Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Занимательные факты




В 2002 г. европейские и египетские ученые провели исследование пирамиды Хеопса с помощью робота. Миллионы телезрителей по всему миру увидели, как робот пробирался внутрь пирамиды Хеопса. При помощи самых современных достижений техники археологи проникли в святая святых пирамиды Хеопса - потайную комнату, куда четыре тысячи лет не ступала нога человека. За 2 часа робот - 12-сантиметровый "Пирамидоход" - преодолел 65 метров тоннеля, специальной дрелью просверлил известняковую дверь, просунул через отверстие миниатюрную телекамеру и обнаружил потайную комнату, в которой оказалась новая дверь. Сокровищ не обнаружено. Чтобы роботу пройти дальше, потребуется еще год подготовки

Применение новейших методик ведения раскопок в 21 веке позволило ученым разгадать хитрости древнеегипетских архитекторов, которые часто создавали целые лабиринты ложных коридоров, чтобы сбить с толку возможных осквернителей гробницы фараона. Два французских археолога Жак Бардо и Франсин Дармон собрали все доступные сведения по архитектурным деталям гробниц фараонов первых шести династий, сведя их в подробные карты для каждого из захоронений. На основании полученных карт они провели макрофотосъемку сотен метров внутренних галерей пирамид. Сопоставив карты и фотографии, археологи обнаружили, что огромное число пристенных стыков в галереях являются искусно созданной фальсификацией. Они были вырезаны из камня, а потом закрыты слоем штукатурки или смешанной с известкой каменной крошкой. Таким образом, большая часть горизонтальных стыков оказались ложными. Это открытие, однако, позволило им обнаружить настоящие стыки и каменные стены, скрывающие вход в скрытые пустоты пирамид. Эти пустоты почти невозможно было обнаружить извне, поскольку изнутри они были присыпаны песком, прекрасно обеспечивающим их звукоизоляцию (MIGnews.com).

В древнем Египте мы сталкиваемся с формированием первых философских школ, которые начали вечный спор о том, что первично: дух или материальный мир. Жрецы Мемфиса считали, что все материальные предметы созданы из мыслей и слов бога Птаха - первобога. А жрецы Гелиополя верили в первичность материального мира - первобытных вод, из которых произошли и боги и все остальные явления и предметы окружающего мира. Есть бесспорные данные о том, что греческие философы учились у жрецов Египта.

Древний Египет оказал влияние на развитие культуры всего древнего мира, и в частности на становление греческой и римской цивилизаций

Ни одна из цивилизаций - ни древнеримская, ни древнегреческая, ни древнекитайская - не может соперничать по временной протяженности и давности с египетской. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет.




Лекция 4-1. Античная культура (Культура Древней Греции)

1. Культура архаической эпохи

2. Классический период

3. Эллинистический период

Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами ХV в. для обозначения культуры древних Греции и Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),

- гомеровский (XI-IX вв. до н. э.),

- архаический (VIII-VI вв. до н. э.),

- классический (V-IV вв. до н. э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях - минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классическийи эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

1. Культура архаической эпохи

В период архаики формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.



Наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее еще называют ионийской. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624-546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) - воздух, Анаксимандр (ок. 611-546 до н. э.) - апейрон (беспредельное).

Пифагор (ок. 540-500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до н. э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540-480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.

Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. Первый греческий философ Фалес написал серьезные астрономические труды, предсказывал солнечные затмения, был купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо, ок. 610 - ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII - VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н. э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня,которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н. э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.

К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилюсоответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.

Ордеры архитектурные: А - дорический; Б - ионический; В - коринфский; 1 - карниз; 2 - фриз; 3 - архитрав; 4 - капитель; 5 - ствол колонны; 6 - база

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную техникуросписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей. Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) - изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) - сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик - сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) - высокий сосуд с тремя ручками.

Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение - историко-документальное, так как изображения на них расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

2. Классический период

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480-323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

В V веке до н. э. окончательно складывается культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.

Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы - складной стул.

Фидий, Мирон, Поликлет и Праксительсоставили славу греческой скульптурыклассического периода. Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина - физически и духовно совершенного человека.

Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнопа (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

В понятие высокой классики входят также литературные достижения - создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила (525-456 до н. э.), Софокла (ок. 496-406 до н. э.) и Эврипида (485-406 до н.э.).

Трагедиявозникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами. В античных трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества. Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой - безличной силой, господствующей в природе и обществе. Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей.

Комедиякак самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства - драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н. э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445 - ок. 386), который превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни.

В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484-425 до н. э.), прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460-400 до н. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

Театр в Эпидавре (Пепопоннес). Архитектор Поликлет Младший. Верхние ряды - на высоте 22,5 м над круглой сценой (IV в. до н.э.)

Пятый век до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм.

Самый знаменитый храмовый комплекс - афинский Акрополь. Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают его одним из шедевров мировой архитектуры.

Греки - народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию - цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, - греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.

В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа - Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ(ок. 470-399 до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Платон(427-347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу - Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.

Ученика Платона - Аристотеля(384 - 322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436-338 до н. э.) и Демосфена (384-322 до н. э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430-355 или 354 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения.

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. - Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 - ок. 330 до н. э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека.

Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху Возрождения, а именно искусство светотени. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф.

3. Эллинистический период

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323-30 гг. до н. э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287-212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он - автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.

Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190-125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины Герофил (рубеж IV-III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion - храм муз), представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н. э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд - «Элементы». Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/351-293/290 до н. э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан - мимы1.

Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур(341-270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенониз Китиона (ок. 335 - ок. 262 до н. э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи - знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди - граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени - интерес к личности человека и его внутреннему миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Лекция 4-2. Античная культура (Культура Древнего Рима)

1. Формирование древнеримской культуры

2. Архитектура

3. Просвещение и наука.

4. Литература.

5. Театральное искусство

6. Изобразительное искусство

7. Религия.

8. Значение античной культуры.

1. Формирование древнеримской культуры

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI века до н. э.);

- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н. э.);

- период империи (30/27 гг. до н. э.- 476 г. н. э.).

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

2. Архитектура

Форумом (лат. forum - площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч.amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей(от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75-80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78х46 м) размещалась императорская ложа.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до н. э. император Август построил в Галлии амфитеатр - монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану - с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

3. Просвещение и наука.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств - грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I - II веках географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 - после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24-79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 - ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит - автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 - ок. 127). Главное сочинение - «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) - и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I-II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.- 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121-180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

4. Литература.

В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106-43 до н. э.) - величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории риторики. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96-55 до н. э.) и Катулл (87/84 - ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65-8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.- ок. 18 н. э.), из-под пера которого вышли любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения. Овидий оказал большое влияние на литературу средневековья и Bозрождения.

Самый знаменитый из римских поэтов Вергилий (70-19 до н. э.) написал свою «Энеиду» по заказу Августа. В ней он воспевал историю римского народа и прародителей рода Августа.

Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 - ок. 119), сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (?-66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190). Выдающимся писателем был Варрон (116-27 до н. э.). Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматических, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250-184 до н. э.), Теренций (190-159 до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорченность греков непорочности римлян.

5. Театральное искусство

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудочным принципам.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.

Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне - наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет - это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел великолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

6. Изобразительное искусство

Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпей, Геркуланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свидетельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.

7. Религия.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу - «я даю, чтобы ты дал мне».

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.

8. Значение античной культуры.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

1. Исторические этапы

2. Алфавит

3. Живопись и каллиграфия

4. Архитектура и зодчество

5. Достопримечательности

6. Пещерные храмы.

7. Скульптура

8. Философия и религия

Книга перемен

Конфуцианство.

Даосизм.

Буддизм

9. Монастырь Шаолинь

На протяжении многих веков Китай был изолирован от западной цивилизации, сам собой представляя целый мир. В XIII веке в Китае насчитывалось 110 миллионов жителей, что составляло около 30% всего населения земного шара. Священная Римская Империя в те времена имела не более 10 млн. Сейчас в Китае более 1,3 миллиардов жителей.

Китай - одна из четырех стран мира, где прежде всего зародилась блестящая цивилизация. По уровню развития древней цивилизации, насчитывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном и Индией. По официальным данным, в стране существует более 5 тысяч ценнейших исторических и культурных памятников.

1. Исторические этапы

Археологические находки свидетельствуют, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (ок. 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины.

Очагом древнекитайской цивилизации был бассейн Хуанхэ, а также, бассейн Янцзы. В бассейне Янцзы были обнаружены первобытные сельскохозяйственные орудия и зерна риса, насчитывающие 7 тысяч лет.

Культурологи выделяют два исторических этапа, в течение которых формировалась протокитайская цивилизация. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (III-II тысячелетия до н.э., названа по месту первых находок в провинции Хэнань). Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. Она датируется XXIV-XV вв. до н. э., локализуется в основном в Хэнани. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа площадью 3,75 кв. км, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн, площадью 100 кв. м (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства.

Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Другая культура эпохи неолита, Луншань, получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.

Первая китайская династия Ся продолжалась с 2205 до н.э. по 1557 до н.э., по другой хронологии - с 1989 до н.э. до 1756 до н.э. Правление второй династии Инь приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. В этот период на территории Китая формируется раннерабовладельческое государство. Последовавшая затем династия Чжоу отметилась в истории Китая строительством ирригационных сооружений, созданием централизованного протофеодального государства и развитием земледелия. Но не только этим. В эпоху Чжоу была написана знаменитая «Книга перемен» - сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое. А кроме того, еще несколько выдающихся произведений, в частности, «Книга истории» и «Книга поэзии» сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в «Книге перемен» традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. В эпоху позднего Чжоу зародилось конфуцианство, хотя доминирующее положения в обществе оно заняло лишь несколько столетий спустя. В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э. В конце 3 века в Китае возникла централизованная империя Цинь, ее сменила империя Хань (206 до н. э. - 220 н. э.).

Считается, что с 221 г. до н.э. в истории Китая открылась новая страница: рождается империя Цин - тоталитарное государство, структура которого с небольшими переменами существует и в наше время. Во главе государства стоит император, обладающий абсолютной властью, такой, какой не имел ни один из европейских властителей.

В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. Наиболее известными местами буддийских святынь являются горы: Утайшань (Шаньси), Эмэй (Сычуань), Цзюхуашань (Аньхой), Пу-тошань (Чжэцзян). В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.

В развитии феодальной культуры выделяют несколько этапов: 1) ранний период (4-6 века), 2) период расцвета (7-13 века) и 3) поздний период (14-середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья.

Феодальный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков н.э., а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. На раннем этапе средневековья, например, представления об устройстве мира полнее всего связывались с буддийской пластикой и прекрасными небожителями - музыкантами и танцовщицами, земля мыслилась обиталищем множества добрых и злых духов, милосердных божеств-спасителей. В конце VI - начале VII в. создан жанр литературной новеллы. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме. Поэзия той эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: «Полное собрание танских стихов» включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. Даосское мировоззрение позволило поэту Ли Бо глубоко прочувствовать мир природы. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны в реке.

Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства проявили себя уже на следующем этапе, когда страна вступила в пору развитого средневековья. Новое объединение Китая завершилось созданием двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оставили в истории блестящий след. Духовная жизнь Китая пережила на протяжении трех веков высокий взлет. Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Расцвет культуры во многом был связан с развитием городов. В городах сосредоточивались библиотеки, разного рода учебные заведения; создавались стихотворные и прозаические произведения. С потребностью их распространения связано изобретение ксилографического способа печатания, который в 11 веке сменился более совершенным способом печатания разборным шрифтом. Государственные деятели того времени одновременно были поэтами, ценителями искусства. Умение сочинять стихи, знание живописи считалось обязательным для всякого образованного человека. В 12 в. Сев. Китай покорили племена кочевников-чжурчжэней. В 13 в. Китай завоевали монголы. Монгольское иго было свергнуто в 1368. В конце правления династии Мин (1368-1644) вспыхнула крестьянская война 1628-45. Для ее подавления были призваны на помощь маньчжурские правители. Маньчжуры установили свое господство в Китае (их династия Цин правила в Китае в 1644-1911).

Средневековье - не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Среди важнейших культурных открытий можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания - сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах и широко знакомить восточные страны с сочинениями китайских философов, поэтов и теоретиков искусства. Искусство Китая, обладавшее развитой художественной традицией, служило образцом для Японии, Кореи и Вьетнама. В свою очередь и Китай многое заимствовал из культуры Индии, Ирана и Афганистана. Из Индии на рубеже средневековья пришел буддизм, из Ирана - искусство орнамента.

Список мест, внесенных в «Энциклопедию мирового наследства»

1) Великая Китайская стена

2 ) Музей Гугун (Пекин)

3 ) гробница императора-основателя Циньской династии Цинь Шихуана (провинция Шаньси)

4 ) пещеры «Магао» (провинция Ганьсу)

5 ) развалины синантропов Чжоукоудянь

6 ) дворец Потала (в Тибете)

7 ) усадьба Чэндэ и окружающиеся храмы (провинция Хэбэй)

8 ) Цюйфу - родина Конфуция. (провинция Шандунь)

9) старинный архитектурный ансамбль на горе Уданшань (провинция Хубэй)

10) местность с красивой природой на горе Лушань (провинция Цзяньси)

11) древний город Лицзян (провинция Юньнань)

12) древний город Пиньяо (провинция Шаньси)

13) классические сады Сучжоу в провинции Цзяньсу

14) летний дворец Ихэюань (в Пекине )

15) Храм Неба (в Пекине)

16) каменные скульптуры Дазу (в Чунцин)

2. Алфавит

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.). Основу языка составляет алфавит, или набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, в английском языке применяется латиница (26 знаков), в китайском языке - алфавит из 50 тыс. знаков (иероглифов). Термин «иероглиф» не китайского, а греческого происхождения: hieros - священный, glyphe - то, что вырезано. Каждый китайский иероглиф имеет ключ, то есть графемы, которые находятся слева, сверху или снизу от основной части иероглифа. Кроме того, существует принятый в 1958 году латинизированный алфавит китайского языка.

Слово в китайском языке может состоять из одного, трех, но чаще всего из двух иероглифов. Основная трудность при изучении китайского языка заключается не в изучении и запоминании иероглифов, а в тонах произношения, которых в китайском языке четыре. Если неправильно употребить тон, то китаец, с которым вы разговариваете, не поймет вас. Диалекты юга и севера отличаются так сильно, что жители Шанхая и Пекина не поймут друг друга: иероглифы понимают одинаково, но произносят по-разному.

Первоначально понятие «иероглиф» обозначало «священные, вырезанные из камня письмена» и относилось преимущественно к египетским иероглифам. Позднее это название стали применять для обозначения знаков такого письма, в котором идеограммы (то есть письменные знаки, обозначающие не звуки какого-либо языка, а целое понятие) сочетаются с фонетическими знаками. В некоторых иероглифах китайского языка еще можно проследить рисуночное происхождение. Например, qiu (чиу) 'заключенный', человек находится в ограде, mu (му) 'дерево', этот иероглиф похож на дерево. Иероглиф «хорошо» состоит из двух частей-символов: ребенок и женщина. Это многое объясняет демографам. Китайский иероглиф, обозначающий кризис, является комбинацией из двух форм: первая





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10182 - | 7786 - или читать все...

Читайте также:

  1. Артефакты — культурные формы — культурные системы
  2. Безчисленные факты Божественной помощи
  3. Беларусь в войне 1812 года. Изложенные факты свидетельствуют, что кризис феодально-крепостнической системы выражался в сокращении возможностей крестьян платить налоги, выполнять
  4. Биография. Факты и память Кардинал своей жалованной грамотой от 29 января 1635 года основал знаменитую Французскую Академию, существующую до сих пор и имеющую 40
  5. ВОЕННАЯ РЕФОРМА. ТОЛЬКО ФАКТЫ
  6. Вопрос 1.. Интересные факты из жизни великих художников
  7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. Чтобы макроэкономика могла выполнять свои функции, она должна опираться на определенные методы, которые предоставляют ей возможность обобщать факты и
  8. Журналистское расследование. Этот жанр тесно взаимосвязан с жанром версии. Выдвигая предположения о причинах происходящего, сопоставляя факты, журналист пытается определить истину. И для
  9. Занимательные факты. Бумага, чай, фарфор, порох, акупунктура, зонтики, мороженое, шелк и спички. Таков отнюдь неполный список того, что Китай дал миру. Теперь это список
  10. Интересные факты
  11. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.04 сек.