double arrow

Парадоксально, но факт

Парадоксально, но факт

В Египте почитают родителей: на склоне лет старики живут в семье, окруженные заботой. Но к памятникам древности никто не проявляет интереса. Залог их сохранности - туристы, главный источник доходов страны.

Египтяне образно называли свою страну "Чёрное и Красное". Чёрная страна была плодородной, ежегодно затопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным средством удобрения. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по праву называют "Даром Нила". Густые болотные заросли дельты Нила были родиной растения папирус и цветка лотос, которые повлияли на форму колонн египетской архитектуры. Красная страна - это метафора для бесплодной, выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Всё, что было за пределами долины Нила, египтянин отражал одним и тем же словом "пустыня" и писал его вместе с символом также для обозначения гор, заграницы и др.

Священный трепет древнеегипетское искусство вызывает буквально у сотен миллионов людей. Эта культура до сих пор остается загадочным, таинственным, неведомым и постоянно преподносящим все новые открытия событием.

Парадокс состоит в том, что источники по истории Древнего Египта гораздо более скупы и обрывочны, чем материалы по истории Шумера, например, и относительно документированной является лишь история Нового царства. О политических событиях и социально-экономическом устройстве Египта времен Старого, Древнего и Среднего царства мы знаем крайне мало. Ведь основным бытовым материалом, на котором писали древние египтяне, был папирус, сохраняющийся гораздо хуже, чем глиняные таблички шумеров. Поэтому главным источником по истории Египта этого времени для нас являются пирамиды, гробницы и заупокойные стелы. Иероглифические надписи и рисунки на их поверхностях таят в себе значительную информацию, но ее явно недостаточно для сколько-нибудь подробной реконструкции социальной и культурной жизни египтян этого периода, кроме того, такая информация далеко не всегда поддается однозначному истолкованию. Из всего сказанного следует малоутешительный вывод: наше представление о Египте как о чем-то давно знакомом и понятном - миф, рожденный европейской культурой и не имеющий под собой реальной исторической почвы (Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000).

Культура Древнего Египта зародилась 5 тыс. лет назад, но только сегодня мы узнаем ее черты. К примеру, о египетской религии, сложной и запутанной, человечество более или менее полно узнало лишь 20 лет назад. Оказалось, что в Древнем Египте было свыше 4000 богов и богинь. Половина из них были боги универсальные, которым поклонялись во всем Египте, а не только в одной или нескольких областях-номах. Все боги так или иначе были порождением или ипостасью главного бога: в одних источниках его называют богом солнца Ра, в других - Нетьер (Netjer).

2. Монолатризм.

Такую культурную композицию совсем недавно договорились называть монолатризмом (Monolatry - поклонение одному богу у язычников). Он не похож на классическое языческое многобожие, где все боги, входящие в пантеон, существуют как бы независимо друг от друга, хотя между ними сложилась определенная иерархия подчинения. Нельзя его уподобить и современному монотеизму, который характерен для христиан и мусульман. Здесь Бог - единое существо, рядом с которым нет никаких других богов. Монотеизм - это религиозная концепция единственного и трансцендентного Бога.

У египтян все сложнее: эти самые 4000 богов и богинь вроде бы каждый сам по себе, поскольку скульптурку божка можно поставить у себя дома и молиться ему. И в то же время - это различные атрибуты или проявления единого бога. Иными словами монолатризм отличается от монотеизма, политеизма и пантеизма тем, что разрешает молиться единому Богу и в то же время допускать существование других божеств.

Правильнее полагать, что единого Бога древних египтян звать Netjer. На древнеегипетском языке это имя означало «духовная, чудодейственная сила». Он сам себя создал и никогда не умрет. У него более 4000 индивидуальных имен, которые можно считать его личностями или формами проявления. Они выстраивались в незримую иерархию, по-разному почитались людьми и по-разному им помогали. Особенно почитался Бог солнца Pa. Во времена V династии культ бога Ра становится главным государственным культом. Фараоны считались живыми богами. Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса). Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы, или пиктографическое письмо - и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.
Бог Осирис Бог Ра

Иерархия была на небе, была она и на земле. В общественно иерархии жрецы стояли непосредственно за фараоном, и их влияние постоянно возрастало. В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военноначальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности определялось тщательно разработанным церемониалом, призванный демонстрировать подданным божественную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониальность пронизала все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу. Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена неандертальцев, получил у египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до ХХ столетия, также как и прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти.

В Древнем Египте существовали два типа гробниц: наземные, получившие свое наиболее величественное воплощение в пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах, получившие распространение в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип наземной пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (яркий пример - гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, тысячами статуй и несметными сокровищами.

Особое внимание уделялось сооружению и отделке жилищ богов - храмов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII-XIX династий. Храмы в Луксоре и Карнаке - это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска во дворе храма имеют высоту 30 метров и весят 1000 тонн каждый; большой колонный зал храма занимает 5,5 тысяч кв. метров, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. Только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.

3. Египетские мумии

Когда президент Египта Анвар Садат впервые посетил Каирский археологический музей - самый крупный некрополь в мире, в котором были выставлены царские мумии, то он был настолько шокирован этим зрелищем, что закрыл экспозицию для широкой публики на десять лет.

Потрясают египетские пирамиды, но не меньшее удивление вызывают и египетские мумии. Европейцы впервые обнаружили захоронения с мумиями в XV веке. С ними поступали по-разному иногда мумии попадали в руки коллекционеров а иногда их измельчали что бы приготовить чудо действенные лекарства Особый интерес начали проявлять к мумиям только в XIX веке. Увы, раскопки и исследования часто велись на скорую руку.

Рамсес II (1279-1212, Х1Х-ая династия) (Журнал GEO - № 1, март 1997 г.)

Египтяне фанатически верили в загробную жизнь, ей были посвящены предметы культуры и величественные постройки - пирамиды и храмы. Испещренные иероглифами стены погребальных камер рассказали о жизни древнейшего государства больше, чем другие археологические находки.

Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.

Умерших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и обворачивали погребальными пеленами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество зарождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Найденное в гробнице Тутанхомона нагрудное украшение со священными знаками должно было гарантировать фараону воскрешение

Для продолжения жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить.

4. Светское искусство.

Хотя религия стояла в египетском обществе на первом месте, светскому искусству отводилась необычайно важная роль. Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Так как искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

Египетские статуи представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

В изображении фараона были приняты следующие виды: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Символами фараона являлись полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; головная повязка; короны - белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). На повязке в середине лба укреплялось изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: