Воспитание гуманности

ВОПРОС: Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В современной общей и коррекционной дошкольной педагогике на первый план выдвигается задача воспитания счастливого ребенка.

Ранее в отечественной педагогике такая задача не ставилась. Господствовала традиционная концепция: воспитывая ребенка, для него как бы выстраивали такую перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. – тогда станешь счастливым человеком). Сейчас же первостепенную важность приобретает задача воспитания счастливого ребенка.

Например, в американской педагогике есть такой принцип«воспитывать счастливую личность». Если у нас традиционно выстраивается перспектива постепенного формирования счастливого человека, то есть отдаленный результат, то американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получиться, тебе все по плечу. Такое положение, на мой взгляд, особую важность приобретает для детей с ОПФР, для многих детей с различными нарушениями речи.

Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен и т.д. но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности ребенка и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания включает в себя следующие смысловые блоки:

· Воспитание гуманности;

· Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

· Коллективизма, отзывчивости и взаимопомощи;

· Усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений;

· Воспитание начал патриотизма и гражданственности.

В каждом из этих блоков работа ведется по двум взаимосвязанным направлениям: необходимо воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Рассмотрим некоторые из этих направлений.

Предполагает формирование гуманного отношенияк людям, к природе, к самому себе. Это выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способом выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а она радуется и смеется).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.

В младшем дошкольном возрасте важно чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ведущие методы при этом – пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении, а также оценка взрослых, похвала.

Средствами восприятия гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте является сам взрослый как носитель положительного способа поведения и произведения фольклора – песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками – индивидуальные занятия.

В среднем дошкольном возрасте (4-5) лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослым, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как ты поступишь, если увидишь на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать правильный выбор, способствует развитию воображения и мышления.

В старшем дошкольном возрасте необходимо учить не только обобщению своего опыта отношений, но и их анализу, объяснению причин.

Воспитатель организует этические беседы – индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием такой беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений и другое. Они могут проводиться в группе или на прогулке.

В беседе хорошо использовать наглядный материал – картинки (например: разложить картинки на те, где нарисован хороший поступок и те, где нарисован плохой; отобрать те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение).

И конечно, родители и воспитатели должны заботиться, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, взрослым. Жизнь детей должны быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными).

Одно из направлений – усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений.

Сюда входит, прежде всего, формирование элементарных умений: красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть спрятанными; следить за своей позой, осанкой; владеть способами учтивого оказания внимания.

Так, I этап начинается в раннем возрасте, его цель – накопить множество единичных фактов – упражнений в поощряемом обществом и родителями поведении. Основные направления: приучать ребенка к чистоте и порядку, обязательно обращать внимание на эту сторону жизни. Не допускать, чтобы ребенок долгое время находился в грязной одежде, мокрый. Подчеркивать, как приятно быть чистым. Учить в общении с людьми – взрослыми и детьми – здороваться и прощаться. Всегда поощрять за выполнение действия.

Учить правильно пользоваться столовыми приборами. Не стоит бояться давать вилку с тупыми концами, лучше пластмассовую (в младшем дошкольном возрасте). Как можно раньше целесообразно давать и нож (не острый!). Это надо для того, чтобы с самого начала приучать ребенка пользоваться разными приборами, чтобы с самого начала это стало привычным. И пусть вначале ребенок просто держит в левой вилку, а в правой нож, а ест только вилкой, он все равно привыкать к этим приборам и постепенно учиться свободно им владеть.

На следующем этапе ( II этап) детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения»: взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. (Например: «Сейчас мы пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети!»). Методика предвосхищения выполнят роль стимула к достойному поведению. Необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.

На III этапе (старший дошкольный возраст) воспитатель больше уделяет внимания осознанию детьми значимости правил этикета. Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношений и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

В настоящее время много книг для детей на эту тему: Л. Васильев-Гангнус «Азбука вежливости» и другие).

Одно из направлений нравственного воспитания – воспитание начал гражданственности и патриотизма.

Эта работа начинается с воспитания чувств на разном материале: учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, то есть, воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своей группы и других детей, приобщая к красоте окружающей природы.

Затем можно сообщить ребенку определенные знания о том, что он успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которых он живет, о районе и городе, и наконец, о стране.

Важной составной частью работы является приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. В школе в результате педагогической работы должен располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, знать некоторые имена из тех, кто прославил страну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: