Где учился
Творческая жизнь Уральских художников
С двадцатых годов в изобразительном искусстве Челябинска было положено начало пейзажу как самостоятельному жанру живописи. Природа Южного Урала вдохновила своей красотой не одно поколение художников. Ее воспевали в своих работах И.Л. Вандышев, Н.Д. Лебедев, Н.А. Русаков, Д.Ф. Фехнер. Через всю жизнь пронес любовь к ней Петр Гаврилович Юдаков, получивший художественное образование у Петроградского художника Л.А. Бруни, жившего в Миассе. По его же совету он поступил на рабфак ВХУТЕИНа. Лирическим по характеру пейзажам Юдакова свойственны незатейливость матовов, эмоциональность, чистота и свежесть красочных сочетаний («Ильмены», «Тропа в лесу»). Много работая в области пейзажной живописи, он, однако, не поднимался выше этюдных наблюдений, до создания законченных обобщающих произведений.(1. Стр. 134)
Н.А. Русаков в родился деревне Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии. Живописец, педагог, член Союза Художника СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, основоположник искусства живописи в городе, один из основателей СХ в Челябинске. Родился в семье унтерофицера (казачьих войск). После смерти отца в февр. 1889 семья переехала в Челябинск (1901), где в 1907 Русаков окончил 3-классное городское училище. В 1913 завершил полный курс живописного отделения Казанской художеств. школы Императорской Академии Художеств.
Выражая чувство глубокого негодования против колониальной политики империализма, Николай Афанасьевич Русаков не мог пройти равнодушно и мимо красоты восточной природы, не запечатлев ее. Опираясь на документальный материал, собранный еще в период дореволюционных поездок по Азии, он написал десятки живописных произведений. Героями их были индийские и китайские кули, рыбаки, рикши, погонщики. Весь цикл картин – волнующая повесть о тяжелой жизни нищего, задавленного эксплуатацией народа. Но в то же время в них отчетливо выражена и тема протеста, поднимающегося народного негодования. В предсловии к одному из своих путевых альбомов автор писал: «Нигде мне не приходилось наблюдать такого угнетения и унижения человека, как в Азии. В данном альбоме зритель увидит жизнь востока, где внешность так ярка, а под ней скрываются страдания и тьма. Азия впервые начала расцветать ярким, алым цветом». Наибольший интерес из призведений восточного цикла представляют картины «Погрузка хлопка» (1924), «Бант-Матарам» (1924), «Курильщики опиума» (1925), «Смерть рикши» (1926), «Эти и те» (1928).
Тема безысходности человеческого существования в условиях колониальной действительности раскрыта в картине «Смерть рикши». Ей предшествовала особенно кропотливая работа над рисунком, композицией. Своеобразно пространственное решение полотна. В сложном ракурсе распростерлось на дороге неподвижное тело загнанного рикши. Мимо стремительно проносятся легкие коляски с сидящими в них респектабельными господами. Резким, мрачным диссонансом воспринимается эта одинокая фигура на фоне ослепительного солнечного света. Значительность художественного осмысления темы и высокий живописный уровень исполнения выдвинули эту работу на особое место в творчестве художника. В 1939 году картина экспонировалась на Всесоюзной выставке «20лет ВЛКСМ».
Однако, несмотря на ряд очевидных художественных достижений, отсутсвие живописных работ, посвященных жизни советских людей, делает творчество Русакова двадцатых годов ограниченным.
· Казанское художественное училище (школа)
· Московское училище живописи, ваяния и зодчества
· Изостудия Дома народного творчества в Челябинске
· Студия Н.А. Русакова в Челябинске
(1. Стр.144)
В области газетно – журнальной графики продолжал работать Д.Ф. Фехнер. В «Советской правде» часто появлялись сатирические рисунки и плакаты этого художника на актуальные темы, свидетельствующие о его стремлении идти в ногу со временем.
В 1926 году Фехнер стал принимать участие в оформлении выходившего в Свердловске «рабочего журнала». Выполненная им обложка первого номера – «Дом Союзов» - положило начало его работе над цветной линогравюрой. С тех пор этот вид графики занимал центральное место в творчестве художника. Однако выразительные средства гравюры были найдены не сразу. Иллюстративность, свойственные ранним работам, приводили к дробности композиции, пестроте красок. Но постепенно специфические особенности материала были освоены, гравюра приобрела свой образный цвет.
Больше всего Фехнеру удавались пейзажи. Образ природы в них поэтически возвышен. Благодаря применению мягких, в основном, сближенных тонов, красочные сочетания приобретают светлую воздушность и чистоту. Скромная, неброская красота уральской природы запечатлена им в линогравюрах «На отдыхе» и «Водная станция» (1926) (1. Стр. 138)
Разбойников Александр Валентинович |
Родился в г.Челябинске 5 апреля 1961. с 3 лет начал рисовать, с 6 класса увлёкся этнологией (наукой о насекомых). С тех пор творчество художественное переплеталось с миром природы, бабочек. Будучи студентом художественного училища, создал уникальный манускрипт – рукописную книгу в более чем 100 страниц «Бабочки Челябинской области», а затем и рукописную сказка, тоже с цветными, акварельными иллюстрациями. Через названия бабочек (такие как Аполлон, Артемида, Цирцея) увлёкся историей и сюжетами в работах, связанными с греческой мифологией. Это направление плавно перешло и на древние цивилизации (Аркаим, Атлантида, Египет). В личном творчестве преобладают темы природы, бабочек, мифологические, исторические, а так же иллюстрации к японской классической поэзии хайку. В 2000г. вошёл в историю Челябинска, в энциклопедию «Челябинск». (3. Стр. 134)
«Аркаим» «Геликонида»
Асанов Виктор Михайлович.
Родился в Челябинске в 1955 году. Увлекается пейзажной тематикой, имеет реалистичную манеру письма. Все произведения отражают неповторимую красоту Уральского края. Некоторые его работы находятся у частных коллекционеров Италии, Германии и Польши.(1. Стр.129)
Пастухов Анатолий Александрович.
Родился 9 октября 1940г. в Челябинске. Живописец. Член СХ СССР с 1980г. Занимался в изостудии, позднее поступил в Ташкентское художественное училище им. Бенькова. С отличием окончил его, а затем также успешно – живописное отделение Академии художеств, которую круг профессионалов именует меж собой «Репинкой». Учился здесь у видных советских мастеров станковой картины В.М. Орешникова и Б.С. Угарова (последний по словам А. Пастухова, сыграл основную роль в его творческом становлении). По окончании курса Академии в 1976 году, А. Пастухов приехал на родной Урал, с тех пор живописец работает на своей родине.(1. Стр. 148)
В 1936 году Сосновский Александр Михайлович (1902 - 1987) переехал в Челябинск. Был одним из инициаторов и председателем организационного бюро в период создания Челябинского союза советских художников (7 января 1936 г.) А. М. Сосновский учился в ВХУТЕИНе у М. И. Авилова и И. И. Бродского. Член СХ СССР с 1936 года. Многие полотна посвятил революционной истории родного города. Одно из значительных полотен А. Сосновского «Расстрел златоустовских рабочих в 1903 г.» находится в экспозиции Златоустовского краеведческого музея. В 1939 году художники Златоуста участвовали в «Отчетной выставке работ художников за летний период» (Челябинск, Магнитогорск, Златоуст). (1. Стр. 123)
Герман Алексеевич Травников родился в селе Мехонском Каргапольского района Челябинской области (ныне Шатровского района Курганской области). Первая выставка работ Германа состоялась еще в период обучения его в школе. После службы в армии окончил Свердловское художественное училище и работал художником на различных предприятиях Кургана и Свердловска. Участвовал в различных выставках, в том числе международных. Совершил ряд творческих поездках по всей стране. С 1967 года - член союза художников СССР, с 1970 - член Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.
В 1979 году Герман Травников работал в Архангельской области в составе творческой группы акварелистов Союза художников СССР и участвовал в отчетной выставке «По земле Архангельской» в городе Архангельске. По итогам этой творческой поездки была создана серия произведений «Русский Север».
Герман Травников - мастер акварели, столь редко выбираемой современными художниками для творчества. В своих пейзажных работах, посвященных Русскому Северу, Герман Травников добивается удивительного ощущения прозрачности воздуха и достоверности цветовой палитры, реалистичности передачи природных особенностей конкретного места, и в то же время почти неуловимой фантазийности искреннего, но сурового северного края.
Художник опровергает устоявшееся представление об акварели как о легкой и невесомой технике с преобладанием теплых и светлых красок. Насыщенные серо-зеленые, серо-синие, серо-коричневые тона, тонко различимые и узнаваемые, но с общим ощущением холодности, удивительно точно передают атмосферу северной природы. Акварели художника соединяют романтику Русского Севера с ежедневными буднями, материальность изображенных объектов сочетается с глубиной передачи северного раздолья и особым душевным настроем, чувством сопричастности к прекрасному.
В 2000 году Герману Травникову присвоено звание «Человек года в номинации «Изобразительное искусство» (США, Калифорнийский университет). В 2007 году присвоено звание Народного Художника России.(3. Стр. 186)