Аудит маркетинговой среды

Внешняя среда (макроокружение) анализируется по факторам STEP:

  • социальные факторы,
  • технологические факторы,
  • экономические факторы,
  • политические факторы

Макросреда (микроокружение) анализируется по модели "5 сил" Майкла Портера:

  • покупатели,
  • конкуренты,
  • поставщики,
  • товары-субституты (заменители),
  • новички рынка

В расширенном варианте анализа к ним можно добавить:

  • рынки,
  • распределение,
  • вспомогательные услуги и производства,
  • общественность и иные заинтересованные стороны

Микросреда (внутренняя среда) анализируется в различных срезах:

Срез Содержание Основные вопросы
Кадровый срез
  • взаимодействие менеджеров и сотрудников;
  • найм, обучение и продвижение персонала;
  • оценка результатов труда и стимулирование;
  • создание и поддержание эффективной рабочей среды
  • какой стиль управления использует руководство?
  • насколько квалификация менеджеров, отвечающих за развитие фирмы, позволяет им справляться с основными функциями управления?
  • соответствует ли квалификации сотрудников технологиям и будущим потребностям фирмы?
  • Каковы мотивы работы сотрудников и административно-управленческого персонала, отвечающего за развитие?
  • Насколько эффективна политика оплаты труда по сравнению с конкурентами?
Организационный срез
  • коммуникационные процессы;
  • организационные структуры;
  • нормы, правила, процедуры;
  • иерархия подчинения
  • Четко ли распределены в фирме права и обязанности?
  • Существует ли в фирме практика уменьшения управленческих издержек (например, за счет рационализации системы документооборота, организационной структуры)?
  • Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений по достижению целей развития?
Операционный срез
  • создание основных и дополнительных товаров и услуг;
  • снабжение;
  • обслуживание техники и оборудования;
  • осуществление НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
  • Соответствуют ли технологии и оборудование конкурентным требованиям сегодняшнего дня? Являются ли они современными или морально устарели?
  • Насколько эффективно используются техника и оборудование, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для расширения спектра выпуска товаров и услуг?
  • Какова отдача от исследований и разработок? Приводят ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов?
  • Каковы правовые формы защиты продуктов фирмы и как они используются?
Маркетинговый срез Включает 4Р маркетинга (для сферы услуг — 7Р): товар, цены, место, продвижение и т.д.
  • Что является сильными и слабыми сторонами товаров и услуг фирмы?
  • Является ли фирма ценовым лидером или ценовым последователем?
  • Какую долю рынка и насколько твердо удерживает фирма? Каковы тенденции в изменении доли рынка?
  • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков?
  • Обеспечивают ли проводимые исследования рынка необходимой информацией?
Финансовый срез
  • поддержание ликвидности;
  • обеспечение прибыльности;
  • создание инвестиционных возможностей
  • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей фирмы?
  • Какой процент прибыли обеспечивается различными подразделениями?
  • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для обеспечения будущих потребностей развития фирмы?
  • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству фирмы?
  • Обеспечивает ли менеджмент рациональную налоговую политику?
Организационная культура
  • коммуникационная система и язык общения;
  • процесс развития работника;
  • отношение к времени и его использование;
  • Осознание себя и своего места в фирме;
  • Ценности и нормы, принятые в фирме;
  • миссия, ценности, верования, отношение к окружающему миру;
  • трудовая этика и мотивация
  • взаимоотношения между людьми в фирме

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: