double arrow

Странные обычаи

Старайтесь, чтобы подошвы ваших туфель не были обращены в чью-либо сторону, так как это может быть расценено как знак не уважения. Не показывайте указательным пальцем, пользуйтесь или жестами вытянутой руки, либо подбородка.

Иерархическое начало - удел всех земледельческих цивилизаций - пронизал все сферы жизнедеятельности, включая религию. Древний политеизм отошел в прошлое, все боги распределились по ранжиру, каждый занял строго отведенное ему место. Ведизм, не знавший строгой иерархии богов, уступил место индуизму, в котором на первый план выдвигается бог-творец и устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм.

4. Государство Маурьев

Третий этап в становлении культуры Индии называют буддийским периодом и связан он с образованием в долине еще одной великой реки Ганги крупного государства Маурьев. Около 1500 г. до н.э. на востоке долины Ганга, в Магадхе (совр. Южный Бихар), сложился новый политический и культурный центр. Развитие земледелия в центральной части долины Ганга требует большего вложения труда и средств, нежели в долине Инда. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Только переход от бронзовых к железным орудиям труда позволил освоить эту местность.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порой даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений - прудов, колодцев, каналов и дамб - позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на Северо-Востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение - «отварной рис».

Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще во времен Геродота (V в. до н.э.) установилось мнение о том, что индийцы - самый многочисленный народ на земле. Отличительной чертой периода являлось интенсивное строительство городов.

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма: это сам Будда, дхарма - его учение и сангха - община его последователей.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н.э.- начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (560 - 480 гг. до н. э.). Происходил он из царского рода. С детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали, казалось бы, идиллическую картину бытия.

Будда был родом из небольшого племени шакьев, расположенного на территории современного Непала. Еще недавно, в ведийскую эпоху на этот регион смотрели свысока. Составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Зародившись в маргинальном пространстве - на культурной периферии мира, учение Будды вскоре стало его центром, религиозно-философским и смысловым стержнем. Сегодня, в 21 веке, по силе и притягательности для представителей самых разных культур, вероисповеданий, классов и возрастов буддизм не имеет соперников.

Историческая судьба Будды, в молодости странствующего проповедника Сиддхартха, известного также под прозвищем Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), показательна и в другом отношении. Предание повествует о том, что Будда происходил из царского рода Гаутамы и в 29 лет ушел из отцовского дома, дабы найти путь избавления от страданий для себя и всего человечества. Отшельником и странствующим проповедником он провел следующие 7 лет, после чего обрел истинный путь к спасению и с этих пор стал называться Будда (Буддха), что значит - «осененный истиной», «просветленный знанием», «уразумевший». Еще 40 лет он бродил по городам и селам средней части долины Ганга, проповедуя новое учение.

Выходец из богатейшей прослойки сотворил учение, которое овладело умами и душами миллионов нищих и обездоленных. Ушедший в добровольное изгнание, расторгнувший связь с торопливым и суетным миром, Будда в конечном итоге нашел путь к примирению с ним, сформулировал весьма гармоничные формулы единения между людьми и государствами. На поверхности буддизм кажется пессимистическим и мрачным, но на самом деле обладает такой мощной энергией, которая помогает человеку перенести все несчастья и беды.

Жизнь, по учению буддизма, - зло, а жить - значит страдать. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана (букв. «угасание»), после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь. Нирвана - состояние, при котором человек навсегда выключался из процесса перерождений, вот идеал, к которому надо стремиться. Причиной возрождения человека, по учению о карме, является поступок, деяние. Поступок является следствием желания. Путь к нирване - отказ от мира и его радостей.

Если религию считать квинтэссенцией национального менталитета, то смена религии, особенно в такой крупной стране, как индия, равносильна культурной революции. В самом деле, отличия между ведизмом и буддизмом разительны. Стремление к обращению все большего количества людей в буддийскую веру принципиально отличает эту религию от ведийской - последняя, напротив, предназначена лишь для тех, кто по происхождению принадлежал к какой-либо из варн «дваждырожденных». Если ведийский жертвенный культ был направлен, главным образом, на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Буддизм - это религия без Бога, в нем нет места для Бога-творца. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, согласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внешняя обрядность, как и в возникшем через 2 тыс. лет протестантизме, бесполезна, а кровавые жертвоприношения даже греховны, ибо в буддизме распространяется идея непричинения вреда живым существам. Только духовное самосовершенствование, раскрытие в себе всей полноты личности открывает путь к истине.

Не имеет особого значения соблюдение ритуальной чистоты, и, хотя существование сословно-кастовой иерархии в миру не подвергается сомнению, религиозное освобождение не ставится в зависимость от социального положения человека. Буддизм не делит людей по их племенной или кастовой принадлежности, не препятствует общению между ними. Для достижения спасения надо отказаться от мирских благ - от собственности и семьи, социальных связей и эмоциональных пут. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке последователи Будды скитались по городам и селениям 2500 лет назад, скитаются они и сегодня. Нищенствующая братия четыре месяца в году - сезон дождей - проводила в пещерах, а впоследствии - и в специально построенных для них помещениях монастырей.

Буддизм был проще и понятнее, чем брахманизм, всем слоям населения: бедным и богатым, образованным и малограмотным. Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были понятнее населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Особым успехом буддизм пользовался среди горожан, так как само возникновение городов было связано с распадом традиционных социальных связей, развитием частной собственности, обособлением личности. Начиная с VI в. до н. э. число его сторонников быстро растет. В связи с распространением буддизма возникает монашеская община - сангха - довольно хорошо организованная, с твердой дисциплиной и монашеской иерархией. В сангху не принимались только рабы; все свободные входили без различия своего общественного положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: