Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в РФ опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в РФ», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указываетна перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.
Художественное образование является фундаментом российской культуры. В России существует трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ. На сегодняшний день 8 процентов учащихся общеобразовательных школ одновременно проходят обучение и в школах искусств. При этом художественное образование дети начинают получать в 5-7 лет, что говорит об особом положении художественного образования.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
Целями ХО на современном этапе являются:
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.
ХО призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и ВУЗов играет непрерывность ХО.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:
- начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным обучающимся.
В формировании «духовного климата» современной массовой школы доминирующее значение имеют предметы эстетического направления образовательной области «Искусство». Она представлена тремя учебными дисциплинами эстетического цикла: музыка, ИЗО, МХК. Эти предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовательном процессе.
Уникальное значение образовательной области «Искусство» состоит в том, что современной школе предметы этого цикла играют особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру школьника, пробуждают способность эстетически воспринимать, ценить и создавать действительность по законам красоты и окружающей жизни в искусстве. Предметы эстетического цикла непосредственно направлены на развитие творческой личности школьника, ядро которой – стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и познанию настоящего.
Непрерывность процесса художественного образования в высшей школе имеет целью вооружить бакалавра, специалиста и магистра теорией художественной педагогики, искусства, знаниями о различных художественных направлениях, стилях, концепциях и методиках исследовательской деятельности, направленных на формирование духовной культуры будущего специалиста в области художественного образования и эстетического воспитания. Дисциплина «История и теория художественного образования» включена в федеральный компонент общих профессиональных дисциплин подготовки бакалавров художественного образования. Курс является базовым в системе профессиональной подготовки выпускников классического университета.
Основная направленность работы преподавателей художественно-эстетического цикла –активная работа учащихся на уроке и во внеклассной работе, выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребёнку его творческого потенциала, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.