Внешняя среда (макроокружение) анализируется по факторам STEP:
- социальные факторы,
- технологические факторы,
- экономические факторы,
- политические факторы
Макросреда (микроокружение) анализируется по модели "5 сил" Майкла Портера:
- покупатели,
- конкуренты,
- поставщики,
- товары-субституты (заменители),
- новички рынка
В расширенном варианте анализа к ним можно добавить:
- рынки,
- распределение,
- вспомогательные услуги и производства,
- общественность и иные заинтересованные стороны
Микросреда (внутренняя среда) анализируется в различных срезах:
Срез
| Содержание
| Основные вопросы
|
Кадровый срез
| - взаимодействие менеджеров и сотрудников;
- найм, обучение и продвижение персонала;
- оценка результатов труда и стимулирование;
- создание и поддержание эффективной рабочей среды
| - какой стиль управления использует руководство?
- насколько квалификация менеджеров, отвечающих за развитие фирмы, позволяет им справляться с основными функциями управления?
- соответствует ли квалификации сотрудников технологиям и будущим потребностям фирмы?
- Каковы мотивы работы сотрудников и административно-управленческого персонала, отвечающего за развитие?
- Насколько эффективна политика оплаты труда по сравнению с конкурентами?
|
Организационный срез
| - коммуникационные процессы;
- организационные структуры;
- нормы, правила, процедуры;
- иерархия подчинения
| - Четко ли распределены в фирме права и обязанности?
- Существует ли в фирме практика уменьшения управленческих издержек (например, за счет рационализации системы документооборота, организационной структуры)?
- Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития?
|
Операционный срез
| - создание основных и дополнительных товаров и услуг;
- снабжение;
- обслуживание техники и оборудования;
- осуществление НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
| - Соответствуют ли технологии и оборудование конкурентным требованиям сегодняшнего дня? Являются ли они современными или морально устарели?
- Насколько эффективно используются техника и оборудование, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для расширения спектра выпуска товаров и услуг?
- Какова отдача от исследований и разработок? Приводят ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов?
- Каковы правовые формы защиты продуктов фирмы и как они используются?
|
Маркетинговый срез
| Включает 4Р маркетинга (для сферы услуг — 7Р): товар, цены, место, продвижение и т.д.
| - Что является сильными и слабыми сторонами товаров и услуг фирмы?
- Является ли фирма ценовым лидером или ценовым последователем?
- Какую долю рынка и насколько твердо удерживает фирма? Каковы тенденции в изменении доли рынка?
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков?
- Обеспечивают ли проводимые исследования рынка необходимой информацией?
|
Финансовый срез
| - поддержание ликвидности;
- обеспечение прибыльности;
- создание инвестиционных возможностей
| - Каковы тенденции в изменении финансовых показателей фирмы?
- Какой процент прибыли обеспечивается различными подразделениями?
- Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для обеспечения будущих потребностей развития фирмы?
- Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству фирмы?
- Обеспечивает ли менеджмент рациональную налоговую политику?
|
Организационная культура
| - коммуникационная система и язык общения;
- процесс развития работника;
- отношение к времени и его использование;
| - Осознание себя и своего места в фирме;
- Ценности и нормы, принятые в фирме;
- миссия, ценности, верования, отношение к окружающему миру;
- трудовая этика и мотивация
- взаимоотношения между людьми в фирме
|