double arrow

Зарождение и развитие советской живописи на Урале


Компоновка панельных зданий

Взаимная компоновка панелей, призванная обеспечить совместность работы сборных элементов на внешние и внутренние воздействия и нагрузки (силовые и несиловые), подчинена геометрическим, климатическим и прочностным требованиям. При этом особенно существенной и относительно новой задачей для конструктора является решение стыков и связей между сборными элементами, как средства, воссоздающего единство конструкции, разрезанной на сборные элементы.

Геометрические требования зафиксированы в единой схеме привязки сборных изделий к координационным осям (рис. 1.8 и 1.9).

Совместная работа панелей, их стыков и связей при проектировании обеспечивается при полном учете не только силовых воздействий и нагрузок, но и присущих району строительства атмосферных воздействий и инженерно-геологических особенностей. Решающее влияние на выбор типа конструкций панелей наружных стен оказывают влажность климата в районе строительства и интенсивность дождей с ветром ("косых дождей"). Именно эти климатические параметры определили нормативные регламента­ции областей применения различных вариантов панелей стен и герметизации их стыков (табл. 1.2, рис. 1.10-1.12).




При этом в конструкции стыков повторяют все мероприятия, связанные с ограждающей функцией наружных стен и предусмотренные в панелях: теплоизоляция стыков -вкладышами из эффективных утеплителей в полости всех вертикальных и горизонтальных стыков, водонепроницаемость - специальной водоотводящей профилировкой и герметизацией синтетическими мастиками, воздухонепроницаемость - специальной оклейкой стыков и т. п.


 

Рис.1.8. Основные ситуа­ции расположения и при­вязки координационных осей однослойных панелей наружных стен:1 - рядовая панель наружной стены; 2 -панель внутренней стены; 3 -угловая панель наружной стены; 4 - торцевая панель наружной стены ризалита в домах с малым шагом; 5- то же, в домах со смешанным шагом; 6 - панель торцевой стены


 

Рис.1.9. Основные ситуации расположения и привязки координационных осей пане­лей внутренних стен:а, б, в,

и, к - в домах с малым шагом; г, л, м - в домах со смешанным шагом стен; д, е, ж, з - в домах обеих систем; 1 - панель про­дольной наружной стены; 2 -то же, поперечной внутренней; 3 - продольной внутренней; 4 -внутренней стены лестничной клетки; 5-торцевой наружной стены; 6 - панель перекрытия


1920-е гг. в истории нашей страны были временем переворотов и катастроф, пережить которые в провинции было ничуть не легче, чем в Москве или в Петрограде. Ни о каком сознательном строительстве полноценного гражданского общества в России в тот период речь идти не могла. Ожесточенная борьба за власть требовала максимальной концентрации всех государственных ресурсов и тем самым уничтожала любую основу для формирования такого общества. Но как только острота военных столкновений спадала, так сразу же проявлялись проблемы, для эффективного решения которых были необходимы отдельные конструкции гражданского общества. ( 2. стр.190)
Споры о том, можно ли назвать деятельность литературных и художественных объединений 20-х гг. элементом гражданского общества, продолжаются много лет и далеки от завершения. Очевидно, что эти организации формировали новую духовную, нравственную среду, становились школой воспитания людей. Революция порождает новые формы бытования художественной культуры - студийные. Можно говорить о следующих причинах необычайной их популярности: 1. Возможность приобщения широких масс к искусству, до революции отторгнутых от профессионального, учебного искусства и обучения;



2. Переориентация художников на общественный спрос: революцией был сформулирован новый социальный заказ - сиюминутное, прямое просветительское участие в общественной жизни. Одновременно отсутствовала потребность в углубленных, камерных, станковых видах искусства. (2.стр 191)



Гигантский размах социалистической перестройки, вызвав общий подъем культуры, захватил и художников. Им предстояло в правдивых и глубоких по содержанию произведениях запечатлеть трудовые подвиги и лучшие стороны жизни советского народа на новом этапе борьбы за коммунизм, создать типические образы своих современников. Однако имевшиеся в городе творческие силы были явно недостаточны и к тому же распылены. В этот период в Челябинск приехало большое число выпускников средних и высших художественных учебных заведений, художников их других городов страны: Л.П.Белкина, Е.В.Никольский, Н.В.Никулин, Т.В.Руденко-Щелкан, Б.Н.Скребнев, А.М.Сосновский, М.И.Ткачев, В.М. Яковлев и другие.(1. Стр. 34)

7 января 1936 года Президиум Челябинского облисполкома официально утвердил оргбюро во главе с Сосновским: « Признать целесообразным для организации нормальной идейно-художественной деятельности и сплочению творческих сил художников Челябинской области создать областное организационное бюро Союза советских художников в составе Сосновского А.М., Русакова Н.А., Руденко –Щелкан Т.В.(1. Стр. 38)

Итогом деятельности оргбюро явилось создание областного Союза художников. Первый съезд художников области собрался в начале 1940 года. В его работе приняло участие 36 человек. Съезд подвел итоги деятельности челябинских художников за двадцать лет и избрал президиум правления. В него вошли А.П. Сабуров(председатель), А.М.Сосновский(заместитель) и П.Г. Юдаков(секретарь). (1. Стр.44)

С организацией Союза заметно активизировалась выставочная деятельность челябиснких художников. Уже в 1935 году после значительного перерыва состоялась городская выставка. На ней экспонировалось около 200 произведений И.Л. Вандышева, Н.В. Никулина, Т.В. Руденко- Щелкан, Н.А. Русакова, А.Н. Самохвалова и др.

Первым крупным выступление художников Челябинска стало их участие на выставке «Урало-Кузбасс в живописи». Посвященная пятилетию создания новой угольно-металлургической базы на востоке страны, эта выставка явилась итогом творческих поездок московских и ленинградских художников на новостройки Урала и Западной Сибири. (3. Стр.123)

В 1918-1920-е гг. в Челябинске создаются три таких студии:

1)И. К. Мрочковского - А. Н. Самохвалова, 2)Н. А. Русакова 3)и Д. Ф. Фехнера - Н. Д. Лебедева. О целях их деятельности и соответствующей структуре можно судить по студии Н. А. Русакова, оставившей наиболее значительный след в художественной жизни края. Она имела 4 отделения, ориентированных на запросы времени: культурно-просветительская работа (подготовка инструкторов, на обязанности которых будет лежать инструктирование учителей губернии по рисованию и лепке); подготовка специалистов для агитационно-массового искусства (декорирование общественных праздников, детских клубов, культурно-просветительских кружков); общехудожественное отделение и, наконец, подготовка специалистов по прикладному искусству (где ученики знакомятся с законами эстетики и орнаментации), традиционному на Южном Урале. Разносторонность, демократизм, творческая свобода, экспериментальные изыскания— все это было свойственно изостудии Н. А. Русакова. В 1935 г. эта студия поменяет свой статус: станет школой при Союзе художников Челябинской области. И многие из современных художников старшего поколения, работающие и сегодня в Челябинске, получат в ней первое художественное образование, называя ее «академией Русакова».

Можно предположить, что принципы преподавания в каждой из студий соответствовали методике тех учебных художественных заведений, выпускниками которых были их руководители: Московского училища живописи, ваяния и зодчества (И. К. Мрочковский, А. Н. Самохвалов - мастерская проф. И. И. Машкова, Н. Русаков - мастерская К. Коровина), Академии художеств (Д. Фехнер), Киевской школы живописи (Н. Лебедев). Это обеспечило в художественном образовании края присутствие различных художественных направлений: конструктивизма (А. Самохвалов и И. Мрочковский), авангардизма(Н. Русаков), реализма (Н. Лебедев и Д. Фехнер). И хотя в мае 1920 г. в крае был создан филиал Пролеткульта, а в 1928 г. - филиал АХРРа ( Ассоциация художников революционной России), творческой борьбы и противодействия, как в центре, в регионе не было. Председателем Президиума был избран Русаков. Уживчивость, терпимость, дружеские отношения руководителей обеспечат своеобразную творческую атмосферу, в которой будут взращиваться молодые художники Южного Урала. Если раньше деятельность художников в основном протекала в городе, в стенах мастерских, то после организации АХРРа они стали чаще выезжать на заводы, в сельские районы области, глубже знакомиться с трудом и бытом тружеников Южного Урала.( 2. Стр.192)

Студии 20-х гг. в Челябинске отличались стремлением сохранить и развить индивидуальность будущего художника, учить его как ремеслу, так и грамоте искусства вообще.

Период двадцатых годов явился важной вехой в формировании новых творческих принципов челябинских художников, в укреплении их связей с социалистической действительностью, в повышении профессионального мастерства. Первыми успехами были отмечены их искания в области портрета, бытового и историко – революционного жанров, газетно – журнального рисунка и гравюры. Однако немало еще предстояло сделать, чтобы правдиво отразить в искусстве жизнь современного рабочего класса Южного Урала. (4. Стр.8)

Военизированный комсомол.

Факт возникновения художественных студий определялся в тот период не столько планированием государственных учреждений, сколько результатом проявления творческой инициативы отдельного художника. Но, в свою очередь, инициатор создания изостудии руководствовался не беспочвенными личными побуждениями, а действительной потребностью времени и необходимостью в данной местности подобных специалистов. (1. Стр. 56)

В 30-е гг. искусство уже во многом подчинялось политике, регламентирующей творчество во всем. Единственной формой существования был признан социалистический реализм. Художники края, объединившиеся в 1936 г. в Союз советских художников области, выполняли соцзаказ на стройках, в колхозах, цехах -создавали портрет своей эпохи. Областной союз художников объединял мастеров Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и Троицка. У его истоков стояли Н. Русаков, И. Вандышев, А. Сосновский, В. Челинцова, П. Юдаков, О. Перовская, Т. Руденко-Щелкан. У молодых художников ощущалась недостаточная профессиональная подготовка. В Челябинске и Магнитогорске создаются студии повышения квалификации, проводятся лекции и дискуссии по искусству и эстетике, организуются коллективные выезды на этюды. С целью обмена опытом практиковались приглашения на новостройки и заводы Южного Урала творческих бригад московских художников: Г. Ряжского, Н. Рыбченкова, В. Кузнецова, Ф. Модорова и др. Выставки 1937-1941 гг. показали, что местные художники стали серьезно работать над тематическими произведениями, мастерство их из года в год совершенствовалось. Они изображали работающих на социалистических стройках, тружеников полей, стойкие характеры людей новой эпохи: И. Вандышев в те годы написал две картины на тему гражданской войны на Урале - «Поединок», «Зима добивает Колчака» и начал полотно «Первый трактор в уральской деревне»; П. Юдаков, хорошо знающий жизнь золотых приисков Миасса, создал в 1939 г. небольшие композиции о жизни золотоискателей и ряд пейзажей; А. Сосновский в 1938 г. заканчивает историческое полотно «Расстрел демонстрации в Златоусте»; Д. Фехнер рисует серию гуашей, посвященных городскому пейзажу нового Челябинска; В. Челинцова как график работает над оформлением книг. Безусловно, в тематике ряда работ присутствовала определенная ангажированность, но в то же время рождались произведения этих же художников не декларирующие, не громогласные, а волнующие своей искренностью и подлинностью авторских переживаний. В это противоречивое и сложное для искусства время выделяются из среды южноуральских художников две фигуры,

две ярких личности: Н. Русаков и И. Вандышев.

- Н. А. Русаков имел блестящую школу: в 1913 г. он закончил Казанское

художественное училище, а в 1914 г. поступил в МУЖВЗ в мастерскую К. Коровина, где обучался вместе с Д. Бурлюком, Б. Иогансоном, В. Маяковским, А. Родченко. Живопись Н. Русакова отличается необычайной колористичностью, красочностью, эмоциональной насыщенностью, жизненной непосредственностью. Его путевому альбому «Колониальный Восток наших дней» свойственна агитационная экспрессия, второй цикл — «Молодежь колониального Востока» — пронизан идеями мировой революции, совершенно в духе того времени. Для художника характерно колоссальное чувство цвета, широта и свежесть письма. ( 2. Стр. 193)

- И. Вандышев в конце 20-х гг. с неоконченным образованием во ВХУТЕИНе возвращается в Челябинск, где пройдет вся его полная лишений, но творчески плодотворная жизнь. Этот удивительно самобытный художник, самозабвенно любящий свой край, его прошлое, создал целую серию работ, посвященную этой теме. В его «ярмарках», «базарах», «масленицах», жанровых композициях, посвященных старому Челябинску, он предстает тонким живописцем-колористом, с редким даром пленэрного видения.

В 40-е гг. в живописи Южного Урала наибольшее развитие получили такие художественные формы, как плакат, сатирический рисунок, лубок, карикатура, монументальное панно, лозунги. Челябинское отделение СХ организовало выпуск «Боевого карандаша», «Окон ТАСС». В Челябинске проводятся две большие тематические выставки: «Великая Отечественная война» и «Ленинский комсомол», в которых принимали участие, наряду с местными художниками, мастера из Ленинграда, Эстонии, Украины. В годы войны были созданы полотна «У карты Информбюро», «В конце войны», «Уборка картофеля» И. Л. Вандышева; «Портрет прокатчика Н. П. Смагина», «Строительство новой домны» и ряд графических листов о Магнитогорске Г. Я. Соловьева; «Митинг 22 июня в колхозе» П. Г. Юдакова; «Сын полка» А. П. Сабурова; плакаты Д. Фехнера; большой живописный триптих «Хлеб - фронту» В. Челинцовой и др.

Все эти годы, до начала 50-х, существовало творческое соревнование сил столичных и местных художников. К середине же 50-х гг. это содружество ослабевает. Уральцы приобретают репутацию умелых творцов, местные художники настолько выросли, что становятся участниками художественных выставок в Москве (Г. Соловьев, В. Челинцова, П. Юдаков, А. Дергалева - в 1947 г.; В. Неясов, М. Ткачев, В. Зайков - 1956 г.).

В послевоенные годы на Южный Урал приезжает много мастеров, чье творчество открывает новую страницу культурной жизни края. Наряду с художниками старшего поколения: С. Канальским, В. Лаптевым, В. Мещеряковым, В. Рябининым, активно включаются в творческий процесс молодые: В. Бубнов, И. Болотских, И. Кучма, В. Неясов, М. Ткачев, Н. Третьяков, В. Дьяков и др. (2. Стр.1 95)

Это был период оттепели - время обновления искусства. Обществу открылось многое из отечественного и мирового искусства, что было до сих пор под запретом: древнерусская иконопись, русский авангард, импрессионизм, постимпрессионизм, различные направления западного модернизма. Все так или иначе вошло в арсенал художественной жизни региона, стало не только формировать вкусы и пристрастия, но и активно влиять на целое поколение прогрессивно мыслящих молодых художников, вошедших в историю искусства как «шестидесятники». (6. Стр. 68)

Молодые талантливые выпускники Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Е. Репина: Р. Габриэлян, К. Оганесян, А. Григорян - открыли городу необычную живопись, яркую, декоративную, условную, символическую. Их искусство выражало эстетику нового времени, его свободный поэтический дух. Это время породило таких бунтарей, как В. Дьяков, типичный «шестидесятник», бросивший вызов общепринятым нормам своими живописными и скульптурными композициями - условными, напряженными, декоративными. Рядом с молодыми художниками продолжали работать мастера старшего поколения. В произведениях В. Челинцовой отразилась традиция рубежа веков с ее пленэрностью, богатством цветовых нюансов, живописной мистерией. М. Ткачев обращается к пейзажу целины, к характеристике необжитой, необозримой земли. Пейзаж в его рисунках передается как сфера приложения преобразующего труда человека, как обстановка бытовой сцены. (7. Стр. 54)

В 80-90-е гг. в художественной жизни края многое изменилось. В искусство пришли новые имена - талантливые, ищущие, смелые: Н. Аникин, В. Качалов, П. Ходаев, К. Фокин, С. Черкашин, А. Кудрявцев, Л. Кудрявцева, Е. Щетинкина, В. Якивец. С их приходом художественная жизнь региона оживилась, в ней появились новые формы — монументально-декоративные, преобразившие городскую среду, интерьеры общественных зданий. С искусством этих творцов пришло и иное понимание пластической формы - как способа выражения не только реалий видимого, материального, но и категорий чувственного, подсознательного, интуитивного. К концу 80-х гг. это уже зрелые художники, каждый со своим мировоззрением, со своим критическим творческим опытом. (2. Стр.194)

С 1980 г. оживилась выставочная деятельность. Тон задавали работники Челябинской областной картинной галереи, Выставочного зала Союза художников, частных художественных галерей Челябинска, Магнитогорска, Златоуста. Самыми яркими и запоминающимися явлениями экспозиций стали большие полотна на темы отечественной истории и истории края Л. Костиной, К. Фокина, Н. Аникина, В. Качалова, П. Ходаева. Современный облик выставок оформили гобелены JI. Кудрявцевой, Н. Ситникова, Н. Черкашиной, С. Черкашина; керамические композиции А. Кудрявцева; фарфоровая пластика и графика Е. Щетинкиной. (3. Стр. 77)

Своеобразное преломление современного сознания показали в своих работах

А. Данилов, А. Старцев. Одной из ярких фигур последних десятилетий в художественной жизни Южного Урала является К. Фокин. Художник большого творческого темперамента и воли, утверждающий принципы монументализма в станковой живописи. Его картины на исторические и библейские темы отличает свободное обращение с пространственно-временными категориями, яркая декоративность, немыслимые ракурсы, невообразимые цветосочетания. Творчество К. Фокина концептуально, в основе каждой его работы лежит идея высокого духовного порядка. (1. Стр.56)

В 90-е гг. одним из ярких событий стало создание творческого объединения «Традиция», в которое вошли живописцы Н. Аникин, В. Качалов, 3. Латфулин, В. Меркулов, П. Ходаев, В, Чернилевский и искусствовед Г. Трифонова. Это первое в истории Южного Урала неформальное объединение профессиональных художников возрождает дух 20-30-х гг., манифесты, полные горячего пафоса. Члены группы выработали общее кредо своей творческой деятельности. Главное в их программе: ориентация творческих поисков на мировую традицию. При всем своеобразии творчества каждого из художников, в их духовных исканиях много общего: поэтическое, философское восприятие мира, возведение понятий обыденного в сферу духовных категорий. (2. Стр. 195)







Сейчас читают про: