Система педагогических наук. Современная педагогика представляет собой широко развернутую область знаний, включающих ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Для педагогики

Современная педагогика представляет собой широко развернутую область знаний, включающих ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Для педагогики характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвленность педагогики на отдельные отрасли. Часто эти отрасли довольно сильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования. Дифференциация педагогики дополняется встречным процессом интеграции. Она позволяет педагогике поддерживать связь со всеми остальными науками.

Современная педагогика представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений – отраслей педагогики:

1. общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

2. возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3. коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4. частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

5. специальная педагогика – разрабатывает теоретические основы, принципы, формы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. Специальная педагогика (дефектология) делится на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи – логопедия.

6. история педагогики – исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений;

7. сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;

8. семейная педагогика - изучает закономерности воспитания ребенка внутри семьи как института социализации личности;

9. социальная педагогика изучает воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: