double arrow

Формирование научной картины мира

Сущностным явлением Нового времени и одним из средств освобождения от предрассудков является наука. В это время формируется научная картина мира.

На событийном уровне наступление Нового времени обычно связывают с открытиями в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук).

Наука Нового времени – нечто принципиально иное по отношению к античной и средневековой науке. В астрономии Кеплера дело не в подтверждении какими-то опытными данными гелиоцентрической системы. Три закона движения планет, открытые им, требовали гораздо больших усилий для освобождения от традиций, чем может показаться современному человеку. Новая наука постулирует свою свободу от всяческих предрассудков, «идолов». Эта свобода обеспечивается правильным разумным методом и опорой на факты. Мыслители, рассуждающие о новой науке, критикуют в особенности средневековую науку за умозрительность, оторванность от фактов, догматичность. Эта критика неизбежно выдвигала на первый план значимость опытного, экспериментального исследования. Однако и те, кто полностью доверился опыту, поступают неправильно. Их опытное познание беспорядочно. Упорядоченность познания должен гарантировать новый метод исследования – эксперимент. Эксперимент создает условия, которые заранее предполагают наличие закона. Эксперимент – это образ действий, который в своей подготовке и проведении обоснован и руководствуется положенным в основу законом и призван выявить факты, подтверждающие закон или отказывающие ему в подтверждении.

Всякое знание, полагали многие ученые той эпохи, начинается с чувственного опыта и только затем переходит к рассудку и разуму. Научная революция рождает ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания.

Логично и то, что подобный путь познания придавал ему инженерный, практический характер, который со временем привел к сближению науки и технического творчества. Сам Бэкон был лорд-канцлером и правителем Англии в отсутствии короля. А умер он от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путем их замораживания в снегу. Джон Локк был комиссаром по делам торговли и колоний. Он участвовал в проведении денежной реформы и являлся одним из основателей Английского банка. Своя научная лаборатория была у лорда Бэкингема, фаворита короля и лорда Адмиралтейства. Иметь научную лабораторию было модно.

В XVIII веке – в век Просвещения – интерес к науке и технике только возрастает. Ярким выражением этой направленности науки и философии во Франции стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (Дидро, Д’Аламбер, Вольтера, Гельвеций, Гольбах, Руссо, Монтескье и др.) Основное издание состоит из 17 томов текста и, кроме того, 11 томов гравюр (иллюстраций к тексту). Это связано с тем, что просветители старались применить свой разум, сделать его инструментом для совершения каких-то реальных дел.

Производной новоевропейской науки становится машинная техника. В XVIII–XIX веках в Европе произошел промышленный переворот – переход от ручной техники к машинной, который начался с изобретения Дж. Уаттом паровой машины.

Наука, ставшая техникой, формирует у людей совершенно иной взгляд на мир, чем у теоретических философов. Техника принесла с собой ощущение власти, человеку кажется, что он в гораздо меньшей степени находится во власти окружающего мира и Бога. Ученые Нового времени полны удивления и благоговения перед наукой. Они начинают верить в то, что наука станет спасительницей людей, наладит жизнь, обеспечит благосостояние и сделает человека лучше.

Именно в Новое время человек как научно познающее, как разумное существо впервые в истории (по мнению Хайдеггера) становится субъектом. То, что человек – субъект, означает его активность, самостоятельность, ответственность. Мир становится объектом в силу того, что в научном познании человек ставит его в условия эксперимента, переделывает его.

.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях распространяющейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд. Фиксируя эту ситуацию К. Маркс, говорит об «отчуждении

С распространением представления о деятельном субъекте, имеющем власть над природой, радикально меняются представления о времени. Выражением нового восприятия времени становится вера в прогресс. Мир все менее рассматривается как данность. Формируется представление о том, что мир, социальный и природный, подлежит улучшению на принципах разума. Прогресс – движение к лучшему состоянию через распространение истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разума.

Исторический оптимизм Нового времени поразителен. Философам, всю жизнь боровшимся с предрассудками, идолами, очень хотелось верить, что все идет к лучшему, что просвещение исправляет нравы, что с помощью разумных законов можно построить идеальное государство, что промышленность и торговля обеспечат благосостояние людей. (Линейные теории развития истории: Гегель, Морган, Дарвин, Маркс).

Таким образом, эпоха Нового времени вполне осознает свою новизну. Эта новизна проявляется в освобождении от разнообразных авторитетов прошлого, в бурной деятельности познания настоящих (и вечных) законов природы и общества, в вере возможность построения лучшего будущего.

Художественная культура Нового времени: барокко, классицизм, романтизм.

Как и для всей культуры, для художественной культуры Нового времени решающим оказалось влияние Ренессанса. То, что было порождено Возрождением, получило продолжение в Новое время, но продолжение не однолинейное, не однонаправленное. В XVII–XIX веках в Европе оформились художественные стили такие как «классицизм», «барокко», «романтизм», «реализм», «рококо», «сентиментализм». Рассмотрим только три направления, которые можно назвать не просто стилями с каким-то формальными особенностями, но и различными способами мышления, восприятия мира, характерными для Нового времени – барокко, классицизм и романтизм.

XVII век часто называют веком барокко (итал. barocco, букв. странный, причудливый). Но искусство XVII века очень разнообразно, и назвать это время веком барокко можно только, если понимать его широко – как фиксацию нового мировосприятия в этом смысле под барокко можно понимать общую тенденцию к динамизму.

Этот стиль продолжает ренессансный антропоцентризм, но он оказывается видоизмененным, двойственным и даже как будто сомнительным. Научное знание расширяет границы мира. Земля не воспринимается как центр мироздания, солнечная система, как выяснилось, оказалась не Вселенной, а лишь малой ее частью. Вследствие нового видения пространственно-временных параметров существования изменяются представления о месте человека. Изменение картины мира «поставило место человека в мире под вопрос» (Р. Гвардини). Эпоха барокко отражает это противоречивое положение человека: с одной стороны, его активную позицию по отношению к миру, с другой – самосознание одинокой личности, ощутившей свою ничтожность в бесконечном мире.

Эта противоречивость самоощущения человека проявляется в новом понимании красоты, которое предлагает барокко, которое во многом противоречит ренессансному. Ренессансная красота воплощалась в гармонии – гармонии человека и Бога, человека и природы, частей и целого. В эпоху Возрождения и позже в классицизме художники находили красоту в стройности, ясности, гармонии линий, в чистоте ярких, но не бьющих в глаза красок. В барокко появляется иная концепция красоты, построенная на динамическом соподчинении элементов основному мотиву. Линии стали извиваться, формы – усложняться. В живописи чистый цвет уничтожается бесконечными переходами оттенков, постоянным использованием темного фона. В архитектуре признаком стиля становятся криволинейность планов, изгибы стен. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной.

Устремленность ренессансной эстетики к гармонии специфически выявились в классицизме XVII–XIX вв. При этом классицизм (от лат. classicus – образцовый) как и Возрождение заявляет о своей ориентации на античность. Для того чтобы воплощать красоту, в жизни и в искусстве, надо было изучать античные образцы, и, подражая им, принимая их за правило, создавать произведения искусства, оформлять окружающую среду.

Для классицизма венец и вершина всего в мире – человеческий разум, рассудок. Классицизм имеет в качестве своей основы представление о разумном устройстве мира, о прекрасной облагороженной природе. Художественное мышление классицизма пронизано стремлением к простоте, ясности, рациональности, логичности образа. Ценностно-нормативной основой классицизма является идеал вневременной и вечной красоты, которая выражается в своей разумной организацией, логике построения.

Поскольку сфера государственного устройства и сфера нравственных норм для эпохи Нового времени, безусловно, является сферой применения разума, сферой, где человек действует не как животное, а как разумное и воспитанное существо, то и классицизм стремится к выражению гражданских и нравственных идеалов. Идеалы эти в литературе выражаются знаменитым конфликтом разума долга и чувств. Донья Химена в пьесе П. Корнеля «Сид» разрывается между любовью к Сиду и дочерним долгом, который велит ей мстить убийце своего отца. Федра у Расина разрывается между своим супружеским долгом и преступной страстью к пасынку. Однако, и автор, и обе героини, и читатель точно знают, что именно нужно предпочесть.

Искусство призвано упорядочивать мир, содействовать воспитанию личности, гражданина, а поэтому оно само должно быть гармонизовано с помощью правил, которым художник должен подчиняться в своем творчестве. Единство стиля, единство характеров – все это должно служить воспитанию читателя, зрителя и т.д. Очень важно для классицизма то, что из ясного и возвышенного содержания вытекает ясность и простота формы. Теоретик классицизма Н. Буало сформулировал классицистский идеал красоты, требования к произведению искусства: 1) упорядоченность художественной формы; 2) изящество; 3) благородная простота, которая предполагает однозначность содержания художественного произведения. У французского поэта Ф. Малерба эти критерии правильного художественного произведения уточняются такими характеристиками, как чистота, ясность, уравновешенность композиции. Выражением этих требований являются, например, правила «трех единств» для драматургии (времени, места и действия), правила сюжетного отбора и композиционного построения картины в живописи, доминирование рисунка над цветом. Соответственно возвышенным, призванным воспитывать идеям классицизм устанавливает иерархию жанров и делит их на «высокие» (трагедия, ода, историческая, мифологическая или религиозная картина) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.)

Наиболее ярко в Европе Нового времени классицизм проявился в абсолютистской Франции. Там появились не только великие драматурги-классицисты. Чрезвычайно мощно расцвела архитектура с ее классической, ясной, рационально выверенной, «правильной» гармоничностью. Даже природу, окружающую человека, французские классицисты обрабатывали, оформляли в соответствии с правилами, формируя разумно-искусственную среду. Французский (регулярный) парк представляет собой воплощенную картину ценностей классицизма. Неудивительно, что разумное и призванное воспитывать искусство приветствуется веком Просвещения. Используя свои художественные просветительские средства, искусство должно воздействовать на публику, формируя ее эстетические и художественные вкусы, создавая таким образом эстетически и художественно просвещенную публику.

По выражению А.Ф. Лосева, классицизм – система мало подвижных и устойчивых художественных структур, представляющих собой пластическое совершенство, романтизм же – система вечно подвижных и размытых структур, образующих собой беспокойно подвижную бесконечность.

Романтизм можно назвать противоположным классицизму способом восприятия мира. В общем, романтизм рождается как реакция на Просвещение. Отрицание Просвещения является отрицанием реальности, утверждаемой Просвещением, а точнее, той реальности, которая, как оказалось, глубоко расходится с провозглашенными Просвещением идеалами. Этот протест порождается не скукой, а обостренным чувством того, что благие намерения слишком часто оборачиваются адом революционного террора и войнами, а стремление к разумному переустройству общества – конфликтами и подавлением человеческой индивидуальности. Характерно, что пессимизм по поводу последствий прогресса разума, обозначившийся у представителей немецкой философии романтизма (Ф. Шлегель, Новалис, Шлейрмахер, Гёльдерлин), так или иначе, присутствовал в новоевропейской цивилизации и в более поздние времена.

Идеальным миром для романтиков становится искусство. Причем смыслом искусства является выражение внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного действительному миру. Истинность же внутреннего мира состоит в том, что субъект здесь, прежде всего – творческий субъект, а в своем творчестве он подражает творчеству природы, его произведения обладают такой же, если не большей значимостью.

Из разделения мира на грубую действительность и идеал рождается понятие романтического двоемирия. Искомый идеальный мир может быть найден в природе, во внутреннем мире, который определяется напряженной эмоциональностью, в национальном прошлом или, например, в восточной экзотике. («Алжирские женщины», «Смерть Сарданапала» Э. Делакруа.)

Романтики не интересуются обычными людьми в обычных обстоятельствах. Им интересно только маловероятное, странное, ужасное. Они любят дикие потоки, страшные пропасти, непроходимые леса, бури на море, древние разрушенные замки, последние часы великих тиранов.

Именно эти три стиля определяют Новое время: барокко как запечатление нового мировосприятия и нового положения человека. Классицизм как выражение разумности эпохи, ощущения всесилия человеческого разума. Романтизм как поиск целостного мировоззрения, протест против одномерного понимания человека, как выражение сомнения в разуме.

Таким образом, можно выделить самые сильные и самые общие тенденции в культуре Нового времени. Именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться в качестве непререкаемого авторитета. При этом разум делается орудием для преобразования природы, человеческого общества и самого человека. Такое представление о разуме говорит о появлении в эпоху Нового времени деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность.

Естественно, что культура Нового времени более многообразна и противоречива. В ней есть различные отклонения от «генеральной линии». В религиозной культуре это интерес к мистике и тайным учениям. В искусстве – существование наряду с «большими» стилями такого стиля как рококо с его изяществом, чувственностью, особой несерьезностью, интимностью, противостоящей как строгому классицизму, так и трагическому романтизму. В политике – абсолютизм, революционный террор во Франции, нарушающие правила политического либерализма.

Возможно, именно такое разнообразие явлений культуры Нового времени делает эту эпоху содержательно близкой нашему времени. Многое в нашей нынешней культуре, в наших ценностях, которые мы называем общечеловеческими, остается от нововременного прошлого.

Литература:

1. Бэкон Фр. Великое восстановление наук /Ф.Бэкон // Сочинения. В 2 т. Т.1 – М.: Мысль, 1977.

2. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма /М.Вебер. – М., 2006

3. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского /Т.Гоббс //Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991.

4. Гуревич П.С. Философия человека /П.С.Гуревич. – М., 2001.

5. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение /И.Кант //Сочинения. В 6 т. Т. 6 – М.: Мысль, 1966.

6. Рассел Б. История западной философии /Б.Рассел. – М., 2004.

7. Хайдеггер М. Время картины мира /М.Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. – М., Республика, 1993.

8. Шоню П. Цивилизация классической Европы /П.Шоню. – Екатеринбург, 2005.

9. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков / А. Якимович. – СПб., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: