу» (благотворительная акция в медицинских учреждениях); «Новогодний (Рождественский) подарок сироте» (благотворительная акция в шко­лах-интернатах), «Открытка-поздравление ветерану» (благотвори­тельные акции для участников боевых действий), «Каждому ребен­ку-инвалиду - друга и игрушку» (индивидуальное шефство над деть­ми-инвалидами); «Семилетний патриот» (организация военно-патрио­тических игр для детей, встреч с офицерами, ветеранами, солдата­ми); «Паспорт молодого гражданина России» (торжественное поздрав­ление 14-летних подростков, получающих паспорта, беседа о правах и обязанностях гражданина, вручение «Паспорта молодого граждани­на», содержащего основные права и обязанности гражданина России); «Подростку - о его правах» (лекции, деловые игры, тренинги дим­систов-студентов и профессионалов для учащихся школ); «Как стать социально активным» (презентации ДИМСИ в форме деловой игры для школьников и студентов в образовательных учреждениях) и др.;

- участие в традиционных конкурсах ДИМСИ «Твои права - во­лонтер», «Кто лучше знает законы», «Типичные проблемные ситуации волонтера: как их решать», «Школьное и студенческое самоуправле­ние: шаг в гражданское общество» и др.

II. Семинары-тренинги (продолжительность 5 дней). Они проводятся для тренеров региональных отде­лений проекта, представителей министерств, ведомств, органов ис­полнительной и законодательной власти, взрослых и юных лидеров детско-молодежных общественных объединений России, педагогов, со­циальных работников, журналистов и решают задачи:

- знакомство с опытом реализации молодежной политики в реги­онах России; с терминами молодежной политики; с технологиями привлечения молодежи к участию в жизни страны;

- создание возможности для диалога между государственными, неправительственными и коммерческими организациями;

- получение новых знаний, умений;

- стимулирования социально-педагогической деятельности реги­ональных центров.

Количество участников каждого семинара - 150 человек, из ко­торых: 100 человек - представители региональных подразделений проекта; 30 человек - представители принимающего регионального подразделения; 20 человек - тренеры и преподаватели. Всего семинаров за год - 3. Общее количество участников II этапа проекта - 900 человек. В семинарах-тренингах используется комплекс методов: пленар­ное заседание, активные формы и методы работы (деловые игры, тре­нинги, ролевые игры, творческие мастерские, мастер-классы и др.).

III. Региональные (межрегиональные) слеты волонтеров ДИМСИ. Проводятся ежегодно на базе лагерей, образовательных учреждений по планам и программам региональных отделений ДИМСИ для наиболее от­личившихся волонтеров ДИМСИ. На данных мероприятиях определяются (в результате выборов или на конкурсной основе) де­легаты для участия во всероссийском съезде.

IV. Всероссийский съезд волонтеров ДИМСИ Всероссийские (международные) съезды волонтеров ДИМСИ (участники - делегаты региональных слетов (дети, молодежь и взрослые), профиль - интеллектуальный лагерь, программа которого реализуется на базе детско-молодежных оздоровительных центров на морском побережье во временных детско-молодежно-взрослых коллек­тивах). Съезд волонтеров ДИМСИ проводится 1 раз в два года, в течение 15 дней.

V. Последействие: анализ предварительных результатов на локальном, региональном и российском уровнях.

В работе в целом комплексно использованы основные виды деятельности, к которым могут быть привлечены дети, подростки, которая им доступна по возрастным особенностям, может быть интересна как по содержанию, так и методически продуманным разнообразным формам их участия.

Основные формы работы: сюжетно-ролевые, имитационные, позна­вательные, развлекательные игры; социально-педагогическая практи­ка и благотворительные мероприятия; образовательные экскурсии, походы; творческие мастерские по интересам; краткий лекционный курс для детей и взрослых - волонтеров социальной работы; беседы, блиц-интервью; краткие монологи детей и взрослых на темы «Граж­данское общество», «Демократические ценности», «Современный ли­дер»; социально-педагогическое проектирование и моделирование; тестирование и анкетирование и др.

Кадровое обеспечение: состав лекторов и преподавателей из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Кирова, Рязани, Пензы, Тамбова, Владимира, Московской области (преподаватели вузов, пи­сатели, журналисты, художники, социальные работники, научные сот­рудники Российской Академии образования и др.), из них 12 с уче­ными степенями доктора и кандидата наук; бухгалтер и обслуживаю­щий персонал, всего 30 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: