double arrow

Традиции и обычаи

В Индии не приняты рукопожатия. Вместо этого индусы используют традиционный жест: поднимают соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивают головой со словами: «Намасте». Таким образом, местные жители приветствуют не только друг друга, но и своих гостей. Однако мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку, если вы мужчина. Рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия. Однако для индийских женщин неприемлемы свободные нравы, принятые на Западе.

Буддизм неплохо уживался и с государством, поскольку проповедовал пассивность и примирение с действительностью. Буддистов государство не преследовало, как ранних христиан. Зато он встретил упорного врага в лице жречества. И не зря. Решительно отвергая кастовую систему, Будда как бы оттеснил религию брахманского жречества на второй план. Правда, простые индусы быстро разобрались, что к чему. Они сохранили то и другое. Им безусловно импонировал «пролетарский» буддизм, но и отказаться от кругооборота душ в природе они не могли - из-за страха быть наказанным в последующих рождениях. Вот почему миряне охотно обращались и сейчас обращаются к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии. От них ожидают помощи в повседневных делах - для получения урожая, приплода скота, защиты от болезней и т.п.

В те ранние времена на защиту буддизма неожиданно встала аристократия. Она уже была недовольна отводимым ей местом в социальной иерархии, ведь согласно брахманизму верхнюю ступеньку в кастовой системе занимала не она, а жречество, командование и указки которого давно надоели обществу. Население с удовлетворением восприняло возможность перейти от элитарной религии брахманизма к более демократичному буддизму либо поставить его рядом с древними верованиями.

Импонировал буддизм и представителям царских династий, в том числе Маурьев, часть которых были выходцами из шудр - низшей касты, никогда не обладавшей высоким статусом. Вертикальную мобильность буддизм не порицал, даже поощрял.

Буддизм проповедовал возможность разорвать круговорот повторных рождений не с помощью жертвоприношений и аскезы, а путем медитации, самосовершенствования и уничтожения сознания собственного «Я». Это своеобразный аналог западной мотивации достижения, принятой в на вооружение в современном бизнесе. Неудивительно, что династия Маурьев использовала буддизм в своих личных и общественных интересах, объединив на его основе всю нацию. В своих надписях царь Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Он рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истины буддизма. При нем буддизм стал общегосударственной религией. В свою очередь, учение Будды послужило идейной основой владычества династии Маурьев.

Особого могущества государство Маурьев достигло при императоре Ашоке (268-232 до н. э.), оставившем глубокий след в индийской истории. Могущественный Ашока(в переводе «Лишённый печали») пробыл на троне достаточно долго, почти 40 лет, и сделал для страны немало. Он много воевал, присоединяя новые территории, устанавливал дипломатические отношения, торговал с ближним и дальни зарубежьем, потворствовал наукам и искусствам, возводил города и немного философствовал. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда Ашока («Жестокий Ашока»). Он даже не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. В зрелом возрасте он, сделавшись приверженцем буддизма, отошел от ратных дел, увлекшись философией и религией. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры. Ашоку любили и уважали не только чиновники, но и простой люд.
По сей день Ашоку считают в Индии идеальным правителем. Колесо, которое украшает флаг современной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова.
«Буддийский» период - время урбанизации в Северной Индии. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки в течение жизни нескольких поколений превращаются в обширные и процветающие города. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце «ведийского» периода, а к V - IV вв. до н. э. относится основание важнейших городских центров древней Индии.
Государственный флаг Индии
     

В буддийский период сложилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи. Паталипутра (совр. Патна в Бихаре), основанная в V в. до н.э. в районе р. Сон, была обнесена мощными оборонительными стенами и рвами и имела прямоугольную планировку. Городская стена протяженностью в 30 км, насчитала несколько сот башен и десятки ворот.

Паталипутра была не только столицей империи Маурьев, но и позднее, в IV-V вв. н. э., стала главным городом государства Гуптов. В эдиктах Ашоки, третьего правителя династии Маурьев, можно найти упоминание о »внутренних» (столицах) и «внешних» (центрах провинций) городах. Удобно разместившись при слиянии Ганга с Джамной и двумя другими притоками, Паталипутра стала естественным административным центром всего бассейна Ганга.

Контроль над важнейшими торговыми путями, продуманная жесткая система государственного управления, сильное войско, наконец, намерение создать всеиндийскую монархию, стали залогом прочной и довольно эффективной власти. В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т. п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего - денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев.

Наиболее известные памятники искусства этого времени связаны с именем Ашоки. Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, - таких, как Уджаяни и Каушамби, - составляет около 1,5 - 2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов древней Греции той же эпохи. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ - сооружений, хранящих акую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ. Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра.
Ступа Ашоки в Патане
Огромной популярностью пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку.

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, где обрисованы придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства, причем все это в стихотворной форме. Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко рифмованных, составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н. э. Не менее важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории.

После смерти Ашоки в 232 г. до н.э. династия Маурьев утратила былое значение, а страна на 500 лет попала под власть весьма посредственных правителей.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

Тогда же разворачивается и строительство. Сохранились великолепные буддийские памятники, в частности пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Их внутреннее оформление воспроизводит традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах). Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II - I вв. до н. э. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные останки Будды и реликвии, связанные с его деятельностью. Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Каменные ступы являются непременной принадлежностью пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

5. Научные открытия

Индийские археологи обнаружили самую большую в мире буддийскую ступу. Буддийская ступа высотой около 35 м обнаружена индийскими археологами. Ее нашли в ходе раскопок, которые проводились недалеко от индийско-непальской границы. Как считают специалисты, это - самая большая в мире ступа, которая на 30,5 см выше, чем ступа «Борободур» на индонезийском острове Ява. Самой большой в Индии до сих пор была буддистская ступа «Санчи» высотой 26 м. Она занесена в мировой археологический реестр и считается туристической достопримечательностью. РИА «Новости». 2001.07.06

Империя Гуптов. Во времена Гуптской империи (319-540) страна вновь объединилась, став мощным и процветающим государством. Окончательно оформилась кастовая стратификация общества. Политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру. Официальным языком при дворе Гуптов был санскрит. Династию Гуптов называют «золотым веком» древнеиндийской культуры. Некоторые ее представители, в частности Чандрагупта и Скандагупта, были великолепными поэтами и музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург Калидаса, благодаря творчеству индийская поэзия и драма пережили пору наивысшего расцвета. Историки отмечают значительный прогресс в развитии ремесел, науки и литературы. Сложилась окончательно традиционная система индийской медицины - Аюрведа.

Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи считаются скульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Комплекс подземных буддийских храмов представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Храмовый комплекс Аджанта (https://shvetsvi.narod.ru)

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Это своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому в них нашли выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах. Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. В сюжетах росписей Аджанты встречаются и сцены придворной жизни: принцы - в роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения сегодня позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры, в большинстве случаев деревянную: дворцы, дома богатых граждан, ворота - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.

В пещерах Аджанты начитывается 29 храмов, сооруженными между 2 в. до н.э и 7 в.н.э. Здесь найдено множество замечательных фресок с изображениями Будды, а также рассказывающих о жизни царственных особ и повседневной жизни древней Индии (https://indiaonline.ru)

В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры (в частности, индиго), распространяются шелководство, искусственное орошение и пр.

Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7,25 м и весом около 6,5 т. Интересно, что за свою полуторатысячелетнюю историю она почти не подверглась коррозии. Весьма впечатляет созданная в тот же период двухметровая весом около тонны медная статуя Будды, воплощающая неземную силу и внутреннюю сосредоточенность высшего существа.

Это время становления индуизма, индуистских традиций и культуры. Культурную базу индуизма составили архаические верования многочисленных народов древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея, корова, обезьяна, слон). Его религиозную основу составляет идея Всевышнего - вездесущего Бога-творца мироздания. Все иные божества и сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Среди них выделяют два главных - Вишну и Шиву.

Пещерные храмы в честь богов Вишну и Шивы

Для одних индуистов верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Воплощением Вишну признается и Рама - герой популярной эпической поэмы «Рамаяна», и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык.

Таким образом, в древности, как и сегодня, индуисты разделяются на почитателей Вишну и почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов). Принципиальных расхождений между ними нет. Если они в чем и не согласны, так это в том, кого из двух великих богов считать главным.

Так принято:

Не здоровайтесь с женщиной за руку (если только она первой не протягивает ее) и не кладите руку на плечо женщине или мужчине. Приходя в гости, и знакомясь с кем-нибудь, хорошо знать, что имя индуса обычно состоит из его личного имени, затем имени его отца, касты, к которой он принадлежит и названия местности (деревни) в котором он живет. Фамилии не имеют значения, замужняя женщина сохраняет свое имя и в документах обозначается как такая-то, жена такого-то.

Начавшееся в середине V в. нашествие в Индию племен гуннов-эфталитов (белых гуннов) подорвало мощь и единство империи Гуптов, предопределило ее падение. В Северной Индии наступил период раздробленности и нестабильности, который длился с VI по XI века. Пришли в упадок производство, торговля и культура. Одновременно на юге и в Шри-Ланке усиливалось могущество династии Чола, достигшее апогея в XI веке. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами - бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.).

6. Могольская империя

С XI века Индия начинает подвергаться набегам тюркских завоевателей-мусульман. В середине XIV в. под властью ислама оказалась уже практически вся Индия, кроме крайнего юга и Кашмира. Начинается проникновение исламской культуры и ее сближение с индуизмом. В начале XVI века возникла религия сикхизма, явившаяся синтезом традиций индуизма и ислама. В XVI в. на обломках некогда великой державы возникает новая могучая империя, основанная потомком Чингисхана и Тимура - Бабуром. Моголы вошли в историю как ценители культуры. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Несколько правителей были поэтами, изучали философию. Главную роль во время правления моголов сыграла политика веротерпимости, проводившаяся наиболее дальновидным правителем Акбаром (1556-1605). Во время его правления развернулось строительство монументальных зданий и архитектурных комплексов, венцом которого было сооружение мавзолея Тадж-Махал в Агре. Его потомок Аурангабез (1658-1707) слыл мусульманским фанатиком, приказавшим разрушить индуистские храмы и строить из их камней мечети.

Тадж-Махал в Агре

Есть такие архитектурные памятники, облик которых символизирует город или даже страну, как, например, Эйфелева башня или Египетские пирамиды. Подобным образом Тадж-Махал связан с Индией. Этот сказочный по красоте мавзолей расположен около города Агра на берегу реки Ямуны. Он был сооружен при шахе Джахане в память его горячо любимой жены, прожившей с ним 17 лет и подарившей ему 14 детей. Столь величественному и поэтичному мавзолею, построенному в память любимой, пожалуй, нет аналогов в мировой архитектуре.
Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по 1653 год. Над сооружением здания работало более 20 000 человек, набранных не только по всей Индии, но даже и в Центральной Азии.

Мавзолеи всегда строились в живописном месте загородом, рядом с водной гладью. Тадж-Махал не нарушает этой традиции - его величественный фасад отражается вводе. Дворец выглядит по-разному в различное время суток, в зависимости от освещения. Тадж Махал принадлежит к самому распространенному виду построек в Индии - надгробным царским памятникам. Размеры зданий индо-магометанского стиля иногда столь значительны, что главные купола их могут соперничать с самыми колоссальными зданиями мира.

Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую четверть XVIII в. С этого периода начинается вторжение в Индию европейцев: португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в. Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной цивилизации.

Несмотря на политический гнет, национальная индийская культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.

Со второй половины 19 в. в стране разворачивается национально-освободительное движение, увенчавшееся провозглашением суверенитета в 1947 г.

Свой путь к демократии в 1947 г. Индия начинала, когда пребывала на уровне феодального строя, ее население боролось с частыми засухами и, как следствие, голодом. Еще полвека назад только 13% граждан умели читать. А уже сегодняшняя Индия экспортирует продовольственное зерно, уровень грамотности населения вырос до 65%.

В сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, еще в период Хараппской культуры (III тыс. до н. э.) ими была сформулирована десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н.э. индийцы знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического корней, обладали умением исчислять число «пи», знали об эмпирических правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали неопределенные уравнения второй степени и др., повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьяб-хаты и Варахамихиры (V-VI вв. н. э.) и др.

В индийской культуре XX в. возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора (1861-1941), одного из величайших поэтов и философов в истории человечества. Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих сферах искусства и литературы - поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии. К 1985 году население Индии составляло свыше 750 млн. Число квалифицированных архитекторов возросло приблизительно с 300 человек в момент обретения независимости до 10 000 на сегодняшний день. Отношение архитекторов к общему числу населения увеличилось от 1 на 1 млн. до 1 на 75 тыс. В 34 учебных заведениях можно получить архитектурное образование.

Как свидетельствуют многие музыковеды, в теории музыки древние индийцы оставили далеко позади своих европейских современников. Система знаковой записи мелодии, разработанная в древней Индии, считается древнейшей в мире. Из дошедших до нас трудов по музыке наиболее авторитеным считается трактат Бхараты «Натья-шастра», написанный в 3-ем в. н.э. и посвященный музыке, танцам и драме.

Индийский классический танец также является уникальным, не имеющим аналогов в современном танцевальном искусстве. Своими корнями он уходит в глубокую древность (2 в. до н.э.), поскольку техника танца была описана еще в «Трактате о театральном искусстве» («Натьяшастре»). В Индии существует примерно 11 классических танцев, из которых наиболее популярны пять. В отличие от европейского классического танца, призванного передать определенное настроение посредством различных технических приемов, индийский классический танец всегда наполнен конкретным содержанием. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому индийский классический танец можно читать, и он нередко сопровождается устным сопровождением своего содержания (танцевальным речитативом). В «Натьяшастре» различают, например, 24 движения головы, 26 движений глазного яблока, 6 движений бровей и 4 движения шеи.

Индийская культура оказала огромное влияние на всю человеческую цивилизацию. Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству. Сегодня страна добилась впечатляющих успехов в области высоких технологий: закупив компьютерной техники на сумму свыше 3 млрд. долларов, Индия построила в одном из своих штатов точную копию знаменитая Силиконовой долины. Результат не замедлил сказаться: Индия быстро превратилась в разработчика и поставщика на мировой рынок современного программного обеспечения. Уже сегодня Индия лидирует по количеству программистов.

Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

  • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
  • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
  • иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
  • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
  • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
  • период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования её в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи.
В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.
В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.
Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство - ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты.

Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).

В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый, когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

  1. Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так называемые Византийские "ренессансы">
  2. Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс".
  3. Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс".
  4. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:
" После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед возрождением Запада, снесена с исторического поприща... Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожигания ересиархов на кострах

ак известно, власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким происхождением.

Так, в 527 году императором стал Юстиниан - бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви.

Интереснейшей личностью была и его супруга, императрица Феодора. Дочь циркового смотрителя, бывшая куртизанка - смелая, решительная, умная, мстительная и прекрасная, верная опора своему мужу в его честолюбивых начинаниях. Ее по праву считают самой замечательной женщиной византийской истории.

Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. Он поставил перед собой честолюбивую цель - восстановить Римскую империю в ее прежних границах - и, надо сказать, довольно успешно эту цель осуществил. В то время основная угроза империи исходила с востока, от могущественного сасанидского Ирана, войны с которым составляли стержень восточной политики Юстиниана вплоть до заключения "вечного мира" в 532 г. По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства. В ходе завоевательных походов Юстиниан покорил вандалов в Северной Африке (533-534), разбил Остготское королевство в Италии (535-555); варвары потеряли также значительную часть Испании. Ему удалось подчинить народы Балканского полуострова. Территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи. Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства. В своих эдиктах Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе. Он наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал своей столице.

Богатство и пышность императорского двора "золотого века" вошли в легенды. Вот как описывает европейский путешественник прием у византийского императора:

Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины...

При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств", за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне.

Созданный при Юстиниане " Свод гражданского права " - вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В "Своде" нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др.
Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а
рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций, "Свод" Юстиниана не утратил своего значения даже для юристов нового времени.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения Юстиниана с Церковью, во многом определившие дальнейшую судьбу Византии. Будучи прирожденным политиком, император прекрасно понимал значение единства церковной и светской власти. Он усилил церковь, предоставил ей новые экономические льготы, даровал земли и имущество. Это он сказал, что " источником всех богатств церкви является щедрость императора ". Формально по отношению к Церкви Юстиниан соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства. Однако, по существу, по словам А. Меня, " он лишь достраивал то огромное здание имперского абсолютизма, необходимой частью которого должна была стать Церковь ". Христианство было важно для Юстиниана только как инструмент укрепления государственности.

Император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы. Иначе говоря, для Юстиниана роль Церкви сводилась к обслуживанию государства, и такое явление в истории получило название цезарепапизма. Формальное закрепление принцип цезарепапизма получил в знаменитом законодательном кодексе, который охватывал все аспекты жизни империи и получил название "Кодекса Юстиниана".

Цезарепапизм фактически парализовал духовную силу Церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в мирских делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате искренняя вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами. Искренне верующие христиане бежали от мира - как когда-то это делали первые монахи-анахореты. Церковь практически замкнулась в себе, предоставив миру идти своим путем.

Рост богатства империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная роль Церкви, унизительные церемонии поклонения императору-христианину, достойные скорее языческих царей, не могли не сказаться на нравах общества. Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: "Богородица, дай нам победу!" Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней; выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность.

Это началось при Юстиниане, это еще более усугубилось при его не столь сильных и умных приемниках. Не раз во время уличных потасовок византийцы едва ли не сжигали свою столицу. " Лентяи и пролетарии из народа, - писал византийский историк Лев Диакон, - имеют привычку во время смут обращаться к грабежу имуществ, поджогу домов и убийству сограждан ". Жизнь же погрязшего в роскоши двора после смерти Юстиниана состояла из непрерывной цепи переворотов, шантажа и убийств. Любопытно, что распущенность нравов странным образом уживалась с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, " в Византии было больше богословов, чем христиан ".

Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: