double arrow

Любопытно, но факт

Экзотическая примета Индии - огромное количество коров на улицах городов и селений Индии. Известно, что в Индии корова - священное животное. И если, не дай Бог, наехать на корову - последствия будут самые печальные - как минимум пожизненное заключение. Не так давно одна из индийских дорог была парализована почти на сутки, когда священному животному вздумалось прилечь вздремнуть прямо посреди дороги. Когда же некий иностранец все-таки попал в ДТП с участием коровы, его адвокатам долго пришлось доказывать судье, что в аварии виноват: владелец коровы, создавший такие невыносимые условия жизни своей рогатой, что той ничего не оставалось, кроме как покончить с собой, избрав автомобиль инструментом для сведения счетов с жизнью

Завершением жанра ведийской литературы служат упанишады, нередко называемые в индийской традиции словом «веданта», т.е. «конец веды». Все они считались священными текстами божественного откровения (шрути), а иногда назывались также ведами в широком смысле слова.

Упанишады, представляющие собой фундамент, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии, являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед. Их название наводит на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Слово «упанишад» означает или «то, что приближает человека к богу», или «то, что приближает человека к учителю» (упа-ни-сад). Последнее значение упанишад имеет место потому, что их доктрины были известны лишь посвященным, то есть передавались учителем своим избранным и приближенным ученикам (упасана) под строжайшим секретом. Упанишады считались внутренними, тайными значениями вед, и поэтому их наставления назывались иногда «ведопаниша-дами» - тайной вед. Упанишады изучались в последнюю очередь.

Упанишады являются древнейшими философскими произведениями Индии. Они в непринужденной манере, посредством какой-нибудь истории, загадки, диалога и религиозного стиха, раскрывают различные идеи, которые позднее стали основными в знаменитых индийских философских системах и оказали влияние на буддизм и джайнизм, как, впрочем, и на индуизм. Единственной задачей упанишад было отождествение индивидуальной души с душой вселенской.

В Упанишадах, философских сочинениях в стихах и прозе, отразились сложные религиозные построения, например, учение об особом мистическом знании, достигаемом медитацией. В этот период сложилось и учение о переселении душ, в соответствии с которым поступки человека в нынешней жизни определяют его удел и кастовую принадлежность в последующих. Упанишады были многочисленны, ибо они разрабатывались различными ведийскими школами, причем создавались в разное время и в разных местах.

Веды не только были поздно записаны, но и будучи письменно фиксированными, они долгое время передавались только изустно - от учителя к ученику. За многие столетия язык изменился и стал настолько отличаться от разговорного, что приходилось заучивать наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложная система запоминания и точного воспроизведения текстов, существовавшая у брахманов, кажется, ни к чему хорошему привести не могла. Тем не менее именно она серьезно повлияла на характер образования и науки в Индии. Стремление к точной передаче священных текстов привело к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология, на базе которых позже развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии. Так уже в ведийскую эпохи складывались предпосылки для развития науки.

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. Выдающимися поэмами являются Махабхарата и Рамаяна. Махабхарата (санскрит - «Сказание о великих Бхарата») - повествование о битве двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели). Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). Махабхарата - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. Народный эпос сложился на основе устных повествований и легенд племен и народов Северо-Западной Индии. Его истоки восходят ко 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э.: современный вид приобрёл к середине 1-го тысячелетия н. э. Авторство приписывается Вьясе. Основной сюжет Махабхараты - лишение власти потомков царя Панду (Пандавов) их двоюродными братьями из рода Куру - Кауравами и возвращение царства после кровопролитной братоубийственной битвы. Рамаяна почти в четыре раза короче Махабхараты и является более цельным произведением, содержащим меньше отступлений, вставных эпизодов и дидактики. Текст ее почти целиком посвящен изложению основного сюжета - похищения Ситы, жены царевича Рамы, демоном Раваной и последующего возвращения Ситы. Главный герой индийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» - Рама, мудрый и добродетельный царь-герой. Рама был объявлен аватарой Вишну и стал в средние века объектом культа. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

Смешение культур, местной и пришлой, продолжалось на протяжении многих столетий. На смену или в помощь ведам, которые сформировались в 2000-1500 гг. до н.э., т.е. до прихода в Индию, в 800 г. до н.э. появился новый тип религиозно-философской литературы - Упанишады. В них отразились новые исторические реалии - новые песни и стихи, новые верования и ритуалы, новый культ и новая структура общества. Воины и военный бог Индра лишились былой власти. Новая религия, уже местного происхождения, брахманизм отошел от конкретных, материально осязаемых представлений о воде, огне и земле. На смену им пришла довольно сложная система абстрактных представлений об устройстве мироздания. Она потребовала куда более изощренных ритуалов, специалистами в которых числила себя каста жрецов. В новой табели о рангах (см. выше) они заняли ведущие позиции, а воины, составлявшие некогда основу армии ариев, переместились на вторые позиции.

Новая расстановка социальных сил отражала фундаментальные изменения, произошедшие на рубеже 1 тысячелетия до н.э. в самой индийской культуре. Вряд ли в Хараппской цивилизации религия - с ее сложнейшей системой духовной медитации - играла преобладающую, можно сказать всепоглощающую роль, как это стало в ведийский период. Да и у ариев, пришедших захватчиками на индийскую землю и превратившимися в мирных обывателей, религия не занимала такого важного места в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: